ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Анфимова Н.И. 1
1Российский Университет Дружбы Народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Жизнь современного человека приобрела «сверхъинтенсивный» ритм. Современному человеку просто необходимо быть всегда в курсе последних событий, которые сменяются с очень высокой скоростью и потому, несмотря на свою определённую компетентность личность, постоянно находится на стадии обучаемости чему-либо. Ведь в связи со спецификой политико-экономического характера жизни общества, живущему в нем современному человеку подчас необходимо принимать во внимание новые условия, подстраиваться под русло их течения для лучшей реализации своей жизненной позиции. Способность учитывать те или иные обстоятельства, будь то связано с областью межличностного общения или индивидуальной деятельностью человека, является неотъемлемой частью жизни каждого и зависит от уровня личностного развития человека. Проблема заключается в том, что поток поступающей информации приобрел довольно интенсивную скорость и колоссальный объём. Современное общество живет в информационный век. И для успешного существования в нем человеку необходимо постоянно развиваться. Однако в связи со спецификой современного времени человеком большее внимание уделяется проценту получению новых знаний, умения, навыков актуальных на тот или иной момент жизни общества, в котором он пребывает и от которых почти полностью зависит его жизненная позиция и социальное положение. В профессиональном плане, желая быть компетентным в своём деле, человек осваивает технологию своего дела, технику его выполнения, зачастую упуская такие важные аспекты как творческие способности и эмоциональный интеллект (ЭИ), которые влияют на уровень личностного развития человека и как следствие на успешность его профессиональной жизнедеятельности. ЭИ признан как профессионально важное качество в ряде профессий, прежде всего профессий типа “человек-человек” (Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки, 2010). Это позволяет понимать ЭИ как необходимое условие успешного овладения навыками специалиста и достижения успешности в профессиональной деятельности. Развитие в себе креативности позволит личности находить в своей профессиональной деятельности что – то новое и интересное, в неординарных проблемных ситуациях находить нужное решение, что в целом приводит к профессиональному росту и личностному развитию.

Таким образом, можно выделить проблему творческих способностей и ЭИ их проявления в профессиональной сфере человека. Актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями общества. Ведь ЭИ, творческие способности оказывают влияние на положение человека в профессиональной сфере, что в свою очередь, влияет и на его жизненную позицию в целом. Изучение творческих способностей и ЭИ – важная теоретическая и практическая задача, требующая актуального исследования и разработки.

С целью исследовать особенности ЭИ и творческих способностей и их роль в профессиональной жизнедеятельности человека, в 2012 году нами было проведено исследование. В основе исследования была выдвинута гипотеза которая заключается в предположение о том, что существует зависимость между выбранной профессиональной деятельностью человеком и уровнем развитости его ЭИ и творческих способностей.

В исследование принимали участие 2 группы испытуемых. В первую выборку вошли студенты инженерного факультета - 9 девушек, 8 юношей, в возрасте18-24 лет. Во вторую группу вошли 12 девушек и 5 юношей, возраста 17-22 года, обучающиеся в университете по направлению журналистика. Мы выбрали для исследования подобные группы, так как предполагаем, что при анализе их структурных показателей изучаемых характеристик сможем понаблюдать некий контраст или же выявить проявление неких отличительных особенностей ЭИ и творческих способностей. В ходе исследования был применен метод опроса, в частности использовались следующие методики - опросник на выявление уровня ЭИ Д.В.Люсина, тест - опросник на выявления уровня развитости креативности Н.Вишняковой.

В широком смысле к ЭИ относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей. Методика Д.В.Люсина позволила исследовать как общий уровень ЭИ так и выделенных шкал и субшкал, входящих в структуру исследуемой психологической компоненты. Для большей ясности в материале исследования обозначим кратко суть каждой субшкалы и шкалы, измеряемой в тесте “ЭмИн”.

Шкала МЭИ (межличностный ЭИ) - способность к пониманию эмоций других людей и управление ими.

Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ) - способность к пониманию собственных эмоций и управление ими.

Шкала ПЭ - понимание эмоций (своих и чужих).

Шкала УЭ - управление эмоциями (своими и чужими).

Субшкала МП - понимание чужих эмоций на основе внешних проявлений эмоций и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.

Субшкала МУ (управление чужими эмоциями) – способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

Субшкала ВП - понимание своих эмоций (их распознавание, понимание причин, способность к вербальному описанию).

Субшкала ВУ - управление своими эмоциями (вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные).

Шкала ВЭ – способность к контролю проявления своих эмоций.

Шкала ОЭИ (общий ЭИ) - совокупность умственных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, и к управлению эмоциональной сферой.

Подобная структура, по нашему мнению, является весьма удобной для глубокого изучения ЭИ и его особенностей проявления.

Тест – опросник Н.В.Вишняковой на измерение креативности так же включает в свою структуру шкалы, значение каждой из которых кратко обозначим ниже. Но прежде, отметим, что вообще, креативность это такая психологическая структура, которая относиться к дивергентному мышлению. В отличие от конвергентного, дивергентное мышление это вид творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Оригинальность - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных.

Любознательность – это стремление к получению знаний, необходимость обладания способом и системой получения знаний, стремление к получению и обработке новой информации.

Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Интуиция - чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Эмоциональность — это общая склонность человека к самым разнообразным переживаниям, как положительным, так и отрицательным.

Юмор – интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире.

Полученные нами результаты исследования показали, что в первой группе респондентов (студенты - инженеры) средний уровень ОЭИ равен 86, что, судя по интерпретации теста Люсина, означает средний уровень развитости ЭИ. Как показывает анализ групповых значений, шкалы: МП, МУ, ВП, ВУ, ВЭ, МЭИ, ВЭИ, ПЭ, УЭ так же находятся на среднем уровне развитости. Анализируя результаты теста “креативность”, выявилось, что выше всего по группе развит такой индекс как любознательность (6 баллов по десяти бальной шкале). Самое меньшее значение по группе получил индекс творческое отношение к профессии (4 из 10). Прочие индексы креативности находятся на среднем уровне развитости. Возможно, такие показатели по креативности связаны с тем, что профессиональная деятельность инженера требует по большей мере именно точности выполнения поставленного плана и, заранее просчитанных задач. При этом, такой критерий как любознательность может быть развит за счет новшеств и развития в сфере инструментально – операциональной индустрии, ведь, как уже было сказано ранее, современное время характеризуется быстрой сменой информации и определённых компетенций, от которых напрямую зависит успешное овладение своей профессиональной деятельностью.

Результаты, полученные по второй выборке испытуемых (студенты - журналисты) выявили, что средний уровень по группе ОЭИ равен 69, это, в свою очередь также значит среднее значение, однако, в сравнении данного показателя с группой №1, видно, что уровень ОЭИ выше у студентов- журналистов. Такие шкалы как МП, МУ, ВЭ, МЭИ, ВЭИ, ПЭ, УЭ имеют среднее значение, однако, вновь сравнивая с группой №1, важно заметить, что этот уровень выше и даже, по интерпретационной шкале автора близок к высокому значению. Однако, исследование показало, что, в отличие от первой группы респондентов, такие шкалы как ВП и ВУ имеют низкое значение по интерпретационной шкале. Возможно, это связанно с тем, что в силу своей профессии, проявление основной деятельности которой значительно связанно с внешненаправленным проявлением эмоций и умением грамотно понимать окружающих, мало внимания уделяется собственной внутренней эмоциональной сфере личности. Анализируя данные по результатам теста на креативность, можно отметить, что в целом, наибольшее значение по группе принимают такие индексы креативности как: эмоциональность (эмпатия), интуиция, чувство юмора, воображение. Далее, среднее значение принимают оригинальность, творческое отношение к профессии. Любознательность и творческое мышление, как индексы креативности в группе студентов-журналистов находятся приблизительно на том же уровне, что и у первой группы. Однако большая разница состоит в том, что подобный уровень любознательности характеризовался в группе№1 как один из самых развитых по отношению к другим индексам креативности, в то время как в группе№2 он занимает по отношению к другим индексам не самое высокое значение.

Проведенное нами исследование на двух выборках испытуемых, отличавшихся по профессиональным аспектам, помогло нам в вопросе исследования таких психологических структур как ЭИ и творческих способностей человека в контексте его профессиональной жизнедеятельности. Выявленные нами значения по исследованным структурам показали, что в целом уровень креативности и ЭИ у людей, относящихся к сфере журналистики выше, чем у людей, имеющих отношение к такой профессиональной сфере, которая не предрасполагает столь же высокого уровня непосредственной коммуникации с людьми каждый день (инженеры). Было отмечено, что в выборке студентов-журналистов межличностный ЭИ развит выше чем внутреличностный ЭИ, учитывая тот факт что в контексте своей профессиональной деятельности большая часть времени отводится на работу связанную с межличностной коммуникацией и, в какой-то мере, на выполнение социального запроса (например, написание новостной статьи) наблюдается наличие взаимосвязи ЭИ и профессиональной деятельности. Следует учитывать такое положение, что в силу специфики профессиональной деятельности, в данном случае журналистов, меньшее внимание уделяется развитию понимания и управления своими эмоциями и потому, рекомендуется заниматься развитием этого компонента ЭИ. Также, по результатам проведенного исследования, мы пришли к выводу, что уровень креативности выше у группы студентов-журналистов чем у группы студентов-инженеров. Данное положение так же можно связать с тем что такая профессия как инженер по большей мере подразумевает точные расчеты и заранее продуманные задачи, в то время как в журналистской сфере деятельности чаще приходится сталкиваться с неординарными ситуациями и задачами, решение которых требует креативности. Уровень творческих способностей и уровень ЭИ связанны с профессиональной деятельностью исследованных групп. Возможно, что дальнейшие исследования по данной тематике на большей генеральной совокупности позволит выявить дополнительные особенности проявления и роли психологических структур в контексте профессиональной жизнедеятельности человека, потому считаем важным и в дальнейшем заниматься исследованиями в этой области. На основе полученных данных, при дальнейшем изучении вопроса, возможны создания неких методик и тренинговых программ, которые будут учитывать все особенности проявления таких характеристик как ЭИ и творческих способностей в профессиональных аспектах личности, что в свою очередь, поспособствует лучшему развитию и коррекции интеллектуальных особенностей и личности в целом.

Литература:

Бояцис Р., Гоулман Д., Макки Э. «Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта», 2010г.

Д.В. Люсин «Современные представления об эмоциональном интеллекте», 2004 г.

В.И. Казаренков, А.М. Романова, Р.С. Пионова «Профессионально-творческая направленность студентов как компонент их профессионального становления», 2010г.

Torrance Е. P. «Scientific views of creativity and factors affecting its growth», 1965 г.

Просмотров работы: 3379