1) Симбиоз большого искусства и высших классов строился до эпохи СМИ в основном на отношениях «предложение-заказ» и в значительно меньшей степени на форме «товар-рынок». С культурной перестройкой, начавшейся под влиянием развития СМИ, новое, неэлитарное, искусство стало формироваться под знаком чисто рыночных отношений, причем рынка массового – низкая цена, большой тираж и качество «под клиента».
2) Искусство, разделенное до этого на две не слишком связанные между собой части – элитарное и массовое, стало растягиваться в шкалу, каждый участок которой с удалением от элитарного полюса адресовался все более широкому кругу потребителей. С точки зрения элитарных критериев, этот поток состоял из эрзац и деструктивных компонентов, разрушающих мораль и культивирующих дурной вкус.
Таким образом, в современно сложном глобализованном мире СМИ играют определяющую роль в возникновении и развитии массовой культуры, учитывающую еще один важный фактор – социальный заказ, который часто считается основной силой, определяющей доминанты развития искусства и даже науки.