ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ И ПОВЕДЕНИЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ И ПОВЕДЕНИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье мы рассмотрим психологические и возрастные особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при воспитании у них ответственности как качества личности.

Ответственность как качество личности воспитывается с ранних лет, главным образом поощрением самостоятельности ребёнка в принятии им решений. Ответственность формируется как результат требований, которые предъявляются к личности. Воспринятые ею, они становятся внутренней основой мотивации поведения. С поступлением в школу возникает потребность в новых или более совершенных ответственных качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим.

В младшем школьном возрасте, как отмечает В. С. Мухина, особенности поведения ребенка во многом определяются его новой социальной ситуацией: он – начинающий школьник. Он впервые получает права и обязанности школьника, становится членом классного коллектива (10, с. 137). Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас представлений о нормах поведения. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. А. А. Люблинская отмечает, что стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для формирования культуры поведения. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей становится учеба. Кроме того, там они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу, учителем, а для этого овладеть необходимыми навыками культуры поведения (8, с. 24). Осознание важности, нужности новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса.

В большинстве своем младшие школьники коммуникативны, легко привыкают к новому коллективу, не застенчивы, стремятся делать полезные дела для класса, школы, других людей, выполнять общественные поручения.

Психологи (Л. И. Божович, В. А. Крутецкий, А. А. Люблинская, В. С. Мухина, Л. С. Славина и др) установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности (10, с. 211).

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Она представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям, делам – такое отношение, которое он отчетливо может выразить словами и делами. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система норм поведения, которой он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

О. С. Богданова, исследуя проблему нравственного становления младших школьников, обращает внимание на то, что развитие нравственного поведения младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Большой круг исследователей рассматривает волевые качества, в том числе ответственность, как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. В младшем школьном возрасте это качество находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра – учение – труд), какая деятельность в настоящий момент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности. Целесообразно рассматривать проявление ответственности у младших школьников отдельно в разных видах деятельности.

Исследования С. Я. Лайзане (7) показали, что волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в игровой деятельности, затем – в трудовых действиях, и только на третьем месте, по мере формирования позиции школьника, – в учебной деятельности.

В педагогической литературе по проблеме нравственного воспитания младших школьников раскрываются условия и методы, реализация которых позволит достичь эффекта в развитии личности школьника.

Так, В. И Селиванов все методы и приёмы формирования волевых качеств, в том числе ответственности, сводит к четырем основным группам .

К первой группе можно отнести те методы работы, которые непосредственно направлены на сознание человека, преследуют цель создания у него правильных убеждений и понятий, без которых не может быть правильного поведения. Это разъяснение, чтение, беседа, все формы коллективного обсуждения, где наиболее ярко представлены критика и самокритика. Все эти методы можно назвать методами убеждения.

Во второй группе объединяются методы, помогающие человеку на практике развивать и закреплять ответственное поведение. Это методы упражнения.

К третьей группе относятся многочисленные методы и приёмы, побуждающие человека увеличивать волевые усилия, работать над формированием ответственности. Это поощрение, требование и принуждение. К четвёртой группе методов В. И. Селиванов относит методы и приёмы воспитательной работы над собой. Это методы самовоспитания (12, с. 26).

Следует помнить, что названные методы и приёмы носят чисто инструментальный характер. Формировать ответственность можно только в том случае, если удаётся наполнить их общественным смыслом. К. Муздыбаев подчёркивает, что для формирования ответственности необходимо, чтобы ребёнок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей (11, c. 21) .

Основное направление в нравственном воспитании младших школьников, таким образом, можно представить как процесс формирования этических знаний и представлений.

Процесс познания окружающего мира в младшем школьном возрасте, в том числе и нравственной жизни общества, характеризуется переходом чувственной ступени познания к отвлеченному, абстрактному, переходом от отражения нравственного мира в форме нравственных представлений к отражению его в нравственных понятиях. Если нравственные представления имеют конкретно-чувственный характер, содержат как существенные, так и несущественные внешние признаки определенных нравственных действий и поступков, выступают как отражение в сознании ученика конкретных образцов поведения, то нравственные понятия содержат в себе только существенные связи и зависимости и являются формой субъективного отражения познаваемого ребенком мира нравственной жизни людей. Следовательно, нравственные понятия есть форма абстрактного морального знания, в которой раскрывается сущность познаваемых нравственных фактов и явлений. Формируясь на основе нравственных представлений, моральные понятия являются более обобщенной, глубоко осмысленной и усвоенной формой этического знания.

Доведение нравственных знаний младших школьников до понятийного уровня и формирование моральных понятий – процесс очень сложный. Он требует от учащихся специфических форм познавательной деятельности. Если нравственные представления как чувственные образы есть результат восприятия, то нравственные понятия являются продуктом мышления. Мышление представляет собой абстрактную форму познавательной деятельности и включает в себя осмысление и осознание воспринятых нравственных фактов, явлений и примеров поведения, определение сущности нравственных качеств личности, формулирование нравственных понятий.

Размышления младших школьников по поводу своего поведения, их отношение к определенным поступкам, овладение познавательными приемами сравнения, анализа, синтеза и обобщения моральных фактов и поведения обеспечивают переход от образно-чувственного к абстрактному отражению явлений нравственной жизни. Поэтому необходимо, чтобы младшие школьники, овладевая знаниями о нормах поведения, учились сравнивать, сопоставлять, анализировать, распознавать и выделять существенные и несущественные признаки наблю­даемых нравственных действий и поступков, самостоятельно делать соответствующие выводы.

В. Т. Чепиков указывает, что организация морально-познавательной деятельности младших школьников должна строиться с учетом взаимосвязи учебной и внеурочной воспитательной работы. Организация последней значительно расширяет и углубляет этические знания учащихся, приводит их в систему и способствует формированию на их основе соответствующих нравственных чувств и взглядов. Это обеспечивает необходимую последовательность и преемственность в организации нравственного воспитания младших школьников, глубину, всесторонность и прочность в овладении нравственными представлениями и понятиями, в том числе и об ответственности (13, с. 163).

Важным педагогическим условием организации формирования у младших школьников культуры поведения является использование разнообразных форм и методов воспитания.

В практике воспитания широко используются разнообразные формы организации воспитательной работы младших школьников. В качестве таких организационных форм выступают, прежде всего, индивидуальные и групповые этические беседы, обсуждение содержания художественных произведений и конкретных поступков, устные журналы, встречи, утренники и др. Возрастные особенности школьников, опыт их деятельности и поведения, уровень развития нравственного сознания в известной степени дифференцируют формы организации словесного воздействия.

Так, в качестве основного средства формирования ответственности у младших школьников традиционно используются этические беседы.

Этические беседы являются специальным частным методом воспитания и представляют из себя одну из разновидностей убеждения как важнейшего общего метода воспитания морали. Сущность этической беседы как метода воспитания, по мнению О. С. Богдановой, состоит в том, что учитель раскрывает перед учащимися какую-либо развёрнутую оценку, имеющую моральное содержание, пользуясь диалогической формой речи – беседой (1,с. 7).

Этические беседы имеют своей задачей способствовать сознательному усвоению учащимися норм и требований общественной морали и формированию на этой основе их нравственного поведения.

Основная задача этических бесед должна заключаться не в том, что они формируют в сознании учащихся только отражение правильных моральных отношений; главная их задача заключается в том, что они выступают как один из элементов формирования событий в жизни учащихся, значимых фактов их биографий, в том, что эти беседы являются педагогическим средством формирования реальных моральных отношений учащихся.

Формируя у учащихся правильные моральные оценки, регулирующие их поведение, этические беседы выступают как средство поучения и выполняют в воспитании профилактическую функцию, предупреждая нарушение учащимися этих норм. Эту профилактическую роль этические беседы выполняют и в тех случаях, когда они связаны с инструктажем и упражнением и выступают как средство приучения (5,с. 8-9). Но к этическим беседам можно прибегать также и тогда, когда ученик уже совершил безответственный поступков. В этих случаях этические беседы будут выполнять “лечебную”, исправительную функцию, поскольку они преследуют цель исправления учеником своего поведения.

Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Этическая беседа, по мнению Л. Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.

Этическая беседа проводится двумя путями – индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом (3, с. 248).

Как и всякое моральное воздействие, этическая беседа оказывает влияние не только на того ученика, с кем учитель или воспитатель беседует. Даже и в том случае, когда беседа проводится с глазу на глаз, она резонирует в детском коллективе и выступает как средство укрепления всего коллектива.

Особо должно быть отмечено то обстоятельство, что этические беседы способствуют формированию здорового общественного мнения ученического коллектива. В этом здоровом общественном мнении залог того, что ученический коллектив превращается в подлинную школу воспитания учащихся, что он делается не только объектом, но и субъектом воспитания.

Однако, пишет З. Н. Васильева, сколь не велико значение этических бесед, нельзя их рассматривать как универсальный метод воспитания ответственности и прибегать к нему как к всеспасающему средству при любых обстоятельствах школьной жизни (4,с. 45).

Этические знания, которые выражены в моральных правилах, нормах и принципах поведения людей в обществе, нравственных представлениях и понятиях, носят слишком сложный и многогранный характер. И конечно, в одной этической беседе не представляется возможным детально и глубоко раскрыть младшим школьникам их содержание.

К тому же уровень развития мышления и познавательной деятельности учащихся данного возраста не всегда позволяет им всесторонне осмыслить и усвоить сущность этих сложных нравственных образований. Поэтому формирование у младших школьников целостных этических знаний, как и воспитание нравственных качеств личности, происходит не сразу, а постепенно, и занимает определенный период времени.

Возрастные особенности младших школьников оказывают существенное влияние на определение содержания проводимых воспитательных мероприятий, объем нравственных знаний, который могут осмыслить и усвоить учащиеся, а также на выбор форм организации их морально-познавательной деятельности (5,с. 190).

Известно, что у первоклассников преобладает наглядно-образное мышление. Они еще учатся воспринимать, наблюдать. Благодаря яркости и эмоциональности своего восприятия, большой впечатлительности, в их моральном сознании очень быстро и точно фиксируются определенные нравственные образцы и примеры поведения. Это создает основу для формирования у учащихся этого возраста моральных представлений. Поэтому формирование нравственных знаний, в том числе и понятие об ответственности, у первоклассников необходимо строить на основе ярких примеров и фактов, которые убедительно раскрывают (разумеется, с учетом возраста детей) систему моральных норм и требований и способствуют формированию многообразия этических представлений.

Отсюда, эффективным средством формирования у младших школьников культуры поведения выступает пример педагога. В воспитательном воздействии личности самого учителя начальных классов, проявлении с его стороны чуткости и уважения к школьникам, ответственности за свои поступки и слова, установление с ними доброжелательных отношений и сотрудничества заключены большие возможности для возбуждения у младших школьников внутренних противоречий и формирования этических потребностей и мотивов.

В. Т. Чепиков, анализируя средства нравственного воспитания, указывает, что в силу возрастных особенностей развития младших школьников учитель является для них неопровержимым авторитетом. Только тот учитель оказывает воспитательное влияние на учащихся, вызывает у них стремление к моральному совершенству, который благодаря своим знаниям, своему широкому кругозору и высокой культуре поведения является образцом для подражания, завоевывает у детей уважение, доверие и авторитет.

Опыт нравственных отношений и поведения первоклассников еще незначительный. Им важно уяснить, что «хорошо» и что «плохо». Их удовлетворяет чаще всего простой вывод, сформулированный учителем, его отношение к тем или иным сторонам проявления нравственности. Поэтому при формировании у первоклассников этических знаний в качестве форм организации воспитательной деятельности учителями широко могут использоваться рассказ, нравственно-познавательные игры, обсуждение конкретного поступка, небольшого художественного произведения или отрывка из него, краткая беседа, утренник и т.д. (13, с. 170).

По мере развития мышления, формирования сознания и опыта нравственного поведения младших школьников необходимо расширять и формы вербального воздействия на них. Третьеклассникам, например, под силу осмыслить и усвоить значительный по объему этический материал. Накопленный ими жизненный опыт, возросшая социальная активность позволяют использовать для этих целей такие формы организации воспитательной деятельности, как более продолжительные этические беседы, встречи, устные журналы, читательские конференции и т.д.

Организация этих форм воспитательной деятельности дает возможность учителю привлечь младших школьников к обсуждению более сложных вопросов нравственности, высказать по ним свое мнение, сопоставить его с мнением одноклассников и учителя. При проведении таких воспитательных мероприятий каждый из учащихся имеет возможность проверить правильность или ошибочность своих мыслей, дать собственную оценку тем или иным нравственным явлениям и фактам, выработать свою точку зрения, которая и является основой формирования его нравственных взглядов.

Усвоение младшими школьниками сущности и осознание социальной и личностной значимости норм, правил и принципов поведения является не только условием формирования системы их этических знаний, но и источником возникновения соответствующих нравственных эмоций и чувств.

По мнению И. С. Марьенко, нравственные чувства как сложные эмоциональные состояния личности возникают у младших школьников, прежде всего, на основе овладения ими системой этических знаний. Осознание учащимися социальной и личностной значимости нравственных качеств личности, их проявление в поведении и деятельности вызывают у младших школьников переживание положительных эмоциональных состояний, возникновение соответствующих нравственных чувств.

Ответственность, как и любое другое качество, воспитывается лишь в процессе активного участия младших школьников в организованной учителем практической деятельности и общении. «Качества личности, и в том числе те, которые принято относить к ее нравственным качествам, – указывает А. А. Бодалев, – никогда не могут сформироваться у человека лишь в результате одних словесных воздействий на него, какими бы яркими эти воздействия ни были. Моральные качества не могут у человека возникать и развиваться вне соответствующим образом организованной конкретной деятельности: добросовестное отношение к труду – вне деятельности, требующей от его участника трудолюбия, ответственности, инициативы, старательности; забота о сохранении и умножении общественного достояния – вне деятельности, связанной с сохранением и умножением обще­ственного богатства; коллективизм между людьми – вне общения» (2, с. 161).

То же самое можно сказать и о воспитании дисциплинированности, ответственности, дружелюбия, бережливости, самостоятельности и т. д. Речь идет о том, что организация практической деятельности и общения младших школьников является важнейшим условием формирования у них нравственных умении, навыков и привычек и их интеграции в те или иные нравственные качества личности.

Следует заметить, что в одном каком-то виде деятельно­сти могут воспитываться одновременно разнообразные нрав­ственные умения, навыки и привычки, а также целостные качества личности. Например, трудовая деятельность способствует воспитанию не только трудолюбия, но и ответственности, самостоятельности, бережливости, дисциплинированности, и т. д. Любой вид практической деятельности выполняет многоплановую функцию в формировании нравственности личности. Однако наиболее действенно и интенсивно формируется то или иное нравственное качество в соответствующей ему деятельности. Поэтому формирование культуры поведения младшего школьника требует в соответствии с их содержанием организации разнообразных видов деятельности и общения. Последние обеспечивают целостность этического формирования учащихся, воспитание у них всей совокупности этических качеств.

Важным методическим условием организации практической деятельности в процессе формирования ответственности является постановка общих целей в виде увлекательных перспектив и вовлечение всех учащихся в их реализацию. В качестве перспектив выступают такие воспитательные мероприятия, как организация трудовых дел, подготовка и проведение экскурсий, праздников, встреч и т. д. Эти мероприятия привлекают младших школьников своими яркими и красочными формами организации, вызывают желание участвовать в них, способствуют формированию ответственности и социальной активности.

Содержательность и влияние практической деятельности на формирование этических качеств младших школьников во многом зависят от ее занимательности и использования элементов игры при ее организации.

Однако самым важным условием и средством воспитания у младших школьников ответственности за свои поступки и поведение является организованный ученический коллектив.

А. С. Макаренко писал: «…переживание ответственности воспитывается в коллективе с наибольшим трудом, но зато, когда оно воспитано, оно творит чудеса» (9, с. 241).

Воспитать ответственность у членов ученического коллектива – значит воспитать у них сознательное и добровольное, основанное на внутреннем убеждении, стремление и потребность неукоснительно соблюдать уставные обязанности, осознанно следовать нормам и требованиям организации, умение добросовестно, своевременно и точно выполнять общественные обязанности, доводить начатое дело до конца, проявлять инициативу и самостоятельность в процессе выполнения поручений, настойчивость в пре­одолении встретившихся трудностей, умение предвидеть результаты своих действий и поступков и готовность отчитаться за них (6, с. 13).

Воспитать ответственность – значит воспитать у учащихся способность к самодисциплине, самоконтролю, самооценке, научить их подчиняться коллективной дисциплине, руководствоваться чувством долга, поступать в соответствии с нравственными нормами общества. Воспитать ответственность – это в конечном счете воспитать стремление, готовность и потребность нести ответственность не только за себя, но и за коллектив, его успехи, дела, неудачи и ошибки.

Так, выполняя поручение, младший школьник приучается действовать в соответствии с требованиями коллектива. Поэтому наличие общественно значимого поручения у каждого школьника следует рассматривать как средство управления воспитанием ответственности у учащегося, его нравственным развитием. Поручение также позволяет контролировать процесс нравственного становления учащихся, ибо в отношении к нему проявляется ответственность, дисциплинированность каждого члена коллектива (6, с. 17).

Эффективно формирование ответственности осуществляется только тогда, когда педагогически рационально и целенаправленно используется весь воспитательный потенциал содержательной и процессуальной сторон учебной и разнообразных видов внеучебной деятельности и общения младших школьников.

Наибольшая эффективность при формировании у младших школьников культуры поведения достигается тогда, когда используются формы эмпирического (анализ нравственных поступков персонажей художественных произведений, конкретных поступков и действий учащихся) и теоретического (проведение индивидуальных и групповых этических бесед, утренников, овладение этическими представлениями и понятиями, заключенными в содержании начального образования) усвоения нравственных знаний учащимися, осуществляемые на основе тесной преемственности между их учебной и внеучебной деятельностью и общением. Важнейшим средством и условием воспитания ответственности является организованный ученический коллектив/

Литература

  1. Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова М.: Просвещение, 1982. – 160 с.

  2. Бодалев, А.А. О проектировании личности учащегося воспитателем / А.А. Бодалев // Человек и общество. — 1969. — № 5. — С. 161 -162.

  3. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев М.: Педагогика, 1979 . – 216 с.

  4. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н. Васильева М.: Педагогика, 1978г.- 389 с

  5. Венгер, Л.А. Психология: учеб. пособие для учащихся педвузов / Л.А. Венгер, В.С. Мухина – М.: Просвещение,1988. - 312 с.

  6. Завадская, Ж. Е. Воспитание ответственности у старшеклассников / Ж.Е. Завадская, Л.В. Шевченко – Минск: Нар Асвета, 1981.- 152 с.

  7. Лайзане, С.Я. Диагностика уровня развития воли и внимания детей /С.Я. Лайзане - Рига, 1980.

  8. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника /А.А. Люблинская – М.: Просвещение, 1977. -224 с.

  9. Макаренко, А.С. Соч. В 7т.– 2-е изд. / А.С. Макаренко – М.: Изд-во АПН, 1954. – Т.4.

  10. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд., стереотип / В.С. Мухина – М.: Академия,1998. – 425 с.

  11. Муздыбаев К. Психология ответственности / К. Муздыбаев - Л.: Наука, 1981. - 240 с.

  12. Селиванов, В.И. Воспитание воли в процессе соединения обучения с производственным трудом / В.И. Селиванов - М.: Профтехиздат, 1960.

  13. Якобсон, П. М. Психология чувств / П.М. Якобсон — М.: 1958.

Просмотров работы: 15192