ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ

Шихамирова Б.А. 1, Магомедова Р.М. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной школе проблема «трудных» учащихся считается одной из самых главных. В научно-педагогической литературе выделяется три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные» дети.

Во-первых, «трудные» дети — это дети с отклоняющимся поведением от общепринятой нормы, для их характеристики можно использовать термины: «деликвентность» — цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от серьёзных криминальных преступлений и «девиантность» — отклонения от принятых в обществе норм.

Во-вторых, «трудные» дети и подростки, поведение которых нелегко исправляется и корригируется, хотя среди этой группы детей есть и те, которые относительно легко поддаются перевоспитанию.

В-третьих, «трудные» дети — особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе, внимании родителей, воспитателей, участии всех окружающих.

Сегодня огромная роль отводится воспитательной работе вообще и с трудными детьми особенно.

Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленный, контролируемый и корректируемый процесс.

Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социализации строится на основе общих принципов. К общим принципам воспитания относятся:

- принцип гуманизма, который предполагает признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы;

-принцип культуросообразности, требующий создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации;

- принцип природосообразности означает отношение к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;

- принцип целостности обусловливает единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека и предполагает в этой связи интеграцию деятельности всех социальных институтов;

- принцип непрерывности обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее. [Кащенко В.П.]

Бытует мнение, что нет плохих учеников, есть плохие учителя, следовательно, нет и трудных детей. Их придумали горе-педагоги для того, чтобы как-то объяснить свое неумение воспитывать. Слово трудные брали, в кавычки. Нет трудных детей — есть «трудные» дети, а это не одно и то же. Однако в воспитательной работе встречаются благополучные, не требующие каких-либо усилий дети, а также представляющие определенные сложности для воспитателей. Среди них выделяют трудновоспитуемых. Они имеют свои особенности и характеризуются определенными проявлениями.

Понятия «трудный ребенок» и «трудновоспитуемый» не одно и то же. Под трудновоспитуемым понимается такой ребенок, которым для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные сложности. Это проявляется в поведении ребёнка, его отношении к другим детям, воспитателю, воспитательному воздействию. Термин «трудный ребенок» включает в себя сложность в обеспечении направленного развития, обучения и воспитания, обусловленное его особенностями познавательной деятельности, возрастного развития. (Мартынова М.С. И др.)

Наиболее типичными причинами формирования детей, трудных в воспитательном отношении, Перфильев, Кащенко, Сухомлинский и другие указывали следующие:

- наследственные: ребенок наследует от своих предков и родителей психофизиологические особенности своего организма, так или иначе, обязательно влияющие на его развитие и весь склад будущего Я, способствующие формированию особенностей характера, уклонений, которые не всегда 6ыстро и ясно обнаруживаются родителями и педагогами;

- своеобразия, приобретенные с рождения: недоношенность, хилость и слабость организма, особенности развития и функционирования тех или иных органов и многие другие, существенно влияющие на его последующее развитие, формирование тех или иных отрицательных качеств и свойств личности;

- своеобразия, приобретенные в раннем возрасте вследствие многообразия факторов, обусловливающих уход за ним:

— искусственное вскармливание;

— передача болезни от кормящей матери;

— бытовые условия;

— болезни и особенности их протекания;

— очевидная или незаметная, но постоянная недостаточность питания;

— ушибы головы, травмы и многое другое.

- неумение родителей наблюдать и видеть своеобразие ребенка, нуждающегося в особо направленном развитии и воспитании.

д) воспитание, воспитательные действия без учета индивидуальных особенностей ребенка, педагогические упущения в работе с ним. Детское сердце легко ранимо.

Знакомя ребенка с теми или иными вещами, предметами, явлениями, воспитатель обеспечивает его направленное развитие, которое могло бы удовлетворить воспитателей. И чем больше открытий, тем больше все новых и новых вопросов возникает у ребенка, тем больше он изумляется, радуется. Если этого не происходит, то у ребенка формируется невосприимчивость, непонятливость, тупость, которые делает его трудным в обучении и воспитании;

— несправедливость, оскорбляющая, уязвляющая самолюбие, вызывающая у ребенка возмущение и рождающая в его душе самые разнообразные формы активного и пассивного протеста.

— грубость и бестактность по отношению к ребенку, способствующие усилению его возбуждения. Пережив подобное состояние, ребенок нередко прибегает к совершенно неожиданной форме активного протеста — действиям на зло, к кривлянью, паясничанью и пр. Ему легче предстать в роли беззаботного шалуна, даже шута. В конце концов окружение привыкает к тому, что он кривляется и паясничает. Это очень опасное состояние — притупление чувства чести, гордости. Нельзя допускать, чтобы ребенок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть;

— равнодушие по отношению к ребенку, негативно сказывающееся на его нежной, чуткой натуре. Оно вызывает у него потребность изменения отношения к себе, и он разными формами старается привлечь внимание;

— стремление некоторых родителей поставить воспитание на «научную» основу, что приводит к нивелированию своеобразия собственного ребенка в угоду новомодным тенденциям избранной «педагогики». Часто такие родители используют определенную книгу и пытаются дословно реализовать ее советы в воспитании, увлекаются специально подобранными игрушками, не соответствующими интересам и потребностям ребенка, создают искусственный круг общения, выискивают у ребенка «таланты и наклонности», очень часто мнимые или отвечающие существующей «моде», и начинается дрессировка, ломка ума, чувства и воли ребенка, доходящие до истинной пытки и каторги для него . В итоге это приводит к деформации его личности, вплоть до трагедии;

— «сильные», «волевые» меры воздействия на ребенка в семье;

— «устройство» родителями своего ребенка в престижные детские сады, школы, гимназии, без учета его индивидуальных возможностей и склонностей;

— попустительство в воспитании — «свободное воспитание» без учета его негативных последствий. В этом случае часто воспитание вообще отсутствует, а впоследствии это ведет к бесконтрольности и полной неуправляемости в отношении ребенка;

— ошибки воспитания, способствующие формированию у ребенка отрицательных позиций, интересов, привычек, установок и пр.;

— отсутствие общественного воспитания, стремление родителей изолировать ребенка от внешней среды;

Природа отклонения у каждого ребенка своя. По совокупности она может быть обусловлена влиянием:

а) внешнего фактора;

б) внутреннего фактора.

Под одаренными натурами подразумевают детей с характерами, в которых проявляются:

а) способности к творческой переработке воспринимаемых материалов, хотя бы в виде достаточно высокой работоспособности;

б) повышенная одаренность, хотя бы и односторонняя;

в) нормально развитые нравственные чувства.

При отсутствии у ребенка работоспособности или нравственного чувства, как бы богато одарен он ни был, необходимо признать его отклонения. Подтверждением данного факта, подчеркивает Сорока-Росинский, выступает сама жизнь.

Воспитатели должны быть подготовлены к разным видам деятельности: организации индивидуальной работы особо одаренных детей, заботе о социальном и физическом здоровье детей с девиантным поведением, организации досуга школьников, детских и молодежных объединений, разностороннего творчества детей, обеспечении социально-правовой защите их прав и интересов.

Просмотров работы: 1860