ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследовательская деятельность может быть реализована не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности. Программа элективных курсов выходит за рамки базового образования и включает большое количество практических и лабораторных работ, проведение которых с использованием цифрового микроскопа позволит школьникам почувствовать себя исследователями в той или иной области биологии [3].

Элективные курсы являются новейшим механизмом актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.

Элективные курсы – новый элемент учебного плана, дополняющие содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее [2].

Элективный курс обязателен для старшеклассников. Он играет важную роль в структуре профильного образования старшей ступени школы. Подобные курсы, главным образом, связаны с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и потребностей каждого школьника [1].

Среди элективных курсов выделяют следующие типы: предметные, интегративные (межпредметные), курсы, которые не входят в базисный учебный план [5].

Одной из целей элективных курсов является формирование у обучающихся интереса к разным областям научных знаний. В связи с этим применение новых информационных технологий, одним из которых является цифровой микроскоп, оказывает существенную поддержку в проведении практических и лабораторных работ в рамках школьного курса биологии.

Программы школьного курса предполагают работу школьников с микроскопами, причем не только на уроках, но и во внеурочное время, например на элективных курсах по биологии или химии.

Использование на уроке биологии цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом учащихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру [2].

Функционал цифрового микроскопа позволяет изучать разнообразные объекты природы, выходящие за рамки школьного курса биологии и широко применяться при проведении элективных курсов.

Мы предлагаем разработки элективного курса «Вооруженный взгляд на природу» с применением цифрового микроскопа. Данный курс рассчитан на 6-9 классы. Может быть использован в 6-7 классах для формирования интереса к предмету, а в 8-9 классах в рамках предпрофильной подготовки.

В рамках элективного курса предполагается проведение ряда лабораторных работ с использованием цифрового микроскопа.

Лабораторные работы:

  1. «Изучение бактерий зубного налета».

  2. «Строение плесневых грибов и культуры дрожжей».

  3. «Изучение обитателей аквариума: водорослей (одноклеточные, нитчатые, диатомовые), простейших».

  4. «Изучение клеточного строения растений: лист, цветок».

  5. «Изучение строения крыла бабочки и ротового аппарата пчелы».

  6. «Изучение строения пера птицы».

  7. «Изучение строения волоса человека».

  8. «Изучение крови человека».

Весь курс направлен на развитие у обучающихся познавательного интереса, формирования умений работать с оборудованием биологической лаборатории (в том числе цифровым микроскопом), а так умения вести исследовательскую деятельность. Элективный курс так же включает работу с теоретическим материалом (изучение научной литературы, подготовка и защита сообщений и рефератов, а так же разработка итогового проекта по окончанию элективного курса).

Таким образом, использование цифрового микроскопа на элективных курсах позволяет значительно улучшить эффективность проведения лабораторных работ, так же повысить уровень практических знаний обучающихся. Применение современных цифровых микроскопов в паре с интерактивной доской, позволяет сделать изучение предмета более наглядным и интересным.

Список литературы:

  1. Внеурочная деятельность по биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-pred-2012/2Bio/2bio27.htm. – Загл. с экрана.

  2. Межшкольный методический центр информационных технологий г. Оханск. – Режим доступа : http://ohansk-mmcit.narod.ru/4/programmi_elekt_kursov.htm. – Загл. с экрана.

  3. Попова, М.А. Использование цифрового микроскопа на уроках биологии [Электронный ресурс] / М.А. Попова. – Режим доступа : http://www.openclass.ru/node/231388. – Загл. с экрана.

  4. Пугал, Н.А. Использование цифрового микроскопа на уроке [Текст] / Н.А. Пуган, О.Е. Аверчикова, В.Е. Евстигнеев // Биология в школе. – 2005. – №4. – С.40-44.

  5. Шапошникова, И.А. «Особенности изучения элективного курса [Текст] / И.А. Шапошникова // Биология в школе. – 2010. – № 11. – С.25-27.

Просмотров работы: 2214