ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКОЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКОЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рыбина А.С. 1, Толстов С.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный университет" Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям, мы пришли к выводу, что дети с повышенным уровнем тревожности склонны воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у них формируется низкая самооценка, в связи с чем у таких детей возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. В свою очередь, типичным проявлением низкой самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разнообразных ситуациях, в том числе таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью, очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.

Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е. взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию учебной деятельности, в частности постоянное чувство тревожности не дает возможности формированию контрольно-оценочной деятельности, а контрольно-оценочные действия являются одним из основных составляющих учебной деятельности. Также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на уроке.

У младших школьников с нормальным уровнем тревожности и средней и высокой самооценкой создается благоприятная ситуация для осуществления ведущих отношений и становления ведущей деятельности, что способствует гармоничному развитию личности.

Выполненное экспериментальное исследование имеет выраженную общую практическую направленность. Разработанные в коррекционной программе принципы развития коммуникативных навыков, конструктивных способов взаимодействия, а также развития способности наиболее успешно реализовать себя в поведении взаимодействия, могут быть использованы в массовой практике работы с детьми младшего школьного возраста.

Данная программа не представляет собой единственный законченный вариант, она может быть расширенной, но важно сохранить порядок, при котором упражнения, направленные на знакомство и самораскрытие участников, были сосредоточены в первых занятиях, а упражнения, ориентированные на позитивное изменение способов взаимодействия – ближе к окончанию цикла.

Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что установление определенных причин повышенной тревожности, а также применения целенаправленных коррекционно-развивающих занятий реально оказывают влияние на снижение тревожности в поведении детей младшего школьного возраста.

Работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно-ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в данном возрасте могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности. В младшем школьном возрасте важное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми.

В профилактике и преодолении тревожности у детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.

В силах родителей и педагогов помочь ребенку, восстановить взаимоотношения доверия и взаимопомощи, научить ребенка самостоятельно справляться с возникающими жизненными трудностями. Решению этих задач, по нашему мнению, будет способствовать знания педагогов и родителей об основных особенностях формирования тревожности и самооценки младшего школьника, что является актуальной задачей данного исследования.

Просмотров работы: 2174