РИТМОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РИТМОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«От красивых образов мы перейдем

к красивым мыслям, от красивых мыслей –

к красивой жизни, и от красивой

жизни – к абсолютной красоте»

Платон

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования второго поколения одним из важных направления образовательного процесса в современной школе должно стать развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. И решить эту задачу можно через создание в образовательном учреждении системы творческих коллективов художественно-эстетической направленности, например, студии ритмической пластики и танца.

Природа творчества сложна и противоречива. Большинство исследователей во взглядах на творчество сходятся в следующем: творчество – специфически человеческое явление, родовая, сущностная характеристика человека [Овчарова, Т. Н. , 1995].

Творчество – форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию [Дружинин, В. Н. 2002].

А.Г. Алейников, автор термина и концепции креативной педагогики, утверждает, что творчеству можно и нужно учить с детства. Следует отметить довольно распространенное мнение, что способность к творчеству - «божий дар» и поэтому обучить творчеству невозможно. Однако изучение истории техники и изобретений, творческой жизни выдающихся ученых, изобретателей показывает, что все они обладали наряду с высоким (для своего времени) уровнем фундаментальных знаний еще и особым складом или алгоритмом мышления.

У детей в возрасте от шести-семи до десяти-одиннадцати лет (возрастные границы младшего школьного возраста) ведущим типом деятельности становится учебная, но резкий переход от игровой деятельности к учебной, требующей и психологической перестройки ребёнка, может спровоцировать сильный стресс у младшего школьника. Не случайно в работах Выготского Л.С., Божович Л.И. этот период перестройки деятельности назван кризисом семи лет.

Для преодоления этих трудностей необходимо и в урочное, и во внеурочное время сохранять привычные для ребёнка игровые формы деятельности. Если поторопиться изъять игру из жизни младшего школьника, то, по мнению психологов, есть риск, что «недоигравший» малыш учёбу превратит в игру (ребёнок будет: приходить в школу, но не учиться, а играть в школьника; сидеть за учебниками, но не выполнять заданное, а, не вникая в содержание, выполнять какие-либо действия – что-то, не важно что, писать, рисовать и т.д.)

Но не менее существенной является проблема снижения потенциала творческой активности у людей по мере взросления. Психологи установили, что 37% шестилетних детей обладают высоким потенциалом творческой активности, у семилетних этот показатель снижается до 17%. Среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей [Сысун О.И., 2006].

Таким образом, младший школьный возраст представляет собой наиболее благоприятный период (сензитивный) для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Поэтому важное значение приобретает проблема развития творческой активности учащихся, так как именно в начальной школе у ребёнка наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно.

Исключительные возможности для свободного развития творческих способностей, фантазии детей дает педагогу во многом импровизационная основа ритмопластики.

В толковом словаре русского языка Д.Н.Ушакова даётся определение ритмопластики как системы физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела.

В энциклопедии «Балет» дается краткий анализ этого вида искусства, характеризующегося «свободным движением, не подчиненным законам классического танца, использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика». Используя термин «пластика» по отношению к ритмическим занятиям с младшими школьниками, мы хотим подчеркнуть, что в основе лежитовладение свободой движения под музыку. При этом некоторые композиции предлагаются детям как этюды, другие – как образно-игровые и ритмические танцы.

Рассматривая ритмопластику как средство творческого развития младшего школьника, мы должны параллельно отметить и другие её возможности.

Учитывая тот факт, что в возрасте 6-7 лет и старше дети уже достаточно хорошо управляют своими движениями, без особого труда используют танцевальную импровизацию, педагогу всё-таки необходимо направлять двигательную активность подопечных в нужное русло, подбирая для этого интересный и разнообразный музыкальный материал. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней. Именно в сочетании образного слова, музыки, движения развивается детское воображение, рёбёнок точнее передаёт характер музыкального произведения, его движения становятся свободными, появляется уверенность. Для этого педагогами-хореографами разработаны специальные музыкальные игры и музыкально-хореографические этюды, такие как "Паровозики", "Пингвины", "Котята", "Лягушки" и т.д.

Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает им лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений при создании образов. Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ученик, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания и фантазию. В результате у детей развивается ассоциативно-образное мышление, формируются нравственная и эстетическая позиции.

Один из важных факторов работы на начальном этапе – минимум танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетания. Прочный фундамент знаний позволит в дальнейшем построить на нём с помощью творческой фантазии детей разнообразные танцевальные шедевры.

Для совершенствования приобретенных умений лучше всего использовать возможности плясок-импровизаций, при исполнении которых дети обязательно будут применять ранее изученные ими движения, будут создавать собственные танцевальные композиции. Ненавязчивое вмешательство учителя в процесс творческого созидания младшего школьника (показ некоторых движений, рассказ о значимости народного танца, хороводов) позволит ему осуществлять управление этим процессом.

Помимо развития творческих способностей занятия формируют в ученике такие важные качества как смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свою задумку, умение сосредоточиться на поставленной задаче. Ребенок становится раскрепощеннее, контактнее, учится тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Таким образом, используя на занятиях импровизацию, ритмизацию, театрализацию, пластическое сочинительство, игру, мы имеем возможность существенно развивать творческие способности младших школьников.

Танец, являясь богатейшим источником впечатлений ребёнка, его творческих возможностей, подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивает и тренирует мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию, формирует правильную осанку. Систематические занятия позволяют соразмерно развить фигуру и даже способствуют устранению некоторых физических недостатков: лордоза (изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперёд), кифоза (искривление позвоночника, обращенное выпуклостью назад), выпуклости грудной клетки. Помимо этого танцевальные занятия придают детям уверенность в себе, в свои возможности (в том числе и творческие).

Литература

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373

  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88с.

  3. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. - 180 с.

  4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. В 2 Ч. – Екатеринбург: УрГПИ, 1992. Ч. 1. – 73 с.

  5. Выготский Л.С. Кризис 3 и 7 лет. В кн.: Выготский Л.С. Лекции по педологии. – Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет. 2001 г. – С. 206 - 233.

  6. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.12, с.156

  7. Ерохина О.В. "Школа танцев для детей". Феникс, 2003. - 10 с.

  8. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. – С.-Пб.: Речь, 2002 г. – 135 с.

  9. Овчарова, Т. Н. Нужна ли нам творческая личность / Т. Н. Овчарова // Педагогическое обозрение. – 1995. - № 3. – С.56-57

  10. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993 г. – 144 с.

  11. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… Психологический практикум. – Дубна: Феникс, 2000 г.

  12. Сысун О.И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству // Пачатковая школа. – 2006. - № 11. – С.12-15

  13. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики "Ритмика". Пермь, 1997

Просмотров работы: 3214