Во времена первобытно-общинного строя человек был полностью беспомощен перед силами природы и примитивно понимал окружающий мир. Мировоззрение его на самых ранних стадиях было стихийно-материалистическим, реальным. Наблюдая падение дерева, камня или Удар палкой, причиненную этим явлением боль и повреждение (ушиб, удар, рану и т. д.) он связывал с реальным фактом падения дерева, камня или удара палки. Многие понятия и термины народной речи до настоящего времени отражают древнее представление народа о причинах страдания. Ощущение, производи тое болезнями, народный язык сближает с ударом острого предмета - «колотье», «резь», «ломота» и т. д. Телесные страдания народ рассматривал как следствие удара или укола - «удар», лихорадка («трясца») - «бьет» и т. д. Затем следовал период онтологических представлений о болезни, когда болезнь считалась внешним и враждебным, маленьким материальным существом, которое будто бы проникает в тело извне и вызывает болезненное состояние. Об этом свидетельствуют такие выражения, как «грыжа», «рак» и т. д.
В эпоху первобытно-общинного строя, в связи с переходом к скотоводству, основную роль в познании играло накопление и осмысление опыта как самого человека, так и наблюдение за повадками и действиями животных. В этот период накопления опыта и полезных приемов примитивная ветеринария включала в себя много фантастических и демонических приемов в лечении животных, в лучшем случае бесполезных, а зачастую - вредных.
На большую часть древних лечебных приемов и средств наложило отпечаток фантастическое представление о мире. Наиболее ранняя форма фантастического представления - фетишизм - культ неодушевленных предметов. Фетишем мог стать любой предмет (от португальского Feinico - «амулет», предмет обладающий охранными, защитными свойствами). Амулет (лат. Amuliri - отстранять, отвращать) был как в личном пользовании, так и общем, для всего племени. Происхождение болезней связывали со вселением духов в тело больного и исцеляли путем устрашающих приемов и применением различных амулетов.
Позднее воображение первобытного человека населило окружающий мир бесчисленным количеством духов, которые существовали отдельно от предметов. Мир стал представляться раздвоенным на мир материальный, естественный и мир сверхъестественный, населенный духами.
Первобытные люди населяли духами не только людей, но и животных, растения, камни и т. д. Природные явления - гром, молния, огонь и т. д. - имели собственных духов. В связи с этим сложилась система «лечения» больных путем борьбы с духами, демонами, бесами. Об этом свидетельствуют сохранившиеся обозначения болезней и симптомов - «лихоманка», «чирей», «грызь», «огненный пострел» и т. д. С развитием мифологических представлений болезни стали рассматривать как влияние злых духов, поражающих человека и животных карающей силой. С течением времени эти формы породили бесчисленные суеверия. В связи с этими представлениями создавались и методы борьбы с болезнями. Использовали амулеты, заговоры и заклинания. Заговоры возникли в доклассовом обществе, их цель - охранить от проникновения в тело злого существа или духа, вызывающего болезнь. Наиболее древние заговоры были основаны не только на вере в силу слова, но, прежде всего, на вере в заговорный обряд, в магическое действие.
Постепенно в первобытном обществе выделились отдельные профессии и среди них знахари, в обязанности которых входила лечебная деятельность, примитивное врачевание. Первоначально знахари не были связаны с религиозным культом, позже при разложении родового строя и при превращении его в классовое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, постепенно сосредотачивались в руках более узкого круга лиц. Появились первобытные служители культа - жрецы, и произошло слияние функций знахаря и жреца.
С переходом к классовому обществу сверхъестественное представление о природе оформилось в виде религий. На самых ранних стадиях своего развития религия стала накладывать отпечаток на приемы лечения и на представление о болезнях. Болезни стали рассматриваться как следствие гнева богов (болезнь - «божья рана» или язва). Между эмпирическим опытом и выработанными с его помощью рациональными приемами врачевания, с одной стороны, и магическими действиями, молениями, заговорами, с другой - шла постоянная борьба.
Первобытно-общинный строй постепенно заменился рабовладельческим и примитивная ветеринария, приняла облик жреческой или храмовой ветеринарии. Однако, и в условиях господства религии древняя, рациональная ветеринария продолжала свое развитие.
Cписок литературы:
Коропов В. М., История ветеринарии в СССР, М., 1954
Минеева Т.И. История ветеринарии: Учебное пособие.-СПб.: Издательство "Лань", 2005.-384 с.
Ветеринарная энциклопедия, т. 1, М., 1968.
Hunter, Pamela (2004), Veterinary Medicine: A Guide to Historical Sources, Ashgate Publishing, Ltd. Pp. 611