МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ НА БЫТОВОМ УРОВНЕ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ НА БЫТОВОМ УРОВНЕ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любой фактор может повлиять на ход развития действий: жизненный опыт, который имеется у этого человека, уровень образования, уровень воспитания, генетическая составляющая, множество других составляющих, которые обязательно необходимо учитывать при психологическом воздействии на человека. У большинства людей понятие «манипулирование сознанием» вызывает представление о гипнозе, психотропных средствах и специалистах, которые используют множество различных технологий, позволяющих им управлять людьми (психотерапевты, гипнологи и др.). В психологии существует такое понятие как «суггестия», которое понимается как психическое внушение, изменение процессов мышления, чувствования и реакций, большей частью не замечаемое тем, кто подвергается внушению со стороны или со стороны самого себя. Суггестия, осуществляемая внушающим в присутствии внушаемого, называется гипнозом, при котором внушается или гипнотический сон, или состояние бодрствования. Но существует и обратная сторона медали - сознанием человека могут управлять и СМИ, и криминальные гипнотизеры, и мошенники, и представители власти, цыгане и т.д.

Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука (manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т.д.). Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. Отсюда произошло и современное переносное значение слова – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.

Известно, что приемов психологического воздействия очень большое количество. Некоторые из них доступны для овладения только после долгой практики (гипноз, НЛП), какими-то свободно пользуется большинство людей в жизни, иной раз даже не замечая этого; о каких-то приемах манипулятивного воздействия достаточно иметь представления, чтобы уже защититься от них (политическая реклама); для противодействия другим необходимо самим неплохо владеть такими приемами (цыганский гипноз, криминальный гипноз).

Одним из самых распространенных способов манипулированием сознания является реклама. Реклама - это такое действие в информационной сфере, заставляющие людей принимать не те решения, которые выгодны (необходимы, приятны, интересны) им самим, а те, которые нужны организатору манипуляции. Реклама содержит в себе такие негативные стороны, как например, информационный невроз. Основная цель рекламы - заставить покупателя приобрести не тот товар, который он сам бы выбрал на основании достоверной информации о его потребительских свойствах, а тот, который ему агрессивно навязывают. И постоянная пропаганда одного товара перед другими, аналогичными, откладывается в сознании и подсознании людей. Даже если они не очень верят в то, что говорится в рекламе, подсознание срабатывает все равно, и это приводит к очевидному результату. Предполагается, что процесс внушения зависит от ослабления сознательного контроля, осуществляемого к воспринимаемой информации. Воздействие содержания, воспринятого на основе внушения, отличается навязчивостью, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, став совокупностью внушенных установок.

Не менее интересным способом воздействия на психику человека является мобильное мошенничество. Оно получило довольно широкое распространение и существует несколько схем мошенничества, связанных с услугами мобильной связи. Мошенникам принадлежит большая часть рекламы в российском мобильном интернете, мошеннические предложения отправить SMS на короткий номер довольно часто встречаются в рассылках по электронной почте, в социальных сетях, сетях обмена мгновенными сообщениями и просто на сайтах с множеством рекламных объявлений. Прибыли от «сотовых» махинаций не меньше, чем от распространения наркотиков или грабежей , а риск значительно ниже, поскольку законодательства многих стран, включая Россию, пока не содержат адекватных мер по борьбе с преступлениями такого рода.

Одним из самых опасных видов не официального манипулирования сознанием является бесспорно цыганский гипноз. Для осуществления своей криминальной деятельности цыгане выбирают наиболее людные места — вокзалы, парки, центральные улицы, вагоны электричек и т. д. В этих местах цыгане настойчиво предлагают погадать или предлагают неотразимо дешево купить у них какую-нибудь вещь. Главным для цыган является необходимость привлечь ваше внимание, на секунду вас задержать или остановить, если вы в движении. Для того чтобы обычный уличный контакт превратился в психологический раппорт и начал работать физиологический механизм суггестии, необходимо в мозгу объекта психологического воздействия сформировать устойчивый очаг повышенного возбуждения по одному или нескольким органам чувств. Поэтому специалисты цыганского психологического гипноза знают, что любой человек замирает, сковывается, широко раскрывает остекленевшие глаза и перестает частично или полностью соображать и трезво контролировать свое поведение, если контакт с ним несет в себе такие реакции как: неожиданность, внезапность, испуг, непреодолимая (бессознательная) симпатия, бессознательное половое влечение, резкое изменение положения тела в пространстве; резкий звук, свет, запах; психологическое сочувствие, сопереживания подстройки и присоединения к настроению, заботам и мыслям человека; доверительного и незаметного копирования его дыхания, позы, движения, артикуляции, мимики, скорости, речи, силы эмоционального возбуждения и т. д. После проделанной работы цыгане используют прием кодирования. Они кодируют свою жертву на амнезию (забывание) всего происходящего. Например, если цыганка (как специалист экстра-класса по гипнозу наяву, уличному манипулированию) забрала у жертвы кольцо или цепочку, то она обязательно произнесет перед расставанием фразу: «Ты меня не знаешь и никогда не видела! Эти вещи — кольцо и цепочка — чужие! Ты их никогда не видела!».

Для того, чтобы распознавать манипулятивные воздействия и противостоять им, требуется наличие определённых мыслительных навыков – способности критически воспринимать поступающую информацию, умения анализировать её, в том числе, в сравнении с имеющимися достоверными сведениями, сохранность здравого смысла. Развитие и использование навыков самостоятельного критического и аналитического мышления в целях противостояния данному феномену предполагает наличие такой предпосылки, как установка быть самостоятельной личностью, ответственной и за себя и за близких людей.

Просмотров работы: 2871