ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Янгизаров Д.Р. 1
1Краснодарский университет МВД России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях современной жизни, когда лица, нарушившие закон, не останавливаются ни перед чем, чтобы уйти от уголовной ответственности, все актуальней становится проблема обеспечения защиты участников уголовного судопроизводства. Многократно усилилось противодействие криминального мира правоохранительным органам различными путями: как физическим и психическим давлением на самих сотрудников, так и воздействием на лиц, так или иначе содействующих установлению истины по делу и участвующих в уголовном процессе.

На территории РФ действует Федеральный Закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», устанавливающий систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки этих лиц и определяющий основания и порядок их применения. Следователь (орган дознания, судья) обязан немедленно реагировать на каждый ставший ему известным случай, требующий применения мер безопасности. Для обеспечения жизни и здоровья защищаемых лиц с учетом конкретных обстоятельств могут применяться: личная охрана, выдача специальных средств защиты и связи, обеспечение конфиденциальности сведений, замена документов и др. Ст.311 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса. Кроме того УПК РФ предусматривает конкретные уголовно-процессуальные меры государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству. В качестве самостоятельного принципа предусмотрена охрана прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве, реализуемого посредством применения мер защиты участников процесса, которым угрожают противоправными деяниями (ч.3 ст.11 УПК РФ). Ч.9 ст.166 УПК РФ предусматривает возможность не указывать в протоколе следственного действия данные о личности человека. Часто потерпевшие (свидетели) отказываются от проведения опознания при непосредственном предъявлении им опознаваемого, опасаясь каких-либо противоправных действий со стороны изобличенного ими преступника, его родственников или знакомых. Однако УПК РФ решает и эту проблему – ч.8 ст.193 позволяет по решению следователя в целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства провести опознание лица в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего подозреваемым (например, в отдельной комнате, имеющей зеркало с односторонней прозрачностью). В судебном заседании свидетель может давать показания без оглашения его подлинных данных и также в условиях, исключающих его наблюдение другими участниками разбирательства. Защищаемому лицу может быть избран псевдоним, под которым он будет выступать в любых следственных действиях.

В современных условиях следственные органы испытывают серьезные трудности, связанные с государственной защитой участников уголовного процесса и их близких, а также с расследованием дел о противоправных воздействиях и посягательствах на лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Сложившееся положение осложняется отсутствием необходимых методических рекомендаций по защите субъектов уголовно-процессуальных отношений, хотя определенные шаги в этом отношении уже делаются1.

С момента получения данных о том, что преступники проявляют повышенный интерес к участникам уголовного процесса и не исключена возможность противоправного посягательства, в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом следователь (дознаватель) должен:

провести анализ полученной информации и дать ей оценку;

предусмотреть возможные варианты давления на участников процесса;

по результатам оценки принять решение, в котором

определить вид и объем мер защиты.

Прежде всего, лицо, осуществляющее расследование уголовного дела, обязано тщательно проанализировать фактические данные, полученные от участника процесса. При этом следует учитывать субъективную оценку существующей угрозы. Также необходимо дать анализ поступающей из оперативных служб или специально добываемой следственным путем информации. Только после этого следователь оценивает степень опасности и определяет, нуждается ли тот или иной участник процесса в принятии мер защиты. Очень часто на практике следователь, не правильно оценивает ситуацию, относится небрежно к сохранению безопасности участников уголовного судопроизводства. Необходимо отметить, что возможность своевременного обнаружения противоправного давления на участника процесса может быть обеспечена за счет установления между ним и следователем надежного контакта и взаимопонимания. Вызванному на допрос субъекту уголовно-процессуальной деятельности следует не только разъяснить его права и обязанности, предусмотренные законодательством, но и указать на его роль в ходе предварительного следствия и суда, проинформировать о мерах, которые могут быть приняты для его защиты в случае оказания противоправного воздействия со стороны обвиняемого2.

В обязательном порядке тому или иному участнику процесса даются рекомендации, каким образом следует вести себя в случае оказания в отношении его давления. При этом сообщается необходимая информация о способах оповещения правоохранительных органов при наличии угрозы его жизни, здоровью, имуществу, предоставляются соответствующие адреса, телефоны, а также фамилии сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по уголовному делу.

В информационно-справочных фондах должны быть временно изъяты все сведения о защищаемых лицах. Эти сведения хранятся непосредственно у руководителей указанных организаций. При поступлении письменных или устных запросов от юридических и физических лиц об адресах, телефонах и другой информации, касающейся защищаемых лиц, справки из информационно-справочных фондов не выдаются. О каждом поступившем запросе работники указанных организаций должны незамедлительно проинформировать следователя и действовать по его указанию3.

В целях обеспечения безопасности участника процесса, допустимо предъявление для опознания вне визуального наблюдения опознаваемым, опознающего. Субъекту уголовно-процессуальных отношений может быть предложено, наблюдать предъявляемых лиц либо через ширму, либо из затемненной части помещения, где проводится опознание, либо из смежной комнаты при открытой двери. Рядом с опознающим рекомендуется размещаться следователю и двум понятым, а с опознаваемым оперативному работнику или помощнику следователя, статистам, а также еще одной паре понятых. Все участники данного следственного действия размещаются таким образом, чтобы исключить визуальное наблюдение опознаваемым опознающего4.

Если имеется техническая возможность, то в исключительных случаях допускается предъявление для опознания лица с помощью видеотехники. При этом опознающий может находиться в другом кабинете или здании и наблюдать за происходящим по телевизору. Правоприменительной практике уже известны подобные случаи проведения данного следственного действия по делам организованной преступности5.

Одна из главных проблем в этой сфере, это отсутствия технического оснащения. В России очень мало отделов полиции, которые могут похвастаться комнатой имеющей стекло с односторонней прозрачностью. Поэтому сотрудникам полиций приходиться прибегать к подручным средствам, таких как: ширма, покрывало, дверной разъём. Все эти недостатки заставляют терять драгоценное время, и значительно усложняют деятельность следователя.

Следует более добросовестно подходить к защите свидетелей, потерпевших, от возможных посягательств со стороны обвинения. Очень часто следователь пренебрегает этим, так как считает что опасения данного характера выдуманы и ничем не обоснованы.

К сожалению, в настоящее время не так много сознательных людей, имеющих чувство гражданского долга и содействующих уголовному процессу. Однако люди, уверенные в том, что их защитят в случае любого противоправного поступка, скорее пойдут навстречу правоохранительным органам. Ведь большинство важных свидетелей, способных изобличить преступника, отлично осознают необходимость своих показаний. А государство должно делать все возможное, в том числе за счет внедрения в законодательство РФ общепризнанных норм и принципов международного права, касающихся вопросов защиты участников уголовного судопроизводства от противоправного воздействия, чтобы люди как можно активнее содействовали правоохранительным органам в установлении истины.

1 Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. - М.: Экзамен, 2001. С.30.

2 Брусницын Л. Псевдонимы в уголовном процессе. // Законность.-2005. - № 1. - С. 23-25.

3 Гребенщикова Л. Уголовно-процессуальные меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства //Адвокат.-2005. - № 12.

4 Брусницин Л. В. Проблемы формирования российского законодательства о защите лиц, содействующих уголовному правосудию // Государство и право. 2004. № 2. С. 32-40.

5 Корнелюк О.В. Уголовно-процессуальные способы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства // «Черные дыры» в российском законодательстве.-2007. - № 1. - С. 244-247.

Просмотров работы: 3154