ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ФАКТОРАУ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ, УЧИТЫВАЯОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ФАКТОРАУ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ, УЧИТЫВАЯОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Агаджанян Л.Л. 1
1ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ФАКТОРАУ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ, УЧИТЫВАЯОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблеме формирования мотивационно-ценностного отношения студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом посвящено большое количество научных трудов. В этом направлении проводили исследования такие специалисты, как В.И.Ильинич, Г.П. Грибан, Т.Ю. Круцевич, Н.В.Москаленко, О Марченко, Г. Безверхняя и др.[4].

Исследователями выявлены закономерности формирования мотивов и интересов студентов в области физической культуры и спорта; определены мотивационные приоритеты студенческой молодежи в этой сфере, изучены особенности ценностных ориентаций студентов, занимающихся в различных учебных отделениях вуза [3]; разработаны рекомендации для преподавателей физического воспитания по вопросам организации и методики проведения физкультурно-массовой работы в высшем учебном заведении и т.д. Среди таких факторов значимое место занимают организационо-методические условия построения процесса физического воспитания в вузе. Однако, на наш взгляд, проблема влияния вышеназванного фактора на отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в настоящее время изучена недостаточно, что обуславливает актуальность нашего исследования.

Цель исследования -оценить особенности воздействия организационно-методических условий построения процесса физического воспитания в вузе на формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой.

Методы исследования:анализ научно-методической литературы, анализ документальных материалов, педагогическое наблюдение, анкетирование, методы математической статистики.

Исследования проводились на базах вузов г.Томск и г.Юрга: Национально-исследовательский Томский Политехнический Университет (ТПУ) и Юргинский Технологический институт Томского Политехнического Университета (ЮТИ ТПУ). Отличия касаются продолжительности изучения дисциплины "Физическое воспитание" по курсам, подходов к реализации базового и элективного компонентов программы, организации и содержания теоретической и методической подготовки. Но сходства в том, что как и в ТПУ, так и в ЮТИ ТПУ учебной программой предусмотрено включение физического воспитания в учебный план на всех курсах, за исключением выпускных семестров. В вузах используется различный подход к реализации базового и элективного компонентов программы: в ЮТИ ТПУ базовый компонент реализуется на учебных занятиях, элективный - в виде факультативных занятий во внеучебное время. Таким образом, содержание учебных занятий в ЮТИ ТПУ достаточно жестко регламентировано и возможность заниматься избранным видом спорта у студентов имеется только во внеучебное время. В ТПУ оба компонента реализуются на учебных занятиях, причем, для их реализации отведено одинаковое количество учебного времени: в каждом семестре 2 модуля, один из которых включает содержание базового компонента программы, другой – элективного[2]. В элективном модуле студентам предоставляется возможность выбирать вид спорта или физкультурно-оздоровительную систему из тех, которые предлагаются кафедрой физического воспитания (бадминтон, баскетбол, волейбол, настольный теннис, легкая атлетика, плавание, фехтование, шейпинг, атлетическая гимнастика, таэквон-до, спортивное ориентирование).

Организация и содержание теоретического и методического разделов программ также имеет свои отличительные особенности в каждом из вузов. В ЮТИ ТПУ теоретический материал излагается студентам в виде кратких сообщений преподавателя на практических занятиях по физическому воспитанию; в ТПУ предусмотрено чтение лекций. Но время работы уделяется одинаковое: 2 часа в семестре и проведение 2 часов занятий по методической подготовке.

Но в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со студентами во внеучебное время наблюдаются сходства. В ТПУ и ЮТИ ТПУ студенты имеют возможность посещать занятия в абонементных группах и им предоставляются льготные условия оплаты занятий. Только в ТПУ физкультурно-оздоровительные занятия проводятся ежедневно на платной основе, а посещение секционных занятий для студентов бесплатно. В ЮТИ ТПУ физкультурно-оздоровительные занятия (шейпинг, аэробика) проводятся 2 раза в неделю на платной основе.

Для определения отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом, оценки ими эффективности существующей в вузе системы физического воспитания нами был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 70 студентов вышеназванных вузов. Для проведения исследований использовались анкеты смешанного типа, студенты могли выбирать один или несколько вариантов ответов.

Анализ результатов анкетирования студентов свидетельствует о том, что: физическое воспитание одной из основных дисциплин учебного плана считают 57,5% студентов ТПУ; 37,2% студентов ЮТИ ТПУ. Не согласны с тем, что физическое воспитание является одной из дисциплин учебного плана 26 % студентов ТПУ; 30,5 % студентов ЮТИ ТПУ. Остальные указали, что затрудняются с ответом на этот вопрос.

Чтобы определить какие же факторы вызывают недовольства у студентов, мы составили определенные вопросы (Таблица 1).

Таблица 1

Факторы, вызывающие недовольство студентов учебными занятиями по физическому воспитанию

Фактор

Студенты ЮТИ ТПУ, (%)

Студенты ТПУ, (%)

Отсутствие возможности заниматься избранным видом спорта

51,6

38,3

Качество материально-технического обеспечения процесса физического воспитания

33,3

26,6

Чрезмерная физическая нагрузка

13,3

10

Недостаточная физическая нагрузка

11,6

3,3

Качество проведения занятия преподавателем

14,9

6,6

На нашу просьбу указать, как часто они пропускают занятия по физическому воспитанию без уважительных причин,55 % студентов ТПУ, 42,2 % студентов ЮТИ ТПУ ответили, что почти никогда этого не делают; 38,3 % студентов ТПУ, 31,6 % студентов ЮТИ ТПУ - что пропускают занятия 3-4 раза за семестр; часто пропускают занятия 16,6 % студентов ТПУ, 20 .% ЮТИ ТПУ. Таким образом, судя по результатам анкетного опроса, наиболее высокая посещаемость учебных занятий по физическому воспитанию наблюдается в ТПУ.

В таблице 2 приведены предпочтения студентов в выборе различных форм занятий физическими упражнениями.

Таблица 2

Формы занятий физическими упражнениями, которым отдают предпочтение студенты разных вузов

Форма занятий

Студенты ЮТИ ТПУ(%)

Студенты ТПУ(%)

Учебные занятия

12,2

16,9

Занятия во внеучебное время на базе вуза

26

31,4

Занятия в фитнес-клубах

39,1

39,4

Самостоятельные занятия

40,5

38

Исходя из таблицы, наблюдается, что большинство студентов ЮТИ ТПУ и ТПУ отдают предпочтение как самостоятельным занятиям физическими упражнениями, так и занятиям в фитнес-клубах. Самые низкие результаты наблюдаются у студентов в учебное время. Этот факт говорит о том, что необходимо, с одной стороны, усовершенствовать методику проведения учебных занятий, а также качество организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы во внеучебное время, с другой -уделять больше внимание проблеме формирования у студентов знаний о методике самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Проведенные нами исследования дают снования для следующих выводов:

- жесткая регламентация содержания занятий по физическому воспитанию, не учитывающая интересов и потребностей студентов, их индивидуальных особенностей снижает мотивацию к занятиям физическими упражнениями;

- высокий уровень требований, предъявляемый к студентам на зачете, с одной стороны, стимулирует их к занятиям физическими упражнениями на протяжении обучения в вузе, а с другой может способствовать формированию негативной мотивации и привести к отказу от занятий физической культурой и спортом в любых формах сразу по окончании изучения студентом дисциплины "Физическое воспитание";

- рационально организованный процесс теоретической и методической подготовки является фактором, побуждающим студентов к занятиям физическими упражнениями и дает возможность обучить их методике планирования физической нагрузки и контролю ее эффективности в системе самостоятельных занятий, что особенно важно студентам, для которых эта форма занятий является наиболее предпочтительной;

- в системе физического воспитания студентов необходимо больше внимания уделять проблемам профессионально-прикладной физической подготовке и формированию у студентов знаний о ее роли и значении, как для подготовки к будущей профессиональной деятельности, повышении профессиональной работоспособности, так и для профилактики профессиональных заболеваний.

В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что сравнительный анализ организации и содержания систем физического воспитания в различных вузах, выявление их преимуществ и недостатков, изучение особенностей их влияния на мотивацию к занятиям и показатели физического состояния студентов позволит разработать модель процесса физического воспитания студентов.

Список используемой литературы:

1.Безверхняя Г. Факторы, влиящие на выбор физкультурной деятельности // Спортивный весникПриднiпров'я. - 2009. - №2-3. - С. 56-59.

2.Корпоративный портал Томский Политехнический Университет. Кафедра физического воспитания. [Электронный ресурс]. Электрон.дан. – Режим доступа: http://portal.tpu.ru/departments/kafedra/fv

3. Москаленко Н., Сичова Т. Мотивационные приоритеты студентов до занятий физической культуры и спортом // Спортивный вестник. - 2010. - №2. - С. 10-13.

4. Физическая культура студента: учебник / под.ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2009. - 448 с.

Просмотров работы: 1999