КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ЗООЛОГИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ЗООЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Школьное краеведение является важной областью работы школы в плане воспитания всесторонне развитой личности. Человек, знающий свою страну, должен знать и свой родной край; знать, где и как можно приложить свои познания на практике в условиях своей местности.

Школьное краеведение реализуется в следующих направлениях:

  •  
    1. Поисковое направление – поиск мест обитания и распространения, животных по плану краеведческого кружка.

    2. Инвентаризационное направление – систематизация материалов, сведений о местных представителях фауны в виде картотек, картосхем, фототек.

    3. Познавательно-исследовательское направление – систематическое ведение фенологических наблюдений за животными в природе, исследование фауны местных водоемов, лесов, лугов, оврагов, пещер по определенным программам, выявление источников влияющих на ее видовой состав.

    4. Пропагандистское направление – пропаганда знаний о природе родного края и ее охране, разъяснение законов и постановлений органов власти, Общества охраны природы.

    5. Туристское направление – организация походов по родному краю, с целью визуального ознакомления с природой, или в сочетании с поисковой работой; знакомство с осуществляемыми мероприятиями по охране природы и борьбе за чистоту окружавшей среды.

    6. Практическое направление – организация зимней подкормки зверей и птиц.

Краеведческая работа должна быть связана с учебным процессом, подкреплять и углублять его. Участие школьников в краеведческой деятельности может предшествовать соответствующим учебным курсам, темам, а накопление материалов может сыграть роль в последующем обучении. Ранее краеведческая работа была связана преимущественно с курсом обучения истории и географии. По нашему мнению, внедрение краеведческой работы целесообразно также в курс обучения биологии, в частности зоологии.

В разделе «Многообразие животных» в 7 классе, на наш взгляд, необходимо дополнить содержание урока материалом о животных, распространённых на территории своего края. Это сделает изучаемый материал более понятным для учащихся, т.к. им будут предложены для изучения знакомые объекты. Кроме того, материал, содержащий сведения о животном мире своего региона, будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся, так как школьники смогут провести свои собственные наблюдения за животными в природных условиях и небольшие исследования.

Представленный ниже краеведческий материал может быть предложен учащимся в процессе изучения отдельных тем курса зоологии (7 класс).

  1. Тип Членистоногие: Пчёлы и насекомые – общественные животные. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые, занесённые в Красную книгу Курганской области. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Видовой состав насекомых – вредителей культурных растений области и меры борьбы с ними.

  2. Тип Хордовые: Промысловые рыбы, их рациональное использование. Охрана рыб. Животные водоёмов Курганской области: значение и охрана.

  3. Класс Земноводные, или Амфибии: Многообразие земноводных Курганской области.

  4. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии: Многообразие Пресмыкающихся. Пресмыкающиеся на территории Курганской области.

  5. Класс Птицы: Значение и охрана птиц. Птицы, занесённые в Красную книгу Курганской области, меры по их охране.

  6. Класс Млекопитающие, или Звери: Значение млекопитающих для человека. Природоохранная деятельность на территории Курганской области.

Проведение уроков такого характера возможно при использовании различных методов обучения, но особенно приемлемым является наглядный метод обучения, как с применением отдельных иллюстраций, рисунков, так и карт, схем и дополнительной научно-популярной литературы.

Особо интересной и употребляемой формой обучения для включения краеведческого принципа в школьный процесс обучения зоологии является экскурсия в природу. Во время экскурсий учитель имеет возможность познакомить школьников с самыми разнообразными сторонами жизни природных территорий, затронуть вопросы, касающиеся не только охраны природных территорий, но и показать растения и животных, которые нуждаются в охране. Можно, также предложить учащимся провести наблюдения за животными. Наиболее просто организовать такие наблюдения за беспозвоночными: моллюсками (большой и малый прудовики, улитка катушка), членистоногими (насекомые разных видов, водомерка, личинки насекомых, обитающие в водоёмах, наблюдения за жизнью муравейника) и т.д. Также, целесообразно предложить провести наблюдения за птицами. Такие наблюдения могут быть и самостоятельными. Учащимся можно предложить вести дневник наблюдений, а затем по результатам своего небольшого исследования подготовить доклад и выступить с ним на уроке. Также, доступным объектом для наблюдений учащихся являются амфибии. Наиболее широко на территории Курганской области распространены остромордая лягушка и серая жаба. Учащиеся могут провести наблюдения за изменением суточной и сезонной активности этих животных, изучить их распространение на территории своей местности.

Кроме изучения краеведческого материала на уроках зоологии, учитель может разработать факультативный курс по следующим направлениям:

1. Редкие и исчезающие животные Курганской области.

2. Млекопитающие Курганской области.

3. Птицы Курганской области.

4. Животный мир Курганской области.

Целью данных факультативных курсов является углубление знаний учащихся в области зоологии, развитие познавательного интереса к зоологической науке, а также воспитание любви и бережного отношения к природе, в том числе к природе своего края.

Также неотъемлемой частью краеведческих зоологических исследований является организация фенологических наблюдений учащихся. Для того чтобы проводить фенологические наблюдения, учащиеся должны усвоить основные сведения о сезонных явлениях в жизни животных, об основных фенофазах отдельных классов живых организмов. Фенологические наблюдения фиксируются учащимися в специальном дневнике. Затем эти результаты наблюдений заслушиваются на уроках, уточняются и обобщаются.

Таким образом, краеведческая направленность в обучении зоологии имеет большое значение для воспитания личности учащихся и развития познавательного интереса к биологической науке. Внедрение краеведения в процесс изучения зоологии может быть осуществлён с помощью следующих подходов: дополнение материала уроков зоологии сведениями о животных своего края; проведение зоологических экскурсий; организация самостоятельных наблюдений учащихся за животными своего края; организация факультативного курса, посвящённого изучению животных своего края; организация фенологических наблюдений за животными; организация внеклассных мероприятий, посвящённых фауне своей местности.

Просмотров работы: 1797