ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Махова М.И. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Какую роль в жизни современного человека играет Интернет? Сегодня Интернет – это самый массовый и оперативный источник информации, самое благоприятное пространство для бизнеса, самое прогрессивное средство общения. В последние годы наблюдается тенденция резкого снижения возраста детей, умеющих пользоваться Интернетом. В результате исследований, проведенных психологами МГУ, было выявлено, что средний возраст таких детей составляет 8,5 лет. Среди 13-летних школьников 75% выходят в сеть ежедневно.

Одной из актуальных проблем образования является проблема активного использования в организации учебного процесса возрастающего интереса школьников к Интернету. Задачей современного учителя является умелая интеграция ИКТ - технологий с современными педагогическими технологиями. Социальные сети предоставляют огромные возможности в организации как урочной, так и внеурочной учебной деятельности, но, к сожалению, практически не используются для этих целей.

Проблема: выявление дидактических и педагогических возможностей социальных сетей для использования в учебном процессе.

В настоящее время самой популярной социальной сетью у молодежи остается «ВКонтакте». В ней создано некоторое количество групп по технологии. Основной целью их создания служит возможность размещения альбомов с фото - отчетами о проведении уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий. Такие группы, как правило, не используются для организации учебной деятельности.

В настоящее время при создании групп учителями технологии возникает ряд проблем: не существует определенной методики их создания для учебных целей, не используются все технические возможности сообществ.

Для решения данной проблемы была создана система групп по технологии для 7 класса:

• 1 группа: «Старт. Кулинария»

• 2 группа: «2 этап. Рукоделие»

• 3 группа: «3 этап. Материаловедение»

• 4 группа: «4 этап. Элементы машиноведения»

• 5 группа: «5 этап. Проектирование и изготовление изделия»

• 6 группа: «6 этап. Интерьер жилого дома»

• 7 группа: «7 этап. Электротехнические работы»

• 8 группа: «Финиш. Проект»

Варианты заданий в группах рассчитаны на 15 учащихся.

В каждой группе присутствует интерактивное меню.

Меню состоит из разделов:

1. Инструкция к разделу.

2. Опросы.

3. Тесты.

4. Задания.

5. Рейтинг.

После выполнения каждого раздела учащиеся отправляют ответы на задания учителю, после чего учитель открывает учащимся доступ в новую группу. Задания для каждого учащего индивидуальны, это делает возможность списывания результатов практически невозможным.

Критерии оценивания результатов:

• каждое задание включает определенное количество вопросов, после ответа на которые, должно получиться слово. После выполнения всех заданий у учащегося должна получиться фраза, которую он отправляет учителю и получает доступ к следующей группе. Фразы не могут быть пословицами, поговорками т.д., для того чтобы не произошла ситуация «угадывания» фразы.

Всего в одном разделе 15 фраз, либо набор цифр и слов.

Например: первая группа «Старт. Кулинария», с которой учащиеся начинают образовательную игру. На данный раздел отводится 10 часов в программе, т.е. по окончанию месяца учащиеся должны перейти в следующий раздел.

После изучения инструкции, учащиеся приступают к выполнению заданий в соответствующем разделе и получают две части фразы.

Далее учащиеся решают тест в разделе «Тесты» и получают еще одну недостающую часть фразы, затем переходят в раздел «Опросы» и выполняют предложенное им задание.

После того, как учащиеся пройдут все разделы первой группы, они собирают всю фразу целиком (приложение 4).

После проверки результатов учитель записывает учащегося в таблицу рейтинга и ставит дату выполнения всех заданий.

Так же на базе МБОУ СОШ № 49 г. Мурманска проводилось исследование, направленное на выявление эффективности методической разработки с использованием социальной сети «ВКонтакте».

В качестве испытуемых из обучающихся были выбраны два класса школьников. В экспериментальном классе - 7Б обучается 15 девочек, в контрольном классе 7 А - 14 девочек.

Было проведено анкетирование и контрольный срез по ранее изученному материалу.

Проведённый срез, показал примерно одинаковый уровень подготовки по пройденным ранее темам в экспериментальном и контрольном классах.

После констатирующего эксперимента в экспериментальном классе была введена в учебный процесс система групп «В Контакте» в виде игры, а в контрольном - обычная система обучения.

Изучение теоретического материала учащимися осуществляется во время урочной деятельности. Организация же выполнения домашней работы строится посредством использования возможностей группы.

По окончании прохождения всех групп было проведено повторное тестирование и анкетирование.

Результаты анкетирования говорят о том, что в классе, где преподавание велось при помощи наших методических разработок, вырос не только интерес к изучаемому предмету, но и сформировались элементы культуры поведения в социальных сетях. Выполнение заданий способствовало углублению и закреплению изученного материала, позволяло применять его в измененной ситуации. Задания носили творческий характер, они были представлены с использованием видеофрагментов, фотографий, аудиозаписей, что вызывало неподдельный интерес и познавательную активность обучающихся. Организация такой работы предполагало формирование у учащихся умения самостоятельно планировать свою деятельность, ставить цели, анализировать пути их решения, интерпретировать информацию, представленную в различных видах, использовать дополнительные источники информации.

Таким образом, большинству учащихся экспериментального класса стало интересней посещать уроки технологии.

В контрольном классе этого не произошло.

Таким образом, исследовав возможности организации учебной деятельности через работу группы «ВКонтакте», можно сделать выводы:

• использование возможностей сервисов группы позволяет активизировать интерес обучающихся к предмету, развивать их творческий потенциал;

• организация работы с использованием возможностей сети способствует формированию метапредметных компетенций обучающихся: умение анализировать информацию, представленную в виде таблиц, рисунков, схем, графиков, научно-популярных текстов, видеофильмов;

• проявляются широкие возможности при организации проектной деятельности обучающихся, при организации их групповой, парной, индивидуальной работы;

• организация работы с использованием возможностей группы «ВКонтакте» позволяет осуществлять дистанционное обучение детей, находящихся на домашнем обучении.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод: социальные сети могут и должны стать эффективным инструментом обучения и коммуникации участников образовательного процесса, как внутри учебных заведений, так и за их пределами.

Просмотров работы: 2254