ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Балыбина С.А. 1, Егерь Д.В. 1
1Юргинский технологический институт (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начало формирования профессионально-прикладной физической подготовки в качестве профилированного направления и вида физического воспитания применительно к нуждам социалистического производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались серьезные государственные и социальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации труда и подготовки профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и в целях содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.

Цель данной статьи – проанализировать влияние профессионально-прикладных физических занятий в ходе подготовки студентов по специальности менеджмент. Оценить влияние физической подготовленности на будущую деятельность и здоровье специалистов. Исходя из поставленной цели, возникают следующие задачи:

  1. дать оценку деятельности менеджера;

  2. охарактеризовать частые проблемы, с которыми может столкнуться будущий специалист;

  3. выявить группы мышц и суставов, нуждающихся в укреплении у менеджеров.

Менеджер – одна из самых востребованных и популярных профессий, как в России, так и во всем мире. Квалифицированные менеджеры для современной экономической обстановки являются необходимостью: от их деятельности зависит организация сфер производства, услуг, развитие экономической системы. Вместе с тем, исследованиями установлено, что 80% и более представителей современных актуальных профессий и специальностей не подготовлены сегодня физически и психологически эффективно работать в условиях экстремальных ситуаций, что ведет к раннему износу их организма, а в целом в масштабах страны – к сокращению трудоспособного возраста профессионалов, трудовых ресурсов государства в целом. Поэтому, в сложившейся обстановке необходимо больше внимания уделять профессионально-прикладной подготовке и будущих менеджеров, как одной из популярных специальностей.[3]

Научно-технический прогресс привел к изменению условий жизни человека. Студенты, просидевшие 6-8 часов за партой, отдают преимущества компьютерным играм, просмотру телепередач, видеофильмов и т.д., и мало кто ведет активный здоровый образ жизни. В то же время, система рыночных отношений требует конкурентно-способных специалистов, имеющих не только специальные знания и умения, но и высокий уровень работоспособности. Профессионально подготовленный, но не здоровый менеджер не может быть востребованным к конкретной деятельности. В службах отделов кадров появляются специалисты-психологи по профпригодности и профотбору, способные по внешним признакам, телосложению, определить уровень соответствия и работоспособность, готовность к активной трудовой деятельности.

Согласно данным, выпускники вузов, которые активно занимались во время обучения физической культурой и спортом, успешно трудятся в сложных условиях предприятий. Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности. Опыт практического использования этих закономерностей и привел в свое время к становлению особой разновидности физического воспитания – профессионально-прикладной физической подготовки. Образовательный аспект представлен знаниями и умениями, которыми должен овладеть студент в ходе ППФП; знания ценностей физической культуры и способов овладения ими; организаторские навыки; формы занятий физическими упражнениями в режиме учебного и рабочего дня и т.п.[2]

Актуальность профессионально-прикладной физической подготовки студентов по специальности менеджмент, будущих бакалавров, магистров и др., специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. Это связано с нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности. Как правило, повседневная работа менеджера не требует больших мышечных усилий. В настоящее время потребность в физическом труде постепенно приближается к нулю. Руки и ноги теперь все чаще заменяют машины и механизмы, средства транспорта и связи. Развитие бытовой техники и строительство жилищ с удобствами (лифт, центральное отопление, водопровод, канализация) уменьшают надобность в движении и физических нагрузках. Проблема повышения работоспособности, улучшения здоровья людей, и в частности менеджеров, как будущих руководителей, приобретает особое значение.

По нашим наблюдениям, оценивая нынешний уровень здоровья студентов, можно сказать, что физическая культура в плане сохранения и улучшения здоровья должна занимать в учебно-педагогическом процессе наиболее весомое место, чем она занимает сейчас. Практика показывает, что воспитание потребности в физическом самосовершенствовании, самообогащении личности, формирование навыков здорового образа жизни при помощи физкультурно-спортивной деятельности на практике чаще всего осуществляется стихийно или совсем игнорируется.

В процессе труда менеджера вынужденная однообразная рабочая поза способствует развитию сутуловатости, искривлению позвоночника и нарушению его подвижности. Ограниченная амплитуда рабочих движений приводит к ухудшению подвижности в наиболее крупных суставах (плечевом, локтевом, тазобедренном, коленном, голеностопном). Ограничение подвижности грудной клетки ухудшает глубину дыхания, в результате чего снижается поступление кислорода к работающим органам, в первую очередь к головному мозгу. Малоподвижная рабочая поза ухудшает нормальный ток крови и лимфы в организме, в результате чего развиваются застойные явления в брюшной полости и нижних конечностях, приводя к варикозному расширению вен.

Таким образом, для будущих менеджеров на занятиях физкультурой особое внимание должно уделяться упражнениям по проработке различных групп суставов, упражнениям для позвоночника и другой физической тренировке мышц. Физическая тренировка закаляет аппарат вегетативного обеспечения функций организма, который в наибольшей мере страдает во время эмоциональных напряжений. Разумный двигательный режим, мышечная деятельность (хотя бы ежедневная длительная ходьба) обязательны для любого человека в современном обществе.

Кроме того, в профессиональной деятельности менеджера важное место занимает моральная выносливость. Для воспитания моральной выносливости – способности организма длительное время эффективно преодолевать наступающее утомление рекомендуется выполнять нагрузки, которые способствуют преодолению этого утомления. Такие нагрузки характеризуются интенсивностью, продолжительностью, числом повторений.

Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка обеспечивает развитие и совершенствование профессионально важных физических и психофизиологических качеств, также повышение общей и неспецифической устойчивости организма будущего менеджера к факторам неблагоприятной среды. В арсенале физкультурной и спортивной деятельности накоплено достаточно эффективных средств, развивающих физические и психические качества и свойства личности, необходимые для высокопрофессионального труда менеджера. Опыт освоения разнообразных умений и навыков и укрепления здоровья в процессе физического воспитания ускоряет овладение трудовыми двигательными навыками, повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности. Не менее важным в процессе профессионально-прикладная физическая подготовка является и овладение рекреационными (физкультурные паузы, активный отдых, подвижные игры, психорегуляция) и реабилитационными (лечебная физкультура, использование естественных сил природы) средствами физической культуры, позволяющими восстанавливать работоспособность и бороться с профессиональными заболеваниями.

Список использованных источников:

  1. Полиевский С.А. Совершенствование профессионально важных функций студентов экономического блока профессий/С.А. Полиевский // Стимуляция двигательной активности. – М.: Физ. культ., 2006. – С. 42-65.

  2. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифоров а. – СПб.. Питер, 2006. – 607с.

  3. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений: учебно-методическое пособие/Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский. – О.: Наука и техника, 2010. – 380 c.

  4. Резник С.Д. и др. Персональный менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 622с.

Просмотров работы: 3369