ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИКА

Назаренко О.В. 1, Фролова М.Е. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития общества в новых образовательных условиях цели, содержание, формы и методы воспитания, сложившиеся в системе советской школы, оказались малоэффективными. Отсюда вытекает необходимость поиска новых путей развития системы воспитания детей, потребность принципиально нового подхода к подготовке будущего учителя, способного успешно реализовывать задачи воспитания, осуществлять инновационные процессы в воспитательной работе.

Подготовка специалистов в высших педагогических образовательных учреждениях должна быть ориентирована на кардинально новые, адекватные современным требованиям механизмы подготовки, позволяющие будущим учителям эффективно управлять воспитательной работой в системе образования.

Дополнительные требования к будущему учителю предъявляет и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Необходимость разработки программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, обеспечения достижения личностных результатов освоения школьниками основной образовательной программы, организации воспитательной деятельности, направленной на становление личностных характеристик выпускника, соответствующих описанному во ФГОС ООО портрету выпускника основной школы – все это требует от будущего педагога высокого развития профессиональных умений в области воспитания.

Теоретические основы подготовки специалистов к воспитательной работе в педагогических вузах исследованы в работах Л.Б. Байбородовой, Б. П. Беспалько, В. И. Загвязинского, Л. В. Загрековой, Л. И. Новиковой, М.И. Рожкова, В. А. Сластенина и др.

В педагогической науке аспекты формирования у студентов готовности к педагогической деятельности исследованы в работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и др., где с позиций целостного подхода проанализированы содержание, структура и форма подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Недостаточная разработанность ряда аспектов подготовки будущих учителей к организации воспитательной работы в школе, возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость этой проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Подготовка будущих учителей к организации воспитательной работы в средней школе в процессе изучения дисциплины Педагогика».

Базой нашего исследования стал Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет». В исследовании принимали участие студенты 2 курса направления подготовки 050100 Педагогическое образование в количестве 118 человек, с которыми было проведено анкетирование по выявлению представлений студентов об организации учебной работы по подготовке к воспитательной деятельности, формированию компетенций, необходимых для педагога-воспитателя. Проведенное анкетирование позволило сделать следующие выводы:

  • в учебном процессе по изучению дисциплины Педагогика необходимо использовать следующие формы: лекция-беседа, лекция-дискуссия, коллективное решение творческих задач, посещение уроков и внеурочных мероприятий в школе, моделирование педагогических ситуаций, кейс-метод, практические групповые и индивидуальные задания, вызывающие наибольший интерес обучающихся;

- домашние задания должны предусматривать создание презентаций, написание конспектов, представление докладов, выполнение творческих заданий;

  • деятельность педагога и студентов в процессе обучения должна иметь творческий характер, практическую направленность.

В экспериментальной работе участвовали студенты историко-филологического факультета 2 курса очной формы обучения в количестве 33 человек. В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы было установлено, что стартовые возможности студентов в плане формирования профессиональных умений педагога-воспитателя следующие: проектировочные умения находятся на среднем уровне сформированности; организационные, коммуникативные, диагностические, исследовательские и творческие способности - выше среднего уровня.

Формирующий этап эксперимента по подготовке будущих выпускников к организации воспитательной работы в средней школе осуществлялся на дисциплине Педагогика. Данная работа проходила в ходе изучения следующих тем: «Воспитание и его место в структуре целостного педагогического процесса», «Закономерности и принципы воспитания», «Содержание воспитания», «Методы, формы и средства воспитания», «Воспитательные технологии», «Воспитательные задачи».

Для проведения экспериментальной работы нами была разработана система занятий, где наряду с традиционными использовались активные и интерактивные формы и методы обучения (дискуссия, коллективное решение творческих задач, практические групповые и индивидуальные задания, метод проектирования, проблемное обучение, групповая работа и др.). Для каждого семинарского занятия были определены цели, задачи, формируемые компетенции, понятийный аппарат, домашние задания (самостоятельная, либо практическая работа). Разработанные задания по подготовке к семинарским занятиям были направлены на развитие различных умений педагога-воспитателя. Все домашние задания имели логически выстроенную последовательность: выполненные домашние задания имели продолжение на последующих практических занятиях.

Так, например, с целью развития компетенции в области планирования воспитательной деятельности классного руководителя нами был разработан цикл занятий. На первом занятии был проведен мастер-класс с учителем общеобразовательной школы № 2, возглавляющим городское объединение классных руководителей Варенцовой Н. А., которая поделилась своим опытом и своими учебно-методическими разработками по организации и проведению воспитательной работы в средней школе, в том числе по составлению годового календарного плана. Педагог представил разработанный план воспитательной работы для учащихся 6 класса, познакомил с правилами оформления документации, организацией работы с родителями, с «трудными» и одаренными детьми. Студенты смогли задать интересующие их вопросы учителю-практику. В качестве задания для подготовки к семинарскому занятию студентам было предложено разработать план воспитательной работы для учащихся 7 класса на 1 месяц по всем направлениям воспитательной деятельности. Данная работа осуществлялась в группах. На семинарском занятии студенты представляли и защищали свои проекты, анализировали и оценивали проекты других групп. В конце занятия была проведена рефлексия проделанной работы по технологии «Шесть шляп мышления».

Реализуя практико-ориентированную направленность в обучении, в качестве текущего контроля нами было предложено разработать и провести одно из внеклассных мероприятий из представленного плана воспитательной работы. Студенты разрабатывали сценарий внеклассного мероприятия и проводили фрагмент на семинарском занятии. Студенты группы выступали экспертами. Для анализа мероприятия нами была разработана и предложена студентам технологическая карта, заполняя которую они систематизировали свои теоретические знания. На занятии была организована видеосъемка для последующего анализа, самоанализа и обсуждения студентами фрагментов воспитательных мероприятия.

В ходе формирующего этапа диагностика формирования умений проходила посредством наблюдений за деятельностью студентов на семинарских занятиях, по анализу выполнения домашних заданий. План наблюдения за деятельностью студентов на занятиях включал наблюдение за активностью студентов при выполнении практикоориентированных заданий, способностью пользоваться основными категориями педагогики при решении педагогических задач, выполнении домашних заданий, способностью аргументировано отвечать на вопросы.

В завершении формирующего этапа эксперимента был произведен анализ результатов проведенной нами работы по формированию умений педагога-воспитателя по средним баллам сформированности умений педагога-воспитателя (самооценка данных умений, экспертная оценка), а также анализу индивидуальных изменений, произошедших у студентов экспериментальной группы, который показал положительную динамику в изменении уровня сформированности интересующих нас умений: проектировочные умения - выше среднего уровня; организационные, коммуникативные – высокий уровень; диагностические, исследовательские и творческие способности - выше среднего уровня. Анализ результатов показал, что подобные практико-ориентированные занятия повышают познавательный интерес обучающихся, мотивируют их к поиску нестандартных решений, развивают коммуникативные и организаторские способности, критическое мышление, умение работать в команде и т.д.

Практическая значимость нашей работы состоит в разработке практических рекомендации по оптимизации подготовки будущих учителей к организации воспитательной работы в средней школе, написании элементов учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Педагогика» (Модуль 3,4 «Теоретические основы педагогического процесса», «Педагогические технологии») для студентов 2 курса очной формы обучения направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, создании главы электронного учебника.

Просмотров работы: 1784