ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Фирсина П.С. 1
1Институт физической культуры и спорта СГУ Саратов, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблемы досуга студенческой молодежи привлекают все большее внимание ученых. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Это свидетельствует о возрастающей роли досуга для студенческой молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.

Опираясь на вышеизложенное, можно дать следующие основные характеристики досуга студенческой молодёжи:

- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

-досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность;

-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг стимулирует творческую инициативу;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

- досуг формирует позитивную «Я-концепцию»;

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности [1, 25].

Таким образом, можно констатировать, что социокультурное предназначение досуга студенческой молодёжи – это творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Особенности интересов, ценностных ориентаций, психологии современной студенческой молодежи обсуждаются во многих работах (Бабочкин П.И., Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т., Ильинич В.И., Козина Г.Ю., Лисовский В.Т., Дмитриев А.В., Новиков А.И.). Опираясь на эти работы, отметим кратко те особенности студенчества как социальной группы, которые важно учитывать при анализе спортивной культуры студентов.

Как отмечается в указанных работах, за время пребывания в вузе у студентов появляются специфи­ческие черты, которые определяют их обособление в особую социаль­ную группу. Для нее характерны специфические социально-психологические черты, социальные роли и функции, условия жизни, труда и бы­та, социальное поведение, ценностные ориентации, определенная субкультура и т.д.

Эти особенности студенчества определяются в первую очередь общим для всех студентов видом деятельности – «обучением в учеб­ных корпусах, сосредоточением в вузовских городских центрах, размещением значительной части (около 75%) в общежитиях, повседневным общением в студенческих группах. Все это при­водит к выработке специфических черт образа и стиля жизни, духовных интересов и потребностей, осознания своей причаст­ности и принадлежности к особой социальной группе – студен­честву. Этому способствуют и различные средства идентифика­ции личности со своим вузом и студенчеством в целом – посвя­щение в студенты, выдача вузовских значков, форма участни­ков строительных отрядов и т.д.».

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни способствуют выработке у студентов сплоченности и коллективизма. Специфика обучения в вузе определяет высокую интенсивность общения студентов. От других групп молодежи студенческая молодежь отличается большей самостоятельностью, инициативностью, целенаправленностью.

Студенчество как особую социальную группу характеризуют:

  • общий вид деятельности – познавательную деятельность (учебную), которая в сочетании с научно-исследовательской работой и другими видами образует особый социальный фон жизнедеятельности;

  • особое участие в общественно-политической деятельности, в жизни общества в целом;

  • особенности субкультуры, которые заключаются в особом характере труда, познания и общения, реализации социальных ролей, организации своей жизнедеятельности студента, в наличии особого социально-группового самосознания, особых черт морали и этики, высокого интеллектуального потенциала.

Важной особенностью студенчества является социальный престиж. Студенческая молодежь – это наиболее подготовленная, образованная часть моло­дежи. Поэтому среди молодежной социально-демографической категории населения в социальной стратификации общества студенты занимают самую высокую социально-статусную позицию. Как отмечают Б. Рубин и Ю. Колесников, «в социальной структуре общества студенчество может быть названо социальной группой, по своему общественному поло­жению ближе всего стоящей к интеллигенции и являющейся ее резервом» [1, 29].

Особенности студенчества определяются не только его положением как резерва интеллигенции, но и принадлежностью к молодежи. «Особое место этой молодежной группы определяет и ее характерные черты – переходный период от юности к зрелости в социальном смысле слова, преобладаю­щий напряженный умственный труд по усвоению человеческого опыта и знаний, готовность к решению материальных, общест­венных и духовных проблем сегодняшнего и будущего разви­тия». Особенности молодежного возраста определяют противоречивый характер социальной психологии студентов. С одной стороны, им свойственен напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям. Однако в силу недостаточности жизненного (соци­ального) опыта студентам нередко присущ нигилизм. Он проявляется в различных формах: «в последовательном полном равнодушии к социальным ценностям, исключенным из сферы реально значимого. Элемен­ты нигилистического сознания могут проявляться и в сфере от­кровенной аполитичности, безразличия ко всему, что выходит за узкие рамки непосредственного существования, и так сказать, в технократической форме, когда все, что выходит за пределы узко и ограниченно понятых науки и техники, объявляется не­существенным. Эта абсолютизация роли того или иного эле­мента научного знания – естественно-технического или гума­нитарного – подчас сочетается с полнейшим пренебрежением к социальным идеалам и этико-эстетическим ценностям».

Литература

1. Столяров В.И. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации досуга студентов6 учебное пособие /В.И. Столяров, С.А. Фирсин. – Саратов: ООО «Издательский центр «Наука» 2011. -176 с.

Просмотров работы: 10628