РОЛЬ РАЗУМА В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИОНИСТСКОЙ ПАРАДИГМЫ, ИЛИ О БУДУЩЕМ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ РАЗУМА В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИОНИСТСКОЙ ПАРАДИГМЫ, ИЛИ О БУДУЩЕМ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Некоторое время назад во Вселенной произошло удивительное событие:на небольшой скалистой планете под названием Земля появился человек. Вопреки всем законам термодинамики, материя и энергия прошли великий путь самоорганизации: от бескрайнего ионизированного хаоса до сложных биологических структур, обладающих сознанием. Антропный принцип обрёл материальное воплощение, во Вселенной, возможно впервые, появился наблюдатель, способный осознать красоту и сложность космоса и задать многие вопросы: что несет в себе понятие «Разум», уникально ли Сознание во Вселенной или распространено повсюду, какое место разумная жизнь занимает на эволюционном путимироздания?В данной работе исследуются пути решения этих фундаментальных вопросов, и проводится анализ современных теорий и представлений в рамках данной проблематики.

В наши дни научные достижения позволяют нам оценить, с какими событиями и временными промежутками имеет дело Вселенная. Гораздо сложнее с тем, какое место в ней занимаем мы. Весьма вероятно, что в бескрайнем космосе существует множество разумных форм жизни, появившихсяза сотни миллионов лет до нас. Такие цивилизации могут невообразимо опережать нас в развитии, и если людям суждено будет встретиться с ними, останется лишь два выхода: исчезнуть или присоединиться к могущественному разуму и его великим целям. Но есть вероятность, что по великой случайности, мы сами оказались первыми существами такого рода, и тогда, быть может, именно человечеству уготовано стать той силой, что несет порядок и знание во все уголки Вселенной.

Что же должно стать ориентиром для новорожденной цивилизации людей, какие цели мы должны преследовать и как сможем достичь их? На данный вопрос существует множество точек зрения.

Одним из первых в современном контексте о проблемах цели и роли человечества писал русский философ XIX века Николай Фёдоров. Он пропагандировал учение о том, что человечество должно победить своего главного врага – смерть; посредством технологийлюди смогут воскресить сознание всех своих прародителей и объединиться с ним. Николай Фёдоров считал, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является силой, противостоящей разрушению и смерти Вселенной.

Последователем космических идей Фёдорова был Константин Эдуардович Циолковский. Он был убежденным идеологом распространения разума по Вселенной и считал, что человечество в будущем обязательно расселится по планетам и искусственно созданным объектам Солнечной системы, а затем и за её пределами. Так же как и совершенные люди будущего, расселятся по Вселенной и представители других миров. Вот что пишет он о конечной цели сознания: «разум узнает все, само существование отдельных индивидов и материального мира он сочтет ненужным и перейдет в состояние высокого порядка, которое будет знать всё и ничего не желать, то есть в то состояние сознания, которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство» [1].

Исследователи и философы по-разному смотрят на роль разума в судьбе Вселенной, но в одном взгляды сходятся: невозможно представить, чтобы сознание смирилось с тем, что однажды всё живое в мире угаснет. Разум должен стремиться обеспечить себе существование в Вечности. Какой же путь нужно пройти новорожденной цивилизации, чтобы достичь этих великих целей? Над этим вопросом уже сейчас размышляют учёные всего мира.

Одну из важнейших идей предложил российский физик и астроном Николай Семёнович Кардашев, он представил метод количественной оценки развития цивилизаций. Шкала Кардашева предполагает разделение цивилизации на четыре типа по объему энергии, которую они могут использовать для своих нужд [2].

Цивилизация 0 Типа: являются цивилизациями на первом этапе космической экспансии, они ужеспособны использовать значительную часть доступных ресурсов планеты. Наиболее близким аналогом является человечество в начале XXI века. Возможно, многие цивилизации этого типа различными способами самоуничтожаются в процессе перехода на новый уровень развития.

Цивилизация I Типа: Планетарная цивилизация использует ресурсы своей планеты полностью. Другие тела её звёздной системы колонизируются, становясь частью ресурсной базы. Цивилизации данного типа всё ещё могут прекратить свое существование вследствие катастрофических изменений родной звезды — например, превращения её в новую или сверхновую.

Первый тип цивилизации Кардашева – это то, как себя представляет человечество в ближайшие века. Пока у нас нет необходимых технологий, но уже видны пути развития, которые в будущем приведут к ним. Возможно, людям помогут концепции транс-и постгуманизма, которые позволят человеку развиваться в гармонии с технологиями и приспосабливаться к меняющемуся миру. Однако чтобы перейти на следующий уровень, требуются идеи совершенно других масштабов.

Цивилизации Типа II, вероятно, очень редки и существуют уже много тысяч лет. Они используют всю доступную энергию их звездной системы и уже смогли осуществить межзвездные путешествия, заселить планетыу других звезд. Цивилизации II Типа пережили свою юность, преодолели неспокойное время. Шансы продолжить развитие резко возрастают в этой точке. Чтобы получать подобные объемы энергии цивилизациям второго типа приходится прибегать к строительству астроинженерных сооружений, звёздных машин, таких, как сфера Дайсона, или двигатель Шкадова.

Следующий шаг: Цивилизация III Типа. Определяется, как имеющая возможность использовать энергию целой галактики. Такие цивилизации должны быть чрезвычайно редки, даже на вселенском масштабе. Чтобы достигнуть этого уровня им, возможно, придется применить идеи освоения космоса, предложенные Джоном Фон Нейманом: самовоспроизводящиеся машины, которые способны колонизировать гигантские звездные скопления. На этом классификация Кардашева заканчивается, но немецкий писатель-фантаст Хельге Каутц пошёл ещё дальше. Его шкала рассматривает и Цивилизации IV Типа, которые могут использовать весь объём доступной энергии галактических сверхскоплений и не останавливается на этом.

Цивилизация V Типа: Любая цивилизация, которая продвинулась до этой точки, получит доступ ко всей доступной энергии Вселенной и теоретически сможет изменять некоторые её физические константы. Разум, который достиг этого уровня, не может быть связан не с какими материальными оболочками. Невообразимые для нас технологии, возможно, позволят превращать любуюматерию в сущность, которую называют компьютрониум – гипотетическое вещество, работающее на планковском масштабе, распределенный разум, достигающий предела вычислительной мощности на единицу пространства. Облака такого квантового сознания могут простираться на гигантские расстояния, охватывать целые галактические кластеры.

Гигантский аналоговый компьютер размером с Вселенную имеет в распоряжении цивилизация, которую описывает писатель и ученый Айзек Азимов в рассказе «Последний вопрос». В финале произведения ей, наконец, удаётся сделать самый сложный шаг.Этот шаг приводит нас к Цивилизации VI Типа.Полностью гипотетическая,цивилизация такого уровня может посещать другие Вселенные и действовать за рамками известного наммира, способнаизменять физические законы в своей родной Вселенной и предотвратить её смерть для того, чтобы существовать вечно.

Итак, вершина шкалы, предел мечтаний и конечная цель фундаментальной науки есть бессмертие Разума, и эта цель достигается через познание природы Вселенной во всей её полноте. Без разума Вселенная не только мертва и лишена смысла, но и неизбежно приходит к своей гибели, термодинамическому хаосу, отсутствию всякой структуры. Только Сознание, созданное самой Вселенной, может стать той синергетической силой, что поможет ей продолжить путь самоорганизации и совершенствования. И хочется верить, что зная, насколько велик предстоящий путь, человечество постарается сделать всё, чтобы пройти его до конца, а не остановиться, едва начав свое продвижение в направлении к неизведанному.

Литература

  1. Чижевский А. Теория космических эр: [беседа с К. Э. Циолковским] – Грёзы о Земле и небе. СПб., 1995.

  2. Кардашев Н. Передача информации внеземными цивилизациями. Астрономический Журнал, 1964

  3. Wheeler J. A. Genesis and Observership // Foundational Problems in the Special Sciences. Dordrecht,1977. Р. 27

Просмотров работы: 1196