Вместе с тем именно игровой деятельности принадлежит особо значимая роль в развитии личности, в формировании важнейших черт характера, обогащении внутреннего мира. В процессе игры воспитание переходит в самовоспитание.
Правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка. В подавляющем большинстве случаев участие в игре происходит по желанию самого ребенка, вследствие его интереса к процессу игры, получению от этого удовольствия, а потому и участие в них основано на принципе добровольности. Для большинства детей сам процесс игры важнее его результата. Поэтому даже в случае проигрыша ребенок может много раз участвовать в этой же игре и выигрывая, и проигрывая. Каждый раз он вновь и вновь принимает какое-то решение, если нужно сделать выбор в действиях, оценивает свое отношение к действиям друзей, результатам своих действий.
Игры позволяют формировать у детей такие качества, как выдержка, терпение, ловкость, выносливость. Дети получают представление о чести, смелости, мужестве. В процессе игры развиваются способности находить решения проблемных ситуаций, навыки творческих действий. Игра выступает в роли своеобразной школы жизни.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и удаление от действительности, и проникновение в неё. Именно в игровом действии развивается способность к преобразованию действительности в образе, чтобы в дальнейшем научиться преобразованию её в действии, формируется умение перейти от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Через игру проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок принимает на себя. У детей дошкольного возраста в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.
В раннем возрасте у ребенка проявляются естественные потребности: познавательная (желание узнать новое), художественная (рисовать, или, как многие дети говорят – красить), музыкальная (слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы) и т. д. Все эти потребности должны и могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности.
К особому виду духовных потребностей можно отнести потребности нравственные. Они проявляются как самостоятельная форма общественного сознания – мораль, которую можно рассматривать как особую возможность духовно-практического освоения мира, наиболее действенного и сильного регулятора отношений между людьми. Без всякого сомнения, ребенок должен видеть в жизни проявления высокой морали и примеры нравственного поведения людей. Однако наиболее ярко и контрастно объяснить существо правильного поведения, толерантных принципов взаимоотношений между людьми, высоконравственных поступков можно именно в игровой ситуации. Это связано с тем, что дети способны помногу раз переживать уже пережитое однажды. Эта возможность наиболее полно может быть использована в игре, в которой действия могут часто повторяться, или сама игра может быть часто востребована.
Особое место в развитии ребенка занимают игровые ситуации. Так, например, возвращаясь с прогулки, воспитатель дошкольного учреждения обращается к детям с просьбой – давайте пересчитаем наши пальчики, все ли они на месте? Дети, глядя на воспитателя и подражая ему сжимают руки в кулачки и затем начинают разгибать свои пальчики по очереди, повторяя за взрослым – один, два, три… десять. Для них это – игра, поскольку считают они с увлечением. В то же время это – и обучение, так как через короткое время они обучаются счету до десяти. И, кроме того, развитие двигательных навыков, поскольку движения достаточно сложные и поначалу даются с трудом, а затем все легче и легче.
Можно сказать, что умелое использование в образовательном и воспитательном процессе игровых методов оказывают благотворное влияние на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.