ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ В САРАТОВЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ В САРАТОВЕ

Фирсина П.С. 1
1Институт физической культуры и спорта СГУ Саратов, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В исследовании, посвященном проблемам организации досуговой деятельности в молодежной среде, принимали участие мужчины и женщины 15 – 30 лет. На вопросы анкеты отвечали 148 человек. Опрос проводили среди респондентов, проживающих в следующих районах: Октябрьский, Заводской, Волжский. Исследование было проведено в городе Саратове летом 2007 года методом анкетирования. Паспортичка состоит из 9 вопросов, чем можно выявить среднего респондента и репрезентативность информации.

На вопрос, сколько Вам полных лет, респонденты ответили: 15-19 – 43,2%. 20-24 – 33,8%. 25-30 – 23%. Из полученных данных можно сделать вывод, что большинство опрошенных респондентов являются людьми в возрасте от 15 до 19 лет, а значит, в этом исследовании принимало большее число подростков, нежели людей другого возраста.

В ходе исследования было опрошено 50% мужчин и 50% женщин.

На вопрос «Чем Вы занимаетесь?»: в настоящее время работаю, ответили 33,1%. Учусь и работаю, 16,9%. Учусь, 47,3%. Не учусь и не работаю, 2,7% Модальное, т.е. наиболее встречаемое значение равно 3, ответ учусь. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство респондентов учащиеся или студенты, но это и понятно, т.к. в исследовании принимали участие в основном подростки.

На вопрос «Ваш род занятий?» респонденты ответили: руководитель крупной или средней компании 6,1%. Руководитель небольшой компании и руководитель среднего звена по 7,6%. Специалист 28,8%. Мастер, бригадир 3%. Рабочий 33,3%. Военнослужащий, охрана, милиция 13,6%. Наиболее встречаемое значение приходится на ответ рабочий. Отсюда следует, что в таком возрасте молодежь редко добивается квалифицированных рабочих мест.

На вопрос об образовании: неполное среднее или ниже 16,9%. Среднее общее 35,8%. Среднее специальное 20,9%. Высшее, аспирантура 26,4%. Таким образом, большинство респондентов имеют среднее образования, что вполне объяснимо тем, что основная часть опрошенных, судя по возрасту, это школьники и студенты младших курсов обучения.

На вопрос «Средний доход в месяц на одного человека в семье респондента», ответили: до 3000 рублей – 30,4%. 3001-5000 рублей – 8,8%. 5001-7000 рублей – 16,9%. 7001-10000 рублей – 14,2%. 10001-15000 рублей – 14,2%. 15001-20000 рублей – 8,1%. 20001-30000 рублей – 6,1%. От 31000 и выше – 1,4%. Затруднились ответить – 22,3% респондентов. Можно сделать вывод о том, что респонденты имеют заработную плату чуть больше прожиточного минимума, на мой взгляд, это не достаточное количество средств для удовлетворения потребностей.

На вопрос «Материальное положение респондента», ответили: им хватает денег на еду, но они испытывают некоторые финансовые трудности при покупке одежды 1,4%. Им хватает денег на еду и одежду, но покупка вещей, сопоставимых по стоимости с телевизором или холодильником является для них проблемой 34,5%. Они не испытывают проблем при покупке вещей, сопоставимых по стоимости с телевизором или холодильником. Однако очень дорогие покупки, такие как квартира или дача, им не по карману 56,1%. Они не испытывают проблем и могут позволить себе все 4,1%. Затрудняюсь ответить 4,1%. Модальное значение и медиана равна 4, т.е. наиболее встречаемое и центральное тенденция приходится на ответ, что они не испытывают проблем при покупке вещей, сопоставимых по стоимости с телевизором или холодильником. Однако очень дорогие покупки, такие как квартира или дача, им не по карману. Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что респонденты зарабатывают больше прожиточного минимума.

На вопрос «Семейное положение респондента», ответили: Холост/не замужем 70,9%. Женат/замужем 16,2%. Живем в незарегистрированном браке 12,2%. Наиболее встречаемое значение приходится на ответ холост/не замужем. Такое распределение ответов говорит о том, что большинство молодежи не вступило в брак, это легко объяснимо юным возрастом большинства опрошенных. Современная молодежь редко вступает в брак в столь юном возрасте.

На вопрос «Наличие детей у респондента», ответили: нет 83,1%. Да, один 12,8%. Да, двое 4,6%. Модальное значение равно 1, медиана равна 1. Центральное и наиболее встречаемое значение приходится на ответ: нет. Можно сделать вывод о том, что молодежь не имеет свою семью, а значит и детей у них нет. Но иногда наличие детей и супруга не обязательно сопутствуют друг другу.

В результате исследования был выявлен среднестатистический респондент, которым является мужчина или женщина в возрасте от 15 до 19 лет, имеющее среднее общее образование, семейное положение - холост / не замужем, не имеет детей, рабочий, имеющая или имеющей доход от 5000 до 7000 рублей в месяц.

В вопросе «Понимание респондентом слова «досуг»?», ответили: отдых, свободное время 45,9%. Занятие делом, которое нравится 8,8%. Свободное время, которое я могу потратить на себя, семью и друзей 14,2%. Отдых от учебы и работы 12,8%. Путешествия, активный отдых, спорт, веселое настроение 2%. Время, которое я могу потратить на себя, расслабиться 9,5%. Мое собственное время 2,7%. Время, которое я могу провести за компьютером 1,4%. Увольнения 0,7%. Отказались от ответа 1,4%. Иное без уточнения 0,7%. Наиболее встречаемое значение приходится на ответ – отдых, свободное время. Это можно объяснить тем, что отдых – самый простой вид досуга. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде.

Как показывают результаты опроса, большинство респондентов 73,5%, что составило 17,3% ответов, проводят свой досуг - гуляя с друзьями. Чуть меньше участников опроса смотрят телевизор - 71,4%, что составило 16,8% ответов. 51,7% респондентов, что составило 12,2% ответов - проводят время с родными, 41,5%, что составило 9,8% ответов - посещают кино, 38,8% респондентов, что составило 9,1% ответов - спят, 33,3%, что составило 7,8% ответов - занимаются спортом, 32,7%, что составляет 7,7% ответов опрошенных - посещают ночные клубы, 26,5% респондентов, что составило 6,2% ответили - хобби, 10,2%, что составило 2,4% ответов, респонденты ответили - посещают театр, 3,4%, что составило 0,8% - читают газету (научную), 2,7%, что составило 0,6% - посещают музеи, выставки. Можно сделать вывод о том, что респонденты предпочитают проводить свое свободное время в кругу друзей либо смотреть телевизор. Меньше всего опрошенных посещают кино, театры, музеи, выставки, занимаются спортом. Таким образом, респонденты предпочитают больше пассивный вид отдыха.

На вопрос: «Вид спорта, которым занимается респондент?», были получены такие данные: футбол 36,7%. Посещают тренажерный зал 32,7%. Волейбол 16,3%. Спортивные танцы 6,1%. Бассейн 4,1%. Бокс и теннис по 2%. Таким образом, самым популярным видом спорта среди опрошенных стал футбол, самый распространенный вид спорта среди лиц мужского пола. Чуть меньше респондентов предпочитают посещать тренажерный зал, в настоящее время это очень популярно, многие люди, выбирают его для того, чтобы поддерживать себя в хорошей спортивной форме.

В вопросе: «Причина, по которой респондент занялся спортом?», ответили: заставили родители 2%. Друзья занимаются спортом 12%. Сам решил 86%. Наиболее встречаемое значение приходится на ответ – сам решил. Можно сделать вывод о том, что респонденты сами организуют свое свободное время, не зависимо от родителей и мнения друзей.

На вопрос «Для чего респондент занялся спортом?», ответили: ходят друзья и укрепить здоровье по 14%. Для поддержания формы 70%. Стать чемпионом 2%. Наиболее встречаемое значение приходится на ответ: для поддержания формы. Можно сделать вывод о том, что молодежь хочет хорошо выглядеть и быть здоровыми.

На вопрос «Выбор книги респондента?», ответили: один из любимых жанров 55,9%. Заинтересовал автор книги 14,7%. Знакомые, друзья посоветовали 17,6%. Находится в домашней библиотеке 11,8%. Наиболее встречаемое значение равно 1, приходится на ответ один из любимых жанров. Можно сделать вывод о том, что респонденты предпочитают читать одно направление, не зависимо от того, кто ее написал.

На вопрос: «Жанр, который предпочитает респондент?», были получены такие данные: роман – 47,2%, что составило 39,5%. На ответ детектив и фантастика пришлось по 30,6%, что составило 25,6%. Приключения – 5,6%, что составило 4,7%. Затруднились ответить 5,6%, это составило 4,7%. Из полученных результатов видно, что респонденты читают роман. Можно предположить, что романы читают в основном женщины. Они мечтают, чтобы у них в жизни было все, как у героев книги. И об этом мы будем говорить ниже.

На вопрос «Как часто респондент посещает театр?», ответили: на ответы раз в 2-3 месяца и не более 1 раза в год и реже пришлось по 40%. Несколько раз в год 20%. Наиболее встречаемая тенденция приходится на ответ не более 1 раза в год и реже. У людей появились новые интересы и возможности, театр стал не актуален. Это приводит к падению культуры, респонденты находят удовлетворение в менее культурных интересах.

На вопрос «Как часто респондент посещает кино?», ответили: раз в неделю 1,8%. 1-3 раза в месяц 15,8%. Раз в 2-3 месяца 49,1%. Несколько раз в год 28,1%. Не более 1 раза в год и реже 3,5%. Ходят на мировые премьеры 1,8%. Мода и медиана равна 3. Таким образом, можно предположить, что респонденты ходят в основном на премьеры фильмов.

На вопрос «Как часто приходит решение о посещении музеев, выставок?» были получены такие данные: 1-3 раза в месяц, раз в 2-3 месяца и несколько раз в год по 33,3%. Наблюдается расслоение общества на равные группы. Встречаются респонденты, которые повышают свой уровень культуры и те люди, которым не интересна культура.

В вопросе «Досуг респондента?» были получены такие данные: провожу время с родными – 53,4% респондентов, что составило 11,2% ответов. Посещаю ночные клубы – 29,7%, что составило 6,2%. Гуляют с друзьями – 65,5%, что составило 13,7%. Посещают театр – 6,1%, что составило 1,3%. Посещают кино – 33,8%, это составило 7,1%. Посещают музеи, выставки – 1,4%, это составило 0,3%. Смотрят развлекательные телепередачи – 60,8%, это составило 12,7%. Смотрят документальные фильмы – 22,3%, что составило 4,7%. Смотрят информационные программы по телевидению – 21,7%, что составляет 4,5%. Спят – 30,4, это составило 6,4%. Читают художественную литературу – 20,9%, что составило 4,4%. Читают газету (научную) – 2,7%, это составило 0,6%. Читают «желтую» прессу – 11,5%, что составило 2,4%. Занимаются спортом – 25,7%, это составило 5,4%. Играют в компьютерные игры – 3,8%, это составило 6,6%. Посещают тренажерный зал – 19,6%, это составило 4,1. Хобби – 14,2%, что составило 3%. Ходят в кафе с друзьями – 27%, что составило 5,6%.

На вопрос «Досуг, который респондент выбирает часто?», ответили: проводят время с родными – 43,8% респондентов, что составило 13,3% ответов. Посещают ночные клубы – 10,3, что составило 3,1%. Гуляют с друзьями – 61%, что составило 18,5%. Посещают театр – 2,1%, это составило 0,6%. Посещают кино – 4,1%, это составило 1,3%. Посещают музеи, выставки – 1,4%, это составило 0,4%. Смотрят развлекательные телепередачи – 56,2%, это составило 17,1%. Смотрят документальные фильмы – 11%, это составило 3,3%. Смотрят информационные программы по телевидению – 14,4%, что составило 4,4%. Спят – 18,5%, что составило 5,6%. Читают художественную литературу – 15,1%, что составило 4,6%. Читают газету (научную) – 2,1%, что составило 0,6%. Читают «желтую» прессу – 6,8%, что составило 2,1%. Занимаются спортом – 19,9%, что составило 6%. Играют в компьютерные игры – 19,2%, это составило 5,8%. Посещают тренажерный зал – 13,7%, это составило 4,2%. Хобби – 13%, что составило 4%. Ходят в кафе с друзьями – 16,4%, что составило 5%. Самой распространенной формой проведения досуга являются прогулки с друзьями, т.е. общение. Все исследователи психологии сходятся в признании того огромного значения, которое имеет общение со сверстниками, родителями, учителями и т.д. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Таким образом, молодым людям необходимы встречи с друзьями и общение с ними.

Из полученных результатов в вопросах досуг респондента и досуг, который он выбирает часто можно сделать вывод, что респонденты в большей степени предпочитают проводить свободное время дома, смотря развлекательные передачи по телевидению. Благодаря этому респонденты отдыхают как умственно, так и физически. Не затрачивая при этом никаких материальных средств.

На вопрос «Досуг, который для респондента наиболее любимый?» были получены такие данные: проводят время с родными – 38,9% респондентов, что составило 11,7% ответов. Посещают ночные клубы и ходят в кафе с друзьями по 21,5%, что составило 6,5%. Гуляют с друзьями – 54,2%, это составило 16,3%. Посещают театр – 3,5%, что составило 1%. Посещают кино – 27,1%, это составило 8,2%. Посещают музеи, выставки – 2,1%, это составило 0,6%. Смотрят развлекательные телепередачи – 31,9%, что составило 9,6%. Смотрят документальные фильмы – 3,5%, что составило 1%. Смотрят информационные программы по телевидению – 4,2%, это составило 1,3%. Спят – 34%, что составило 10,3%. Читают художественную литературу – 13,2%, что составило 4%. Читают газету (научную) и читают «желтую» прессу – 1,4%, это составило 0,4%. Занимаются спортом – 20,8%, что составило 6,3%. Играют в компьютерные игры – 25,7%, это составило 7,7%. Посещают тренажерный зал – 14,6%, что составило 4,4%. Хобби – 12,5%, что составило 3,8%. Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что респонденты в большей степени предпочитают проводить свободное время дома с родными, смотря развлекательные программы по телевидению. Телевидение, которое занимает основное место в структуре СМИ, выполняет сейчас не только развлекательную функцию (хотя именно ее в значительной степени), но и функцию своего рода «отдушины», позволяющей на некоторое время забыть о многочисленных проблемах. В этом смысле затраты на телевидение могут выступать показателем повышения или снижения степени социального напряжения.

На вопрос «Досуг, который для респондента является идеальным?», ответили: проводят время с родными – 41,7% респондентов, что составило 12,9% ответов. Посещают ночные клубы – 25%, что составило 7,7%. Гуляют с друзьями – 44,4%, что составило 13,7%. Посещают театр – 4,2%, это составило 1,3%. Посещают кино – 27,1%, это составило 8,4%. Посещают музеи, выставки – 2,1%, это составило 0,6%. Смотрят развлекательные телепередачи – 15,3%, это составило 4,7%. Смотрят документальные фильмы – 2,8%, что составило 0,9%. Смотрят информационные программы по телевидению – 3,5%, это составило 1,1%. Спят – 14,6%, что составило 4,5%. Читают художественную литературу – 16%, что составило 4,9%. Читают газету (научную) – 1,4%, что составило 0,4%. Читают «желтую» прессу – респонденты не считают это идеальной формой досуга. Занимаются спортом – 29,9%, что составило 9,2%. Играют в компьютерные игры и хобби по 16%, что составило 4,9%. Посещают тренажерный зал – 33,3%, это составило 10,3%. Ходят в кафе с друзьями – 30,6%, это составило 9,4%. Из полученных результатов видно, что идеальный досуг является и любимым, т.е. проводят время с друзьями родными, общаясь с ними и получая какую-либо информацию.

Из полученных результатов в вопросах любимые и идеальные формы досуга можно сделать вывод о том, что респонденты предпочитают проводить свое свободное время с друзьями, общаясь с ними и получая какую-либо информацию. И еще то, что респонденты дорожат дружбой и друзьями, посвящая им свое свободное время.

В вопросе: «Оценка респондентом свободного времени респонденты?», ответили: устраивает полностью 56,1%. Частично устраивает, частично нет 40,5%. Не устраивает вообще и в зависимости от настроения по 0,7%. Затруднились ответить 2%. Мода и медиана равна 1. Т.е. большая часть ответов приходиться на вариант устраивает полностью. Можно сделать вывод, что респондентов устраивает организация их свободного времени.

На вопрос: «Организация свободного времени респондента?» были получены такие результаты: расслабляются 56,2% респондентов, что составило 33,3% ответов. Делают то, что хотят 45,9, что составило 27,2%. Стараются саморазвиваться 15,1%, что составило 8,9%. Получают удовольствие 48,6%, что составило 28,9%. Затруднились ответить 2,7%, это составило 1,6%. Поэтому видно, что респонденты в свободное время расслабляются.

На вопрос «Что устраивает респондента в организации досуга?», ответили: все устраивает 70,3%. Они расслабляются 4,1%. Абсолютная свобода 4,7%. Как и с кем, они проводят свое свободное время 6,1%. Возможность общаться с близкими людьми, расслабляются, реализуют планы по 2,7%. На его организацию уходит мало денег 1,4%. Наиболее встречаемая и центральная тенденция приходится на ответ все устраивает.

На вопрос «Что не устраивает респондента в организации досуга?», ответили: его скудное разнообразие 3,4%. Все устраивает 42,6%. Нехватка средств 10,8%. Мало времени на досуг 25,7%. Непредсказуемые ситуации 2%. Иногда ничего не хочется организовывать 0,7%. Наиболее встречаемая и центральная тенденция приходится на ответ все устраивает.

По результатам вопросов что устраивает и не устраивает респондентов в организации досуга видно что, респонденты сами так организуют свободное время и их все устраивает.

В вопросе «Сумма, которую респондент тратит на досуг?», ответили: до 100 рублей – 2,7%. От 101 до 450 рублей – 21,6%. От 451 до 850 рублей – 31,6%. От 851 рублей и выше – 20,3%. Затруднились ответить – 22,3%. Наиболее встречаемое значение приходится на ответ от 451 до 850 рублей.

В вопросе «Сумма, которую респондент хотел бы тратить на досуг?», ответили: до 100 рублей – 1,4%. От 101 до 450 рублей – 2%. От 451 до 850 рублей – 2,7%. От 851 рублей – 63,5%. Затруднились ответить – 27,7%. Наиболее встречаемая и центральная тенденция приходится на ответ от 451 до 850 рублей. Отсюда видно, что респонденты хотели бы больше денег тратить на досуг.

На вопрос: «Что хочет изменить в своем досуге респондент?», ответили: разнообразить его 9,5%. Больше материальных возможностей 13,5%. Больше времени проводить с близкими людьми 4,7%. Все удовлетворяет 50%. Побольше свободного времени 19,6%. 0,7% приходится на ответы: дисциплинарный порядок, собрать футбольную команду, поменьше бы денег брали. Половину респондентов ответили, что их все удовлетворяет, и они ничего не хотят менять.

Из полученных результатов можно сказать, что молодежи не хватает времени и материальных средств на организацию досуга. И они в основном либо просто смотрят телевизор в домашней обстановке, либо встречаются и друзьями. Эти результаты совпадают с одной из задач.

Все три гипотезы совпали с результатами исследования. Отсюда следует, что досуг молодежи в прямом смысле зависит от материальных средств. В настоящее время очень сложно молодежи организовывать свой досуг, потому что чаще всего им не хватает финансов на его осуществление.

Чаще всего люди предпочитаю фантазировать и придумывать свой досуг как можно более интересным. Но в большинстве случаев это зависит от материальных возможностей человека. Даже если ему хватает денег на осуществление чего-то одного, то не хватает на осуществление других. Хотя ранее было запланировано осуществить все, что задумано. Людям приходится осуществлять лишь малую часть из всего возможного.

Также молодым людям не хватает времени, потому что многие молодые люди студенты, которые после учебы идут на работу. И в итоге у них нет времени провести свободное время как они хотят, даже если у них есть для этого средства.

Или, наоборот, те люди, которые работают, стараются еще учиться, чтобы в дальнейшем иметь больше перспектив в работе и получать достойную заработную плату.

Еще могу сказать, что молодежь занимается спортом, хотя это дорогостоящее удовольствие. При чем они сами принимают решение. Хотят быть в форме и здоровыми. Это на самом деле хорошо, потому что нашей стране нужны здоровые и умные люди.

В некоторых вопросах респонденты противоречили себе, отвечая, что мало времени и средств на досуг, но при этом их все устраивает и они ничего не хотят менять.

Еще было интересным то, что в одном вопросе респонденты ответили, что гуляют с друзьями, а в другом проверочном вопросе смотрят развлекательные телепередачи. Т.е. получается, что респонденты противоречат друг другу.

Итак, подводя итог можно сказать, что структура занятий в свободное время у молодежи однотипна. Свободное время сейчас в основном проводят дома. Самую большую его часть занимает просмотр телепрограмм и прогулки с друзьями. Затраты времени на посещение зрелищных учреждений минимальны.

Необходимо не столько увеличение продолжительности свободного времени, сколько совершенствование его качества. Для этого требуется улучшение условий и возможностей, а также воспитание умений и культуры проведения свободного времени, чтобы устранить его потери и нерациональные затраты.

Людям необходим хороший позитивный досуг, тогда его физические и моральные качества будут развиты наилучшим образом.

Просмотров работы: 2206