ЛСД-ТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЛСД-ТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Галанина О.В., Краснова Д.А., Опалева Е.Ю., Пчелина А.С., Смыслова Т.С.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие «конструктивизм» сегодня употребляется в науке и философии в двух значениях: в широком смысле – как обозначение новой оформляющейся парадигмы исследований в социальных науках со своей онтологией, эпистемологией, методологией и этикой, и узком – как название конкретного направления в психологии и социологии [1]. Для конструктивизма основополагающим является признание условности и сконструированности реальности.

Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира. Центральным, таким образом, становится вопрос о том, как возникает знание наблюдателя о мире, который он воспринимает как свой собственный мир [2].

Современная наука обладает всем необходимым, чтобы уничтожить большую часть болезней, выработать достаточное количество безопасной и обновляющейся энергии. Жители цивилизованных стран привыкли к тому, что врачи могут спасти их от любой боли. При этом врачи понимают, что многие лекарственные средства чрезвычайно опасны, но заменить их трудно. Целью долгих исследований во всем мире является получение соединений с наибольшими терапевтическими качествами и наименьшими побочными эффектами. Объектами исследования являлись соединения, полученные на основе алкалоидов спорыньи, один из них – ЛСД-25 (диэтиламид d-лизергиновой кислоты). ЛСД-25 является наиболее известным, наиболее изученным психоделическим веществом.

Первые сообщения об исследованиях ЛСД привлекли серьезное внимание и побудили психиатров и психологов различных стран мира провести собственные терапевтические эксперименты с ним. Воздействие ЛСД исследовалось рядом учёных в университетах США и других стран. Наибольшую известность получили исследования Альберта Хофманна, Станислава Грофа, Тимоти Лири, Ричарда Альперта, Александра Шульгина и Хэмфри Осмонда.

После череды исследований было установлено, что бесконечно малые количества ЛСД могут глубоко изменять психическое состояние и сознание здоровых людей.

ЛСД – это катализатор или усилитель ментальных процессов, инструмент, способствующий глубокому исследованию себя. Его прием не отправляет человека в чуждый мир «токсического психоза» или «химической фантасмагории», а осуществляет захватывающее путешествие в потаенные уголки собственного сознания.

Психоделический опыт – это путешествие в новые сферы сознания. Границы и содержание такого опыта беспредельны, но характерные черты его превосходят границы вербальных концепций, пространства, времени и индивидуальности. Результат – расширение сознания. Изменения в сознании, происходящие после знакомства с психоделическими переживаниями, ведут к формированию более устойчивого типа мышления, ориентирующего людей на решение проблем личностного роста и гуманистические ценности в целом.

Разумеется, сама по себе доза наркотика не ведет к психоделическим открытиям, наркотик срабатывает в роли «химического ключа» – он открывает сознание, освобождает нервную систему от обычных шаблонов и структур [3].

С точки зрения феноменологии, сознание всегда интенционально: оно всегда направлено на объекты или предполагает их. Сознание способно перемещаться в различных сферах реальности. Иначе говоря, мир состоит из множества реальностей. По мере перемещения из одной реальности в другую человек воспринимает этот переход как своего рода шок, который вызван переключением внимания в связи с этим переходом. Согласно Г. Сколимовскому, сознание, воспринимая реальность или любой ее аспект, всегда перерабатывает их, причем сознание активно трансформирует реальность. Не существует реальности как таковой, которую сознание посещает и которую обрабатывает. Реальность всегда дается совместно с сознанием, которое осмысляет ее. Когда человек думает о реальности, когда он созерцает ее, реальность неизменно предстает перед ним трансформированной его когнитивными способностями [4].

Таким образом, сумма знаний, которой обладает человек, не позволяет ему говорить о существовании единственной объективной реальности или «отражать» её, поскольку «реальный мир» представляет собой конструкцию, порождаемую самим человеком в процессе познания на основе своего сенсорного опыта.

Познание есть активный процесс конструктивной деятельности субъекта. В контексте радикального конструктивизма познание представляет собой, прежде всего, самостоятельный процесс: субъект только тогда располагает знанием, когда он произвел его собственными операциями в когнитивном аппарате. Знание как результат процесса познания не есть отражение в смысле открытия внешней действительности, а скорее конструкция действительности. Познавательный процесс и его результат (знание) являются эквивалентными, человек может познать только то, что сам «сделал» [5].

В классической эпистемологии XX в. утверждалось, что субъект познания может смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать, искать смысл, но его не находить, т.е. познание теоретически нагружено. То, что человек видит, слышит, понимает, определяется конструктами сознания. Неклассическая эпистемология добавляет к этому, что субъект познания и объект его познания составляют единую систему, взаимно детерминируя друг друга. Нераздельность субъекта и объекта выражается в следующих тезисах: а) нет наблюдения без наблюдателя; б) нет восприятия без воспринимающего; в) нет познания без познающего. Кроме того, познавательные способности самого субъекта определены его телесностью и тем окружающим миром, в который он встроен. Это позиция современной эпистемологии, репрезентируемой в частности, прежде всего, ее эволюционистской ветвью [6]. Познание служит организации внутреннего мира субъекта, а не задачам описания объективной онтологической реальности. Знание есть конструктивно-понятийное образование, которое не должно вступать в конфликт с опытным миром. Эти конструкты согласуются не с онтологическим миром, они должны соответствовать только общей концепции опыта. Научное познание, в конечном счете, должно служить практическим целям [7].

Познание под действием ЛСД происходит на бессознательном уровне. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации человек имеет дело не только с тем, что ему является. У него в голове всплывают события прошлого в чем-то схожие с наблюдаемыми событиями, он сопоставляет их. Возникает вопрос: откуда все это? Может быть из бессознательного, а может быть, из глубин сознательного. Разбираясь во всем этом, приходим к пониманию объемности сознания, наличию у него своих механизмов и структур [8].

Материал из психоделических сеансов, их обобщения могут дать новые прозрения о некоторых явлениях общей природы, таких, как динамика позитивных и негативных систем памяти, существование новых механизмов личностной трансформации, измерений человеческого опыта и человеческого разума, состояния сознания, связанные с процессом умирания [3].

Запрет ЛСД в 1971 г., в связи с усилением в культуре тенденции к патернализму и провинциализму, стал причиной прекращения многих разработок. Попытались устранить очень важные средства познания мира и самопознания, которые использовались на протяжении тысяч лет в любой человеческой культуре. Так перспективные направления медицины, психиатрии и философии оказались забытыми.

Самым ценным свойством психоделиков является их способность обеспечивать человеку доступ к внутренней вселенной. Философско-методологический смысл дискуссий вокруг ЛСД состоит в возрождении попыток дать общий взгляд на основные философские проблемы от эпистемологии до этики на основе глобального междисциплинарного синтеза. Эта программа вызывается к жизни исчерпанностью классической программы фундаментализма в обосновании науки, а также необходимостью понимания процессов самоорганизации в природе и обществе.

Таким образом, конструктивно-креативная деятельность человека получает надежное обоснование. В этом случае пределы обоснованию и объяснению следует искать не только в природных и социальных закономерностях, но и в глубинах человеческой субъективности. Это объясняется методологической и дуалистической позицией, согласно которой конструктивность – уникальное свойство человеческого сознания и деятельности. В таком случае весь мир делится на пассивную реальность, подлежащую преобразованию, и человека, его относительно свободно осуществляющего. Причем в основном человеческая свобода реализует себя в сфере сознания, благодаря чему и строится конструктивное объяснение и понимание мира и человека [9]. Но эта методологическая свобода оборачивается постоянной необходимостью решать парадоксы и антиномии, преодолевать ошибки и заблуждения, а процесс познания оказывается весьма рискованным и ответственным мероприятием.

Так, история ЛСД является ярким примером конструктивистского подхода к восприятию реальности человека. Сознание человека, как решето, «процеживающее» мир и изменяющее его, субъективно искажающее действительность в его пользу. Запрет ЛСД явился осознанным выбором человечества, что оказало существенное влияние на социологию, психологию и ряд других наук.

Библиографический список

  1. Улановский, А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструктивизм: мир как интерпретация/ А.М. Улановский // Вопросы психологии – 2009. №2. С. 35–45.

  2. Кравченко, С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. - М.: Экзамен, 2002

  3. Гроф, С. ЛСД психотерапия / С. Гроф; пер.с англ. Г. Васильевич. — М.: «Издательство АСТ», 2004.

  4. Налимов, В.В. Спонтанность сознания / В.В. Налимов. – М.: «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989.

  5. Кезин, А. В. Радикальный конструктивизм: познание в «пещере» / А.В. Кезин // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 4. 2004. С. 3—24.

  6. Князева, Е.Н. Кибернетические истоки конструктивистской эпистемологии/ Е.Н. Князева// Философия науки. Вып.12: Феномен сознания. – М.: ИФ РАН, 2006.

  7. Даниелян, Н.В. Конструктивистский подход в современном научно-рациональном познании/ Н.В. Даниелян //Полигнозис, 3-4(42), 2011.

  8. Бессознательное. Сборник статей (В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили. Изучение высших психических функций и категория бессознательного; М. Анри. Значение понятия бессознательного для познания человека; В. В. Иванов. Бессознательное, функциональная асимметрия. Язык и творчество; В. Н. Цапкин. Семиотический подход к проблеме бессознательного.)

  9. Касавин, И.Т. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы/ И.Т. Касавин, А.Ю. Антоновский// Эпистемология и философия науки. №1, 2008.

Фамилия, имя, отчество (полностью): Галанина Ольга Вячеславовна, Краснова Дарья Андреевна, Опалева Елена Юрьевна, Пчелина Александра Сергеевна, Смыслова Татьяна Сергеевна

Учреждение, факультет, курс Нижегородский государственный технический университет, инженерный физико-химический факультет, 1 курс магистратуры

Адрес (с индексом) 603950 Нижний Новгород, ул. Минина, д. 24

E-mail [email protected]

Название доклада ЛСД-терапия как способ конструирования реальности

Название секции (конференции): Философско-методологические проблемы современной науки

Оплата организационного взноса участника электронной конференции (и публикации в журнале, если требуется)

(сумма, номер платежного документа, дата оплаты):

200 руб.;Док. № 1. от 8.02.13.

Просмотров работы: 2368