ПРОГРАММЫ Т. И. ОДИНОКОВОЙ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОГРАММЫ Т. И. ОДИНОКОВОЙ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наблюдаемый в современном обществе рост внимания к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения музыкальной педагогики, является закономерным. И это не случайно, так как решать эффективно актуальную на сегодня задачу повышения уровня культуры в социуме, способна музыка. Реализация ее возможностей имеет сейчас расширенный потенциал, поскольку данный вид искусства наиболее распространен в социальной среде и востребован населением всех возрастов.

Эмоциональная окрашенность общения с музыкой усиливает её воздействие на человека, что делает впечатления от таких контактов яркими и запоминающимися, способными изменить внутренний мир личности, сформировать её взгляды и преумножить знания. Однако данное влияние становится максимально продуктивным при готовности индивида к адекватному восприятию музыки, при наличии потребности совершенствоваться и самореализовываться в ней, при умении оценивать и изменять в положительную сторону собственные контакты с этим видом искусства и личную музыкальную среду.

Окружающая человека музыка подразумевает наличие в ней национально-ценностного содержания, а именно, фольклорных и профессиональных (композиторских) произведений, отражающих специфику культуры, сложившейся в месте проживания индивида. Данный пласт музыкального искусства, наравне с сочинениями народов России и мира в целом, составляет неотъемлемую часть системы культурных ценностей общечеловеческой значимости. Следовательно современная культурная личность должна знать, понимать и, желательно, любить музыку родного края. Для этого необходима соответствующая подготовка граждан, которую в масштабах страны призвано обеспечить музыкальное образование, поскольку только оно может воплотить принципы всеобщности, системности, педагогической целенаправленности. Однако, декларирование данного требования как обязательного, не гарантирует высокого уровня его выполнения на практике. В первую очередь сам учитель должен обладать возможностями полноценно реализовать указанное направление деятельности. Это предполагает наличие у него соответствующих профессиональных компетенций, а также средств обучения. К последним относится, в частности, специальные программы, методические разработки, учебный и иллюстративный музыкальный материал (ноты, звуко- и видиозаписи) и т. д., которые в целом могут облегчить учителю достижение поставленной цели.

Появление авторских программ и методик, стремление многих школ работать в режиме инновационных идей, где важное место занимают идеи развивающего обучения, проектирование новых форм эстетического воспитания, создание разветвленной системы дополнительного музыкального образования – все это свидетельствует об осознании огромной роли искусства в формировании человека, о которой говорили еще деятели образования и культуры, стоявшие у истоков становления отечественной системы эстетического воспитания.

Однако, существующие сегодня данные средства обучения не всегда максимально полно используются учителями музыки на практике, что сокращает их потенциал. Это противоречие присутствует, например, в отношении программ по музыке Тамары Ивановны Одиноковой, созданных в республике Мордовия и связанных с изучением мордовской музыки в начальной школе.

Полагаем, что если целенаправленно применять фрагменты содержания или в целом программы по музыке Т. И. Одиноковой в практике музыкального образования младших школьников, то приобретение ими знаний музыкальной культуры и искусства Мордовии будет проходить эффективно.

«Использование мордовской музыки в обучении школьников по программе Д. Б. Кабалевского» (1986 г.) стало первым изданием автора, положившим начало опубликованным в последствии программам и методическим рекомендациям, посвященным музыкальному образованию учеников начальных классов. Переработка, дополнение содержания представляемых работ отвечало потребностям учителей музыки, способствовало облегчению их деятельности, через обеспечение профессионально значимого оснащения специалистов.

В методических рекомендациях «Мордовское музыкальное искусство на уроках музыки в начальной школе» (1989 г.) Одинокова Т. И. раскрывает общие идеи и принципы построения обучения при изучении мордовской музыки и представляет поурочные планы для 1-3 классов. Работа учитывает национальный состав населения региона. Ее первая часть предназначена для применения в начальных классах русских школ, а вторая – в русско-эрзянских и русско-мокшанских (т. к. наиболее многочисленными представителями мордовской нации, проживающими в республике, являются мокша и эрзя). В основу данной методики положена программа по музыке Д. Б. Кабалевского, самая распространенная в то время в сфере музыкального образования. Это позволило определить возможности включения мордовской народной и профессиональной (композиторской) музыки в процесс обучения младших школьников, конкретизировать вводимый учебный репертуар.

Программа и методические рекомендации факультативного курса «Мордовский музыкальный фольклор в начальной школе» (1997 г.) Одиноковой Т. И. разработаны с учетом перехода на четырехлетнее обучение в начальной школе и принятием в образовании учебных планов, предусматривающих углубленное изучение предметов эстетического цикла. Это обуславливает в работе трактовку музыкального воспитания с культурологических позиций, подразумевающих обращение к национальной истории, литературе, изобразительному искусству, словесному фольклору, а также этнографии. Указанная межпредметность находит емкое отражение в темах четвертей, название которых достаточно очевидно предполагает возможность эффективной реализации комплексности в обучения и системности получаемых знаний.

Данное издание включает формулировки цели и задач музыкального воспитания; содержание, формы и методы обучения; критерии отбора национального учебного материала. Следует отметить, что рассматриваемая работа создана для мордовских школ. В ее учебно-репертуарном списке существуют указания принадлежности вокальных (связанных со словом) произведений к мокшанской или эрзянской этнической музыкальной культуре, что позволяет учителю преодолеть языковой барьер при освоении сочинений учащимися. Содержание программы обозначает тематику четвертей, без планов уроков и внеклассных мероприятий, тем самым, предоставляя творческую свободу учителю. Безусловно, в прикладном отношении ценной информацией в работе является указание к каждой четверти выходных данных изданий, в которых напечатаны ноты учебных мордовских музыкальных произведений, а также отмечены сочинения, записи которых зафиксированы на грампластинках. Дополняет перечисленное общие списки рекомендуемой научной и методической литературы, нотных сборников, иллюстраций и фоно записей, что обеспечивает потенциал активного использования межпредметных связей.

В отличие от предыдущей работы, важно присутствие в данной программе описание факультативного курса: более конкретных указаний учебно-воспитательного содержания программы (передаваемых знаний, развиваемых умений, применяемых методов обучения, видов музыкальной деятельности и т. д.). Это уточняет сущность и объемы педагогических действий в их целесообразной последовательности, определяет направление подготовительной деятельности учителя по обеспечению собственной компетентности в осваиваемых с учениками областях национальной культуры в целом и музыкальной ее составляющей. Предоставление таких возможностей позволяет решать актуальную проблему, затрудняющую включение мордовской музыки в процесс обучения из-за отсутствия соответствующих стартовых знаний у учителя (Что надо знать и уметь?) и сложности восполнения таковых (Какое издание содержит необходимое знание и излагает методику овладения умением?).

В контексте сказанного, заслуживает внимания составленные Т. И. Одиноковой программа и учебно-методические материалы «Мордовский музыкальный фольклор в четырехлетней национальной (мокшанской, эрзянской) школе» (1998 г), представляющие собой версию рассматриваемой выше работы. В них усилена методическая направленность разделов, часть которых поменяла свое наименование и последовательность развертывания; увеличена номенклатура учебного материала и список источников обеспечения обучения (литература, ноты, фонозаписи и т. д.). Внесенные изменения смещают акценты в тематическом содержании четвертей, активизируя взаимосвязи между ними и уводя от повторов в обучении. Такая логика построения процесса позволяет педагогу сосредоточиться на полной реализации заявленной темы в его определенном сегменте, что при освоении последующих разделов не исключает и повышает качество «повторения пройденного».

Поскольку автор программы предлагает знакомиться не только с национальной музыкой, но и реконструировать обряды и традиции, в которых произведения бытовали, изучение мордовского музыкального фольклора здесь предполагает разнообразие форм и методов обучения на уроках и во внеурочное время. Особый интерес у младших школьников вызывает освоение тем, связанных с народными играми, детским фольклором и ролевыми действами. Для воплощения на практике изложенных установок в работе даны общие указания содержательного и методического аспектов.

Все сказанное делает возможной самостоятельную переработку учителем программы для применения не только в начальной, но и в средней школе (5-8 классы), на что указывает и автор [1, с. 10]. В данном контексте большую поддержку может оказать обращение к хрестоматии «Мордовский музыкальный фольклор в школе» (2004 г.), созданной Т. И. Одиноковой к программе по музыке. Собранный в этом издании учебный национально-музыкальный материал расширяет возможности для творческой реализации рассматриваемого направления профессиональной деятельности. В целом же представленные в нашей статье работы Тамары Ивановны Одиноковой адресованы практикующим и будущим учителям школ (студентам), являются актуальными для них как средство педагогического, музыкально-культурологического и творческого совершенствования.

Программы Т. И. Одиноковой могут быть применены как альтернативные в учебных заведениях национального профиля, или как программа факультатива для русскоязычных, смешанных (русско-мордовских) и национальных школ (общеобразовательных и музыкальных). Возможны и другие формы творческого применения данного музыкального материала: например, как составляющий элемент к типовым программам по музыке, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского, на уроках литературы, живописи, на занятиях хоровым пением.

Таким образом, использование программ Т. И. Одиноковой, с нашей точки зрения, будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к национальной музыке, приобретению знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности у младших школьников на основе освоения мордовского музыкального фольклора и профессионального искусства.

Литература

  1. Одинокова, Т. И. Мордовский музыкальный детский фольклор / Т. И. Одинокова. – Саранск , 1994.

  2. Одинокова, Т. И. Мордовская музыка в начальной школе / Т. И. Одинокова. – Саранск , 1994.

  3. Одинокова, Т. И. Мордовский музыкальный фольклор в четырехлетней национальной (мокшанской, эрзянской) школе : программа и учебно-методические материалы для студентов факультета национальной культуры (специальность «Дирижирование народным хором») / сост. Т. И. Одинокова. – Саранск, 1998. – 34 с.

  4. Одинокова, Т. И. Мордовский музыкальный фольклор в начальной школе // Национально-региональный компонент в образовательном процессе школы : программы и методические рекомендации / Т. И. Одинокова. – Саранск, 1997. – С. 16-45. весь сборник 150 с. программы факультативных курсов и рекомендации учителям школ по содержанию краеведческого материала при преподавании общеобразовательных предметов. В нем же программа Карпушиной Л. П.

  5. Одинокова, Т. И. Мордовский музыкальное искусство на уроках музыки в начальной школе : методические рекомендации для учителей музыки и студентов педагогического факультета. В 2-х ч. – Саранск, 1989. – Ч. 1. 42 с.; Ч.2. 49 с.

  6. Одинокова, Т. И. Мордовский музыкальный фольклор в школе : хрестоматия к программе по музыке (1-4) / редкол. : Н. В. Кошелева, Г. Г. Вдовин, Л. Б. Бояркина и др. / Т. И. Одинокова. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. – 424 с.

Просмотров работы: 1818