ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Шарахова В.С. 1, Джишкариани Т.Д. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам.

В настоящее время наблюдается процесс депатриотизации российского общества. Основные причины данного явления неразрывно связаны с происходящими в обществе процессами, нередко сопровождаемыми негативными явлениями. Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, разрушение идеологии стали причиной понижения воспитательного воздействия таких ведущих институтов воспитания как семьи, учреждений образования, культуры на формирование патриотических качеств учащихся.Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации, что затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Существует закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», который устанавливает правые и организационные основы целостной государственной системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и определяет цели, принципы, основные направления и механизмы организации патриотического воспитания граждан. [12].

Исходя из актуальности темы нами проведено исследование по изучению особенностей организации патриотического воспитания на примере старших школьников в условияхвоспитательного процессашколы.Для этого мы поставили следующие задачи:раскрыть сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание» в научной литературе;выявить особенности воспитания патриотизма у детей старшего школьного возраста;определить формы, методы и средства патриотического воспитания у детей старшего школьного возраста;разработать цикл занятий в рамках классных часов по формированию патриотического чувства старшеклассников;организовать и провести педагогический эксперимент;анализ результатов исследования. Выработка рекомендаций.

Приведем краткий анализ решения поставленных нами задач

Сущность понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание». Впервые слово «патриот»стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов.

Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дал следующее определение: «Патриот, патриотка – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник.»

«Патриот, – говорится в другом словаре, – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».

Философское определение патриотизма, гласит: «Патриотизм (от греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».

В словаре С.И. Ожегова патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».

Не менее сложным является и понятие культуры межнациональных отношений. Здесь, прежде всего, нужно иметь в виду, что в лексическом значении слово культура обозначает «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, совершенное умение». С этой точки зрения культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным ценностям.

Сущность, методы и формы патриотического воспитания. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные.

Для процесса воспитания и формирования патриотизма необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме можно выделить следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы.

В системе учебных занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей земле, к родине, когда они занимаются краеведческой работой, совершают походы по родному краю.

Прежде всего нужно формировать у учащихся знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания.Уроки природоведения в начальных классах, а затем изучение ботаники помогают формировать у учащихся представления о природе родного края. На занятиях по зоологии дети знакомятся с животным миром. География позволяет учащимся накопить разнообразные представления о природных ресурсах, ландшафте и растительном мире своего региона.

Изучение родного края должно занимать важное место в системе внеклассной воспитательной работы. Для этого используются экскурсии в природу, походы по родному краю, создание уголков природы в школе, участие в работе кружка «Юный натуралист» и т.д.

Существенной стороной обогащения школьников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками.

Эффективным методическим приемом формирования патриотических взглядов и убеждений учащихся является использование положительных примеров патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн. Для воспитания связанных с этими качествами взглядов и убеждений большое значение имеет создание ситуаций, в которых бы возникала борьба мнений, отстаивание учащимися своих взглядов, в процессе которых начинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция. С этой целью на уроках литературы, например, учителя используют проблемные вопросы, по которым у учащихся возникают различные суждения и мини-дискуссии.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего школьного возраста. Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости.

В этом возрасте на более высокий уровень поднимается развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.

Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие нанравственноеформирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу.

Об успехах в формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведения. Вот почему необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Существенное значение имеет организация общественно полезной деятельности школьников. Так, труд по самообслуживанию в школе, изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, участие в создании учебных кабинетов, ремонте школьной мебели, работа на пришкольном учебно-опытном участке воспитывают у учащихся стремление внести свой вклад в улучшение школьной жизни, развивают чувство ответственности и самостоятельности, формируют их активное гражданское отношение к окружающей действительности.

Особую роль в формировании патриотического поведения играет деятельность учащихся по охране природы родного края. С этой целью они привлекаются к посадке и уходу за зелеными насаждениями, оказанию помощи в поддержании чистоты и порядка в скверах и парках, на улицах и площадях сел и городов. Старшеклассники могут оказывать посильную помощь в закладке питомников и уходе за саженцами плодовых деревьев и кустарников. Во время летнего отдыха в оздоровительном лагере школьники оказывают помощь в очистке леса от мусора, ограждении муравейников, в благоустройстве родников, изготовлении экологических знаков-символов и т.д.

Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края.

Не потеряла своего значения и поисковая работа учащихся. Они продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам, проводят поисковые операции под названием «Выпускники нашей школы – участники Великой Отечественной войны», «Орден в твоем доме», «Твоя родословная». [2]

Формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений способствует также участие детей в художественно-творческой деятельности. Здесь, прежде всего, используются такие формы работы, как участие в литературно-драматических композициях, посвященных юбилейным датам родного края, неделях культуры, читательских конференциях, встречах с писателями и поэтами родного края, праздниках народного творчества и т.д.

Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочное время.Научить патриотизму невозможно, но учитель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования. Каждый урок – это совместный плод труда учителя и учащегося. На уроках истории и обществознании есть все предпосылки для реализации данного требования. На этих уроках можно предложить детям написать различные эссе, сочинения, или же просто завести различные диспуты на следующие темы: «Мой родной город», «Герои Росси», «Герои моего родного края», «Наши земляки в Великой Отечественной войне» и многие другие.

Такого рода задания заставляют ребят обобщать полученные знания, давать им собственную оценку, не только познавать общие сведения, события, но и искать материал не только краеведческий, но и листать семейный альбом, беседовать не только с близкими людьми, но и порой совсем не знакомыми людьми о событиях, о их жизни.

На уроках обществознания дети могут не только писать эссе, но рисовать различные плакаты, разрабатывать различные проекты по развитие своего города, области и даже страны. Например, «Экологическая ситуация родного города», «Мир вокруг нас» и другие. Это позволит формированию любови к Родине, городу, дому.

Таким образом, перед учителем истории и обществознания стоят следующие задачи:

  • формировать у детей любовь и преданность к Родине;

  • развивать у детей любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;

  • воспитывать любовь к истории родного края;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;

  • формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;

  • развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

Во внеурочное время необходимо также поводить мероприятия, которые направлены на воспитание патриотизма. Это может осуществляться во время классных часов на различные темы, такие как «Моя Россия», «Долг перед Родиной», «Я служу Отечеству» и многие другие.

Необходимо формировать национальное самосознание, нравственную культуру, национальные традиции. Чувство родины, патриотизма, уважение к старшим, культ семьи должны быть сформированы у вступающих в жизнь детей и подростков. Уважение к самим себе, понимание, откуда мы и в чем наше предназначение - условие, без которого все усилия по патриотическому воспитанию не дадут результатов. Культивирование этих качеств в стенах школы не должны вступать в противоречие с реальностью общественной жизни. Вот почему задача патриотического воспитания молодежи сегодня объявлена Правительством задачей актуальной и очень важной.[7]

Также необходимо организовывать различные экскурсии, мероприятия направленные на воспитание патриотизма у детей старшего школьного возраста.

Организация и проведение педагогического эксперимента. Констатирующий этап.С целью выявления сформированности представления о патриотизме; уровня проявления патриотических чувств нами был организован и проведен педагогический эксперимент на базе МОУ МСШ №1 г. Макарьева Костромская область. Возраст испытуемых: учащиеся 10 «А» класса (15-16 лет).Количество выборки: 22 человека.

В процессе эксперимента, на констатирующем его этапе, было проведено анкетирование среди испытуемых.Была использована анкета «Патриот» (6).

Анализ полученных результатов показали, что в данном классе уровень сформированности патриотических чувств и представление о патриотизмениже среднего, большая часть опрошенных считает себя патриотами и любят Родину, но затрудняются ответить, в чем это чувство у них появляется. Следовательно, в данном классе необходимо проводить специальные занятия по воспитанию патриотизма.

Разработка и реализация цикла классных часов «Моя Родина – Россия». Формирующий этап.Согласно анализа констатирующего этапа эксперимента На данном этапе были составлены классные часы по патриотическому воспитанию и составлена их тематика, и были проведены занятия со старшеклассниками.

Таблица 6

Тематический план классных часов «Моя Родина – Россия»

Название

Цели мероприятия

Формы и методы

1

«Умозрение в красках»

способствовать формированию у обучающихся понимания влияния Православия на развитие отечественной культуры, а также понимания необходимости для каждого гражданина Российского государства знать традиции и ценности православной отечественной культуры.

Урок-беседа, дискуссия.

2

«С чего начинается Родина…»

формирование представления о Родине;

формирование понятия о патриотизме, патриоте.

Экскурсия: «Наша малая родина».

Рассказ, беседа.

3

«Мой родной город»

способствовать развитию патриотических чувств на примере любви к своему городу;

познакомить с историей создания родного города;

расширить знания учащихся о родном городе.

Урок-беседа, дискуссия .

4

"Подвиг долга и любви"

создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви.

Урок-дискуссия.

5

«Родная сторона»

формирование знаний по истории Малой Родины;

развитие личностной культуры как основы любви к Родине;

способствовать развитию интереса к краеведению.

Урок-беседа.

6

«Александр Невский – символ нации»

развивать у учащихся чувства патриотизма, чувства любви к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям;

сформировать у учащихся представление о русском национальном герое, истинно христианском правителе, благоверном князе Александре Невском;

раскрыть огромное историческое значение победы русского войска под предводительством Александра Невского в сражениях на реке Неве и Чудском озере.

Урок-беседа, дискуссия.

7

«Благословленная моя земля!»

формировать чувство любви к своей малой родине, гордости за свою землю;

воспитать эстетический вкус, развить восприятие красоты народных промыслов

Урок-беседа.

8

«Минин и Пожарский – патриоты Отечества»

обобщить факты героической борьбы народов нашей страны с иноземными захватчиками в XVII веке;

развивать творческую активность учащихся, осознание ими личной ответственности в защите Родины;

Способствовать формированию патриотического сознания, развивать гражданские качества личности, чувства сопричастности к истории своей страны, к осознанию преемственности поколений.

Урок-беседа.

9 «Великая Отечественная война — трагедия и подвиг советского народа»

повторение, систематизация и обобщение материала изученного по Великой Отечественной войне;

практическое применение полученных теоретических знаний (работа с документами, картой);

воспитание патриотических чувств учащихся на примере героизма и мужества советских людей во время Великой Отечественной войны.

Урок-беседа, дискуссия.

10 "Память о них жива. Подвиг их бессмертен"

Познакомить учащихся с участниками Великой отечественной войны;

Способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой Родины;

Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

Выездное занятие.

Урок-беседа, дискуссия.

Контролирующий этап эксперимента. Анализ результатов исследования. После проведения цикла классных часов по теме: «Моя Родина – Россия» было проведено повторное анкетирование. По его итогам мы получили следующие результаты.

По первому вопросу анкеты «Считаете ли вы себя патриотом» были следующие результаты.

Таким образом, число детей, которые считают себя патриотами увеличилось – 68% от числа всех опрошенных, исчезло количество детей, которые не смогли ответить на данный вопрос.

На вопрос второй «Кто повлиял на формирование патриотизма» получены следующие ответы.

Таблица 7

Количество ответов

«Школа»

«Родители»

«Окружающие»

«СМИ»

«Органы власти»

10

3

6

2

1

Таким образом, увеличился показателем «школа» - 45% от числа всех опрошенных, остальные показатели остались практически без изменений.

На вопрос третий «Как вы определяете понятие патриотизм» получили следующие показатели.

Таблица 8

Количество ответов

1.«Любовь к Родине»

2.«Уважение к Родине»

3.«Готовность служить Родине»

4. «Болеть за страну»

5.«Верность Родине»

6. Не смогли ответить

6

5

2

3

6

0

Таким образом, при анализе данных было выявлено, что детей которые не смогли определить для себя понятие «патриотизма» нет. Увеличилось число детей, определяющих патриотизм как «верность и любовь к Родине» до 28% от числа всех опрошенных. Вопрос пятый из данного анализа убирается, так как все дети смогли определить понятие патриотизма. В остальных вопросах существенных изменений не произошло.

Таим образом, проведя анализ исследования, можно увидеть положительную динамику: увеличилось число детей, считающих себя патриотами, все смогли определить само понятие патриотизма и улучшились знания детей по истории России. Следовательно, разработанный нами цикл классных часов по патриотическому воспитанию дает возможность развивать у старшеклассников чувство долга, патриотизма, формировать представления о своей стране, о преданности ей.

Литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006, - 368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс,

  3. Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование – 2005. - №6. – С. 59.

  4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.

  5. ПроектФедерального закона«О патриотическом воспитанииграждан Российской Федерации» от 5 марта 2012 года.

  6. Электронный ресурс http://www.obrazets.ucoz.ru/index/0-121 Анкета «Партиот».

Просмотров работы: 28149