ПРИМИТИВНОЕ ВРАЧЕВАНИЕ (ВЕТЕРИНАРИЯ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРИМИТИВНОЕ ВРАЧЕВАНИЕ (ВЕТЕРИНАРИЯ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Зачатки врачевания возникли на самых ранних стади­ях существования человека, в период первобытно-общин­ного строя. В течение тысячелетий, крайне медленно, происходило накопление знаний и опыта. Тысячелет­ний опыт многих поколений научил человека распозна­вать природные лечебные средства. Разыскивая пищу, человек узнавал питательные, лечебные и вредные свой­ства отдельных растений. Уже на ранних стадиях враче­вания накапливались знания о слабительных, рвотных лечебных средствах, о противоядиях, об использовании органов животных для внутреннего и наружного при­менения. С древних времен умели оказывать помощь при родах и элементарную хирургическую помощь (ле­чение ран, переломов и т. д.). Развитие охоты способ­ствовало одомашниванию животных, и появлению при­митивных знаний по уходу за животными, и оказанию им помощи, В период патриархата появляется ското­водство и земледелие.

Во времена первобытно-общинного строя человек был полностью беспомощен перед силами природы и прими­тивно понимал окружающий мир. Мировоззрение его на самых ранних стадиях было стихийно-материалистиче­ским, реальным. Наблюдая падение дерева, камня или Удар палкой, причиненную этим явлением боль и по­вреждение (ушиб, удар, рану и т. д.) он связывал с реальным фактом падения дерева, камня или удара пал­ки. Многие понятия и термины народной речи до настоя­щего времени отражают древнее представление народа о причинах страдания. Ощущение, производи тое болез­нями, народный язык сближает с ударом острого пред­мета - «колотье», «резь», «ломота» и т. д. Телесные страдания народ рассматривал как следствие удара или укола - «удар», лихорадка («трясца») - «бьет» и т. д. Затем следовал период онтологических представлений о бо­лезни, когда болезнь считалась внешним и враждебным, маленьким материальным существом, которое будто бы проникает в тело извне и вызывает болезненное состоя­ние. Об этом свидетельствуют такие выражения, как «грыжа», «рак» и т. д.

В эпоху первобытно-общинного строя, в связи с пере­ходом к скотоводству, основную роль в познании играло накопление и осмысление опыта как самого человека, так и наблюдение за повадками и действиями живот­ных. В этот период накопления опыта и полезных прие­мов примитивная ветеринария включала в себя много фантастических и демонических приемов в лечении жи­вотных, в лучшем случае бесполезных, а зачастую - вредных.

На большую часть древних лечебных приемов и средств наложило отпечаток фантастическое представ­ление о мире. Наиболее ранняя форма фантастического представления - фетишизм - культ неодушевленных предметов. Фетишем мог стать любой предмет (от порту­гальского Feinico - «амулет», предмет обладающий ох­ранными, защитными свойствами). Амулет (лат. Amuliri - отстранять, отвращать) был как в личном пользовании, так и общем, для всего племени. Происхождение болез­ней связывали со вселением духов в тело больного и исцеляли путем устрашающих приемов и применением различных амулетов.

Позднее воображение первобытного человека насе­лило окружающий мир бесчисленным количеством ду­хов, которые существовали отдельно от предметов. Мир стал представляться раздвоенным на мир материаль­ный, естественный и мир сверхъестественный, населен­ный духами.

Первобытные люди населяли духами не только лю­дей, но и животных, растения, камни и т. д. Природ­ные явления - гром, молния, огонь и т. д. - имели собственных духов. В связи с этим сложилась система «лечения» больных путем борьбы с духами, демонами, бесами. Об этом свидетельствуют сохранившиеся обо­значения болезней и симптомов - «лихоманка», «чи­рей», «грызь», «огненный пострел» и т. д. С развитием мифологических представлений болезни стали рассмат­ривать как влияние злых духов, поражающих человека и животных карающей силой. С течением времени эти формы породили бесчисленные суеверия. В связи с эти­ми представлениями создавались и методы борьбы с болезнями. Использовали амулеты, заговоры и заклина­ния. Заговоры возникли в доклассовом обществе, их цель - охранить от проникновения в тело злого существа или духа, вызывающего болезнь. Наиболее древние заговоры были основаны не только на вере в силу слова, но, прежде всего, на вере в заговорный обряд, в маги­ческое действие.

Постепенно в первобытном обществе выделились от­дельные профессии и среди них знахари, в обязанности которых входила лечебная деятельность, примитивное врачевание. Первоначально знахари не были связаны с религиозным культом, позже при разложении родового строя и при превращении его в классовое общество функ­ции врачевания, ранее присущие многим членам общи­ны, постепенно сосредотачивались в руках более узкого круга лиц. Появились первобытные служители куль­та - жрецы, и произошло слияние функций знахаря и жреца.

С переходом к классовому обществу сверхъестествен­ное представление о природе оформилось в виде религий. На самых ранних стадиях своего развития религия стала накладывать отпечаток на приемы лечения и на пред­ставление о болезнях. Болезни стали рассматриваться как следствие гнева богов (болезнь - «божья рана» или язва). Между эмпирическим опытом и выработанными с его помощью рациональными приемами врачевания, с одной стороны, и магическими действиями, молениями, загово­рами, с другой - шла постоянная борьба.

Первобытно-общинный строй постепенно заменился рабовладельческим и примитивная ветеринария, приня­ла облик жреческой или храмовой ветеринарии. Однако, и в условиях господства религии древняя, рациональная ветеринария продолжала свое развитие.

Cписок литературы:

  1. Коропов В. М., История ветеринарии в СССР, М., 1954

  2. Минеева Т.И. История ветеринарии: Учебное пособие.-СПб.: Издательство "Лань", 2005.-384 с.

  3. Ветеринарная энциклопедия, т. 1, М., 1968.

  4. Hunter, Pamela (2004), Veterinary Medicine: A Guide to Historical Sources, Ashgate Publishing, Ltd. Pp. 611

Просмотров работы: 2190