СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Сорокин А.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семейное неблагополучие для любого человека не является открытием, потому что в той или иной форме оно встречается в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, сохранить семейный союз. Однако есть и другая, тревожная тенденция: на фоне глубокого социального кризиса, охватившего современную Россию, растет число семей, не справляющихся со своими основными функциями. К данной категории семей относятся и неполные семьи, в которых остро предстаёт проблема её функционирования как института воспитания и социализации детей.

Впервые проблема педагогической поддержки была озвучена в работах О. С. Газмана, который теоретически обосновал данную проблему, обозначил принципы и этапы деятельности по педагогической поддержке.

О необходимости оказание семье и детям социально-педагогической поддержки говорится в ряде работ Л. Я. Олифиренко, Т. И. Шульги, Р. А. Литвак, С. Юсфина, Н. Михайловой.

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в работах В. М. Целуйко, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьевой и др.

Социальная помощь и поддержка весьма развиты за рубежом. Так, в Соединенных Штатах Америки, которые считаются родиной социальной работы, традиции социальной помощи, как и во всех других странах, закладывались в благотворительной и филантропической деятельности церкви, частных лиц и общественных организаций еще в XVIII-XIX вв.

Действующая в настоящее время в этой стране система социальной помощи населению является гибкой и сложной. Во-первых, существуют государственные службы, оказывающие разного вида помощь: Управление по социальному обеспечению, Министерство сельского хозяйства (продовольственная помощь), Детское бюро (программа по защите прав и интересов детей), Служба защиты детей (оказание социальной, медицинской, юридической, жилищной помощи). Помимо этого действует разветвленная сеть частных служб [Газман, О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О. С. Газман // Народное образование. − 1998 − №6. − С. 108 − 111.].

В России история социальных служб помощи уходит корнями в историю милосердия и благотворительности, ведущую роль в которых на протяжении многих веков играла церковь. В целом социальная помощь носила характер гуманного, щадящего, благожелательного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

В советский период социальная помощь в нашей стране понималась достаточно узко − как социальная защита и социальное обеспечение определенных категорий граждан. Так, граждане, в том числе дети, которые не относились к установленным категориям (дети-инвалиды, дети-сироты, дети одиноких матерей и т.д.) никакими видами социальной помощи не обеспечивались, поскольку считалось, что они в ней не нуждаются [Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. − М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.].

В современной России система социальной помощи и поддержки предусматривает более широкое понимание данной проблемы, которая включает в себя защиту прав и интересов наиболее незащищенных категорий населения и обеспечивается государственной политикой.

Статья на тему «Социально-педагогическая поддержка детей из неполных семей» посвящена актуальной проблеме − кризису института семьи на современном этапе развития российского общества, следствием которого явилось неблагополучие многих семей, в том числе неполных.

Проблема психического развития ребенка.

  1. Специальные проблемы: психологическая помощь ребенку в преодолении комплексов, удовлетворении эмоциональных запросов, избегании эмоциональных травм, осознаний неизбежности смерти, переживании потери родителей и близких родственников, содействие выработке устойчивых ценностей и моральных норм, поддержка в кризисный период развития и т.д.

  2. Личностные проблемы ребенка-подростка. Помощь в преодолении кризиса психологического отделения от родителей, идентификации с другими значимыми лицами, преодолении чувства неполноценности, осознания своих неограниченных возможностей в семье.

  3. Проблемы брака и семьи. Супружеские и родительские конфликты, семейные кризисы, помощь разведенным семьям, семьям в повторном браке, приемным семьям, матерям-одиночкам.

  4. Проблемы психического и личностного здоровья. Профилактическая помощь при психических и соматических заболеваниях, душевных страданиях, расстройствах, связанных с алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, конфликтами, пограничными состояниями и др.

  5. Школьное консультирование: проблемы взаимоотношений учителей и учащихся, воспитателей и детей, учащихся между собой, вопросы взаимоотношений учителей и учащихся, воспитателей и детей, учащихся между собой, вопросы взаимоотношений с родителями, школьной успешности, развития способностей, отклонений в поведении, поддержки ребенка в неблагополучной семье, помощь детям группы риска [Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. − М. : Просвещение, 2001. − 207 с.].

Для решения проблем детей, воспитывающихся в неполной семье, выявленных в ходе диагностики (чувство тревожности, агрессии, низкий уровень самооценки), а также преодоления препятствий, мешающих нормальному функционированию данной категории семьи, была разработана и апробирована программа по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей в общеобразовательной средней школе.

Цель программы:создание благоприятных условий для обеспечения социально-педагогической поддержки детей из неполных семей.

Задачи программы:

  1. Осуществить коррекцию психосоциального состояния детей (тревожности, агрессивности, самооценки);

  2. Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;

  3. Ознакомить педагогический коллектив с методами и формами работы с детьми из неполных семей.

В ходе опытно-экспериментальной работы проведена диагностика детей, воспитывающихся в неполных семьях, в ходе которой были выявлены основные проблемы социализации детей из неполных семей.

  • состояние психологической неустойчивости ребенка (высокая тревожность, проявления различных видов агрессивных реакций, неадекватная самооценка);

  • нарушение детско-родительских отношений.

Это обусловило разработку и апробирование программы деятельности социального педагога по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей. Данная программа носит комплексный характер и направлена на работу с детьми, родителями, педагогами и включает в себя несколько направлений по реализации программы: диагностическое, коррекционное, образовательное.

Апробирование программы обнаружило следующие результаты:

  • снижение высокого уровня тревожности на 13%;

  • снижение высокого уровня агрессии на 19%;

  • снижение высокого уровня враждебности на 12%;

  • увеличение показателя адекватной самооценки на 17%.

Анализ и обобщение теоретического материала и практической деятельности позволили выявить и обосновать совокупность педагогических условий эффективности социально-педагогической поддержки детей из неполных семей.

  • Первое условие – владение диагностическим инструментарием социально-педагогической поддержки детей из неполных семей и их родителей.

  • Второе условие – умение составлять и применять программу деятельности социального педагога по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей.

  • Третье условие – учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Программа по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей показала свою эффективность в работе с детьми, воспитывающихся в неполных семьях, и их родителями. Некоторые положительные тенденции прослеживались и в работе с педагогическим персоналом.

Список использованной литературы

  1. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. − М. : Просвещение, 2001. − 207 с.

  2. Газман, О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О. С. Газман // Народное образование. − 1998 − №6. − С. 108 − 111.

  3. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. − М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

Просмотров работы: 4892