РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Федорова М.А. 1, Семчук Н.Н. 1, Николаева Н.Н. 1, Орлова Г.А. 1, Архиреева Т.В. 1, Орлова Е.О. 1, Калина Н.В. 1, Волкова В.Н. 1, Сахарова Н.А. 1, Самойленко В.А. 1, Калина В.В. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По своей сути игра является первым видом деятельности, которой обучается ребенок. В педагогических технологиях она относится к косвенным методам, поскольку ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого и является полноправным субъектом процесса.

Вместе с тем именно игровой деятельности принадлежит особо значимая роль в развитии личности, в формировании важнейших черт характера, обогащении внутреннего мира. В процессе игры воспитание переходит в самовоспитание.

Правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка. В подавляющем большинстве случаев участие в игре происходит по желанию самого ребенка, вследствие его интереса к процессу игры, получению от этого удовольствия, а потому и участие в них основано на принципе добровольности. Для большинства детей сам процесс игры важнее его результата. Поэтому даже в случае проигрыша ребенок может много раз участвовать в этой же игре и выигрывая, и проигрывая. Каждый раз он вновь и вновь принимает какое-то решение, если нужно сделать выбор в действиях, оценивает свое отношение к действиям друзей, результатам своих действий.

Игры позволяют формировать у детей такие качества, как выдержка, терпение, ловкость, выносливость. Дети получают представление о чести, смелости, мужестве. В процессе игры развиваются способности находить решения проблемных ситуаций, навыки творческих действий. Игра выступает в роли своеобразной школы жизни.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и удаление от действительности, и проникновение в неё. Именно в игровом действии развивается способность к преобразованию действительности в образе, чтобы в дальнейшем научиться преобразованию её в действии, формируется умение перейти от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Через игру проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок принимает на себя. У детей дошкольного возраста в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.

В раннем возрасте у ребенка проявляются естественные потребности: познавательная (желание узнать новое), художественная (рисовать, или, как многие дети говорят – красить), музыкальная (слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы) и т. д. Все эти потребности должны и могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности.

К особому виду духовных потребностей можно отнести потребности нравственные. Они проявляются как самостоятельная форма общественного сознания – мораль, которую можно рассматривать как особую возможность духовно-практического освоения мира, наиболее действенного и сильного регулятора отношений между людьми. Без всякого сомнения, ребенок должен видеть в жизни проявления высокой морали и примеры нравственного поведения людей. Однако наиболее ярко и контрастно объяснить существо правильного поведения, толерантных принципов взаимоотношений между людьми, высоконравственных поступков можно именно в игровой ситуации. Это связано с тем, что дети способны помногу раз переживать уже пережитое однажды. Эта возможность наиболее полно может быть использована в игре, в которой действия могут часто повторяться, или сама игра может быть часто востребована.

Особое место в развитии ребенка занимают игровые ситуации. Так, например, возвращаясь с прогулки, воспитатель дошкольного учреждения обращается к детям с просьбой – давайте пересчитаем наши пальчики, все ли они на месте? Дети, глядя на воспитателя и подражая ему сжимают руки в кулачки и затем начинают разгибать свои пальчики по очереди, повторяя за взрослым – один, два, три… десять. Для них это – игра, поскольку считают они с увлечением. В то же время это – и обучение, так как через короткое время они обучаются счету до десяти. И, кроме того, развитие двигательных навыков, поскольку движения достаточно сложные и поначалу даются с трудом, а затем все легче и легче.

Можно сказать, что умелое использование в образовательном и воспитательном процессе игровых методов оказывают благотворное влияние на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Просмотров работы: 6178