СЕМЬИ «ГРУППЫ РИСКА» КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СЕМЬИ «ГРУППЫ РИСКА» КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главным объектом работы социального педагога является ребенок и его семья. В социологии, психологии, социальной педагогике существуют различные типологии семей, мы приведем в качестве примера наиболее общую:
  1. Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья, состоящая из одной пары родителей с детьми или без детей. Нуклеарная семья может быть полной или неполной, состоящая из одного родителя с детьми. Семья становится неполной либо в результате развода, либо вдовства, либо в результате рождения ребенка у не состоящей в браке матери. В итоге всех этих причин абсолютно преобладают неполные материнские семьи.

  2. Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки, либо семьи братьев или сестер), она носит название расширенной.

Кроме того в науке существует типология социального риска, в эту типологию Холостова Е.И. выделяет семьи, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения [3].

Это семьи беженцев, вынужденных переселенцев, семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, т.е. многодетные или имеющие в своем составе инвалидов; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы. В последнее время к ним прибавляются такие категории, как семьи безработных; семьи военнослужащих; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, связанные с предприятиями и учреждениями, где не выплачивают заработную плату.

Вне зависимости от типа семьи, выделяются общие проблемы семей. Такой основной проблемой всех типов семей является разрешение вопроса о предназначении семьи в современном мире.

Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно избавляясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фактом, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид деятельности, который может осуществить только семья или который может быть сделан только в семье. В сущности, все функции, которые когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быть осуществлены вне семьи.

Это подкрепляется все усиливающейся нестабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемые нашей страной. Характерно, что экономически благополучные страны, не пережившие в последние годы такого резкого падения уровня жизни своего населения, испытывают аналогичные трудности в функционировании семей.

Нестабильность выражается, прежде всего, в возрастании числа разводов и опасности развода для каждой семьи. Очень высокий уровень разводов в нашей стране, когда на каждые три заключенных брака в год совершается два развода, не является уникальным.

Нестабильность семейном жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каждая страна, вступившая в индустриальную эпоху, переживает так называемый первый демографический переход от нерегулируемой рождаемости на уровне «естественной фертильности», т.е. когда у женщины (супружеской пары) рождается столько детей, сколько физиологически может родиться в таких условиях, к регулированию рождаемости, свободному выбору количества детей и сроков их рождения. Такой переход совершается очень быстро, практически на протяжении жизни одного поколения, и все меры воспрепятствования, в виде юридических или религиозных запретов, оказываются бессильны.

Холостова Е.И. рассматривает более узко понятие «группы риска», обозначение которого имеет ярко выраженный социальный характер. Это категории людей чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести их если не к биологической гибели, то к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика.

Любая категория людей, взятая законами о социальном обслуживании населения под свою защиту, по существу уже составляет группу риска. Это инвалиды, дети-сироты, матери-одиночки, неполные семьи, несовершеннолетние правонарушители, пожилые, одинокие престарелые люди и умственно отсталые.

Холостова Е.И. объединяет семьи в «группу риска» по структурному признаку и дает следующую характеристику отдельным ее типам:

  1. Социальные проблемы неполных семей связаны в первую очередь с малообеспеченностью, которая обусловлена наличием всего одного трудового дохода в семье (не говоря уже о тех экстремальных случаях, когда семья не имеет трудового дохода вообще и вынуждена жить на пособие по безработице, либо на пособия детей). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного обязанностями по уходу за детьми. Доход от алиментов в том случае, когда дети имеют на них право и реально получает их, обычно покрывает не более половины стоимости содержания детей.

  2. Неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, на обломках какой-либо социальной катастрофы. Родители малолетних детей погибли, находятся в заключении, ударились в бега, лишены родительских прав, либо предаются безудержному пьянству – чаще всего именно по таким причинам приходится поколению прародителей брать на содержание и воспитание внуков. У таких семей низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков. Ряд сложностей проистекает от плохого состояния здоровья пожилых людей, их более слабых адаптационных способностей, неумения приспособиться к реалиям современности.

  3. Многодетные семьи. Среди многодетных (трое детей и более) семей определенную часть составляет случайная многодетность, когда вместо желанного второго ребенка рождаются сразу близнецы, либо ребенок появляется на свет в результате каких-либо ошибок в контрацепции и невозможности прибегнуть к средствам прерывания беременности. Все остальные многодетные семьи могут быть распределены на три категории. Во-первых, это сознательная, целенаправленная многодетность, которая может быть связана с национальными традициями, либо с религиозными предписаниями. Иногда возможны культурно-идеологические побудители, иногда воплощение традиции родительской семьи. У таких семей много трудностей, связанных с малообеспеченностью, теснотой в жилище, загруженностью родителей, особенно матери, состоянием их здоровья. Вторую группу составляют семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Такие семьи могут быть различными, в том числе и вполне благополучными. Неблагополучные многодетные семьи входят в третью группу. Они образуются в результате безответственного поведения родителей, чаще матери, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. У всех типов многодетных семей имеется общая социально-педагогическая проблема, связанная с многодетностью. У детей из таких семей наблюдается заниженная самооценка, неадекватное представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на последующей судьбе.

  4. Семьи инвалидов. Для семей, воспитывающих детей-инвалидов характерны все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения в жизнедеятельности и т.д.), но их принятие таких проблем зачастую добровольно, так как при рождении ребенка-инвалида с неисправимой патологией родители нередко имеют возможность отказаться от таких детей с целью помещения их на постоянное обслуживание в специализированный интернат. Оставляя такого ребенка в семье, родители должны понимать, что это достаточно серьезное решение, т.к. трудности, связанные с его воспитанием чрезвычайно велики. Уход за больным ребенком, инвалидом с детства, нередко не совместим с внедомовой занятостью, поэтому мать, как правило, вынуждена оставить работу совсем, либо оставить любимую работу в пользу более свободной по графику, близко расположенной, но оплачиваемой ниже. Уровень разводов в таких семьях намного выше – отцы не в состоянии выдерживать непрекращающихся трудностей и уходят из семьи.

  5. Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия. Социальные педагоги в настоящее время могут заняться оказанием помощи такой семье преимущественно на этапе кризиса, в момент конфликта или распада, работать же над профилактикой семейных дисфункции, заниматься налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии пока большинство социальных учреждений не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социально-педагогической работы стабильного общества. Возможно, с исправлением социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отодвинутся на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений займут первое место [3].

Кащенко В.П. классифицирует семьи «группы риска» по социально-педагогическому признаку и дает им следующую характеристику:

  1. Конфликтная семья. Это семья с конфликтующим типом отношений отличается от семей, в которых идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде семейных скандалов, грубости, взаимных угроз и оскорблений. Разрушаются чувство любви, уважения, долга, ответственности друг за друга Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и в общественных местах.

  2. Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской семье усвоившие нормы жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т. д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Невозможность достижения статуса, соответствующего этим притязаниям в классе, ведет к тому, что они становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

  3. Педагогически несостоятельные семьи. (Не смешивать с семьями, допускающими отдельные ошибки в воспитании, в целом, восприимчивыми к положительному педагогическому влиянию). В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить и изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Такие конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем и от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

  4. Асоциальная семья. Основная особенность – отрицательная антиобщественная направленность ее членов к социальным ценностям, интересам, идеям, мировоззрениям. Наиболее характерный признак дайной семьи - видимая сплоченность членов семьи, внешне выраженная гармония отношений. Гражданский облик таких семей отрицательный. Дети из подобных семей отличаются от своих сверстников скептицизмом, бравадой, отсутствием уважения к коллективу и к его интересам. Часто это проявляется в поведении - унижении товарищей, оскорбительных прозвищах, недоброжелательности [2].

Семьи «группы риска» являются, прежде всего, объектом социально-педагогической помощи и в этом процессе ведущая роль отводится школе. Основными условиями, способствующими укреплению связей неблагополучных семей со школой, являются:

  • внимательное и тщательное изучение семейной среды, всех сторон ее жизни с учетом конкретных особенностей, конкретного типа неблагополучия;

  • построение положительных и доверительных отношений социальных педагогов с родителями неблагополучных семей;

  • реализация на этой основе делового сотрудничества по организации совместных воздействий на педагогически запушенных учащихся.

Ведущим и исходным принципом в работе с неблагополучными семьями является осуществление индивидуального подхода и разработка индивидуальных методов воздействия на родителей. Взаимодействие школы с родителями педагогически запущенных подростков является процессом, в основе которого находится принцип педагогического управления. Основные формы такого взаимодействия: проведение доверительных бесед, посещения на дому, посильная помощь в исправлении создавшегося неблагополучного положения в семье, связь школы с предприятиями, где работают родители, устройство детей в специальные детские учреждения и т.д.

Отличительной чертой семей «группы риска» является отрицательное влияние семейных факторов социального риска на нормальное функционирование семьи. Исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающихся на функционировании семьи:

  • социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

  • медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей, отягощенная наследственность, антисанитария, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

  • социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

  • социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

  • криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние. Довольно стабильной является доля семей с низким прожиточным уровнем. Особенно усиливается влияние социально-экономического фактора, когда низкий прожиточный уровень семьи выступает в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей. Иными словами, в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, значительно больше шансов воспитать нормального ребенка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический климат.

Среди функционально несостоятельных, не справляющихся с воспитанием детей большой процент составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами (50-60% семей), так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов. Отношения строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Такие семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия.

В работе с семьями, где отношения супругов фактически находятся на грани распада социальный педагог должен выполнять психотерапевтические функции. То есть, в беседе с родителями необходимо, внимательно выслушав обе стороны, попытаться, по возможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов, прежде всего, на основе интересов ребенка. С конфликтными семьями нужна кропотливая работа по оздоровлению взаимоотношений супругов, требующая большого такта, мудрости, хорошего знания жизни, профессионализма.

Наиболее распространенными семьями, в которых неправильно формируются взаимоотношения с детьми, являются педагогически несостоятельные семьи. Такие семьи, как и конфликтные, не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль. Педагогически несостоятельная семья, прежде всего, нуждается в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми, как основных факторов, обуславливающих их косвенное десоциализирующее влияние. Эти семьи, прежде всего, нуждаются в помощи психолога, способного помочь родителям проанализировать проблемную ситуацию, скорректировать свой стиль и характер отношений с ребенком. Эту помощь могут оказать также социальные педагоги и школьные учителя, которые хорошо знают индивидуальные особенности детей и подростков, условия их семейного воспитания и имеют достаточную психолого-педагогическую подготовленность [1].

Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, однако, далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта.

Есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускаются жестокое обращение с детьми, женщинами. Очевидно, что дети из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны.

Особую заботу в качестве объектов социальной охраны и защиты должны составлять семьи с недееспособными по различным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, семей с несовершеннолетними либо учащимися родителями, юными, не достигшими совершеннолетнего возраста одинокими матерями, родителями-инвалидами, хроническими больными, нетрудоспособными людьми, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.

Обострившиеся национальные конфликты и появившаяся вместе с ними проблема беженцев в 90-е годы выдвинули весьма острую проблему социальной помощи и поддержки семей беженцев, социально-психологической поддержки детей этих семей.

В особую категорию выделяются асоциально-аморальные семьи. К этой категории чаще всего относят семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущие по принципу «цель оправдывает средства», в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благополучной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим искаженным моральным представлениям, также оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Эта категория семей и подростков особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. По отношению к таким родителям и их детям более всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний образ родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций. Однако существенным недостатком методов обратной социализации является их запоздалость, прозрение наступает слишком поздно, чтобы что-то существенно изменить в личности подростка.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований. Учитывая острое социальное неблагополучие и криминогенность, которыми характеризуются эти семьи, социально-педагогическую работу с ними целесообразно осуществлять во взаимодействии с сотрудниками инспекций по делам несовершеннолетних, вменив им социальный патронаж и социально-правовую защиту детей. Вокруг таких домов, как правило, возникают целые компании детей, которые благодаря взрослым приобщаются к алкоголю, бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, преступной субкультуре. Своевременные и решительные меры, принятые по отношению к таким семьям, смогли бы существенно снизить их опасное криминогенное влияние на своих и чужих детей [1].

Семьи, которые не способны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов относятся к категории неблагополучной семьи. Социально-психологические цели неблагополучной семьи обычно сводятся к индивидуальному самоутверждению, достижению собственных эгоистических потребностей, к утверждению в избранной социальной роли и удержанию социального статуса. Для них характерны психологическая несовместимость среди членов семьи и в микроокружении. В таких семьях тональность общения излишне эмоциональна. Нередко конфликтная обстановка становится стилем жизни и принимает хронический характер.

Нравственно-психологическая атмосфера неблагополучных семей порождает «трудных» детей. До 90% детей из этих семей имеют отклонения в поведении от нормы.

Главной из всех проблем неблагополучной семьи сегодня является - положение ребенка и отношение к нему родителей. В этой семье, как правило, достаточно выражены психогенные отклонения родителей, чаше приобретенные в детстве: «проекция на ребенка собственных нежелательных качеств», «жестокость и эмоциональное отвержение», «неразвитость родительских чувств» и т.д.

Рассмотрим такую проблему как семейная (домашняя) жестокость. Она только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на головы наиболее слабых и беззащитных: в семье - это женщины и дети. Она объясняется также традициями подавления и жестокости, которые долго культивировались в традиционных культурах, низкой компетентностью и регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков заместительной разрядки отрицательных напряжений.

Однако помимо этого следует говорить о некоторой личностной предрасположенности к семейному насилию и к тому, чтобы быть жертвой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужьями и первом браке, нередко подвергаются жестокому обращению и во втором браке. В технологиях стабилизации семейных отношений социальный педагог должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия вынужденно будет неэффективной.

Таким образом, семьи «группы риска» - это семьи, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения. Выделяются определенные типы и характеристики семей «группы риска», а также виды социально-педагогической помощи им. Общепринятой в науке является такая типология семей, как нуклеарная и расширенная.

В типологию социального риска семей, предложенную Холостовой Е.И., включены те семьи, где социальное функционирование затруднено, и они находятся в состоянии жизненного затруднения. К ним она относит неполные, неполные расширенные, многодетные семьи, семьи инвалидов и полные малодетные семьи.

Кащенко В.П. классифицирует семьи «группы риска» по социально-педагогическому признаку и выделяет конфликтные, аморальные, педагогически несостоятельные и асоциальные семьи.

В основу дифференцированной социально-педагогической помощи семьям «группы риска» входит: тщательное изучение внутрисемейной среды, с учетом всех ее сторон семейного неблагополучия; построение положительных и доверительных отношений между социальными педагогами и родителями неблагополучных семей; осуществление индивидуального подхода и разработка индивидуальных методов воздействия на родителей. Это важнейшие принципы работы социального педагога с семьями «группы риска». Помощь социального педагога семьям «группы риска» заключается не только в педагогическом просвещении родителей, но и в совместной с психологом выполнении психотерапевтической функции, в коррекции стиля семейного воспитания и взаимоотношений родителей с детьми.

Литература

  1. Дети «группы риска»: Социальная, психолого-педагогическая помощь: Материалы Международной научно-практической конференции. - М., 2010.

  2. Методика и технологии работы социального педагога /Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М., 2008.

  3. Холостова Е.И. Технология социальной работы. - М., 2007.

Просмотров работы: 30573