Актуальность данной статьи заключается в том, что финансовый контроль является особой сферой правового регулирования государства.
Важнейшей задачей, стоящей перед органами государственного финансового контроля, является координация действий контрольных органов всех уровней в рамках единой системы. Только координация действий контролирующих органов позволит повысить эффективность контрольной деятельности, избежать дублирования при осуществлении функции контроля, обеспечить успешность применения современных методов аудита.
В настоящее время в стране только в системе федеральных органов действует 66 контрольных служб и подразделений, обладающих широким кругом полномочий в области финансового контроля.
Большинство из них имеют представительство в федеральных округах и субъектах РФ. В настоящее время контрольные структуры в федеральных округах сформированы Генеральной прокуратурой РФ, МВД России, Минюстом России, Минфином России и целым рядом других органов государственной власти федерального уровня [1].
Организационно-правовая система финансового контроля в Российской Федерации сегодня не является эффективно функционирующей системой. Эта система скорее состоит из служб, ведомств и органов, на которые возложены определенные контрольные функции, но которые действуют несогласованно и разобщенно, не взаимодействуя друг с другом. Контрольную деятельность этих органов регулируют около 260 законов, постановлений, указов. Такое количество нормативных правовых актов в этой области скорее дезорганизует систему финансового контроля, нежели определяет порядок работы. Многочисленные правовые акты, как правило, повторяют друг друга, полномочия одного органа зачастую дублируются полномочиями другого (например, на федеральном и региональном уровнях). Как результат - отсутствие скоординированности в действиях органов финансового контроля. Такое положение в системе финансового контроля сигнализирует о несформированности этой системы, отсутствии ее целостности.
В России сегодня отсутствует не только единая система финансового контроля, но и единая концепция ее формирования. Формирование органов государственного и негосударственного финансового контроля в Российской Федерации все еще продолжается. Свою специфику на этот процесс накладывает пока еще становление рыночной экономики. Можно констатировать, что работа по формированию всей системы финансового контроля в целом и контрольных органов в частности, проводимая в стране, пока недостаточно эффективна. Неэффективность этой работы можно связать с отсутствием образцов, которые могли бы служить ориентиром в формировании контрольной системы. При этом работу по совершенствованию организации финансового контроля необходимо начинать с выявления существующих проблем, ограничивающих достижение поставленных задач, а также факторов, вызывающих эти проблемы.
Проблемы финансового контроля определяются как внутренними, так и внешними факторами. В числе внутренних факторов можно выделить такие факторы, как стиль работы руководителей всех уровней власти, определение и документальное закрепление процедур контроля, налаженность системы информационного обеспечения. К внешним факторам, определяющим проблемы финансового контроля в Российской Федерации, относятся уровень развития экономики, уровень развития законодательной базы, налоговая политика государства, соблюдение действующего законодательства и ряд других факторов [2].
Можно сделать вывод, что необходима качественная переработка действующих правовых норм в сфере регулирования финансового контроля, устранение несогласованностей и противоречий правового регулирования системы органов государственного финансового контроля, восполнение пробелов и отмена устаревших норм. Cуществующую сейчас в стране систему органов государственного финансового контроля трудно назвать эффективной [3].
Для решения этих проблем государству необходимо создать на территории РФ единую систему финансового контроля, регулируемую соответствующей единой системой законодательных актов. Также очень важно решительно покончить с первейшими источниками криминализации экономики: коррупцией, хищением государственных средств, воплотить в жизнь демократические принципы управления общественной собственностью.
БИБЛИОГРАФИЯ
Аминова, Э.М. Финансовый контроль в России: истроия и современность [Текст] / Э.М. Аминова // Право и управление. ХХI век. – 2011. - № 2. – С. 48-55.
Клейменов, Я.С. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / Я.С. Клейменов // Административное и муниципальное право. – 2010. – № 6. – С. 69-72.
Толмачев, О.М. Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / О.М. Толмачев // Проблемы местного самоуправления. – 2012. - № 53.