В педагогической литературе существует много определений категории «межпредметные связи». Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве.
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий, законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, пониманию взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Интегративный подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, дает комплексное видение любых проблем, ситуаций, явлений изучаемых в разных предметах. Восполняет целостность восприятия мира, совершенствует эстетическое и нравственное воспитание учащихся. Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Кроме того, она способствует повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.
Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин. «Интеграция» в переводе с латинского языка означает «объединение в целое каких-либо частей». Интегрированный урок – это тоже объединение знаний из области различных предметов по определенной теме.
Различают несколько видов межпредметных связей в содержании обучения биологии: фактические, понятийные, теоретические.
Фактические – это установление сходства фактов, изучаемых в курсах биологии и географии, их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах, объектах природы.
Понятийные межпредметные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий, и формирование понятий, общих для родственных предметов. При этом они углубляются, конкретизируются, приобретают общенаучный характер.
Теоретические межпредметные связи – это развитие общенаучных основных положений, теорий, законов.
Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей. Первый, начальный, подготовительный, – приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе, и второй – представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе.
Межпредметные связи могут быть классифицированы:
- по времени (сопутствующие, предшествующие, последующие, перспективные, повторяющиеся, т.е. концентрические);
- по своему характеру (логические, философские, гносеологические, семиотические).
Интегрированные уроки осуществлялись по разной методике:
- «эстафета», в которой учитель биологии передаёт право вести урок учителю географии и наоборот, а выступления учеников дополняют друг друга;
- изложение учителем новой темы, учащиеся, увлечённые разными научными направлениями, дополняют его информацию.
Интегрированными являются и нетрадиционные типы уроков.
Представим отдельные примеры тем, где учителю предоставляются широкие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся, в выборе методов и средств обучения, проведению интегрированных уроков совместно с другими учителями.
Так, при повторении темы «Австралия» (7 кл.), обобщающий урок по географии может быть интегрирован с биологией. Животный и растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии.
Изучение темы в 8 классе «Реки и человек» помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека – связь с биологией. Изучение растительного и животного мира России, края. Использование дополнительного материала, подбор учащимися интересных фактов о животном и растительном мире.
Изучая в 10 классе «Земельные ресурсы, проблемы использования» можно показать, что подлинное богатство человечества – это почвы, которые являются продуктом тысячелетий. Выделить регионы и континенты, которые занимают ведущие позиции обрабатываемых земель, лугов и пастбищ. И указать экологические последствия, возникающие при нерациональном использовании земельных ресурсов.
Таким образом, использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя биологии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя биологии с учителем географии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.