ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Положение о неудовлетворительном состоянии проблемы произвольной (волевой) регуляции поведения в современной науке является общепризнанным. Среди исследований нет единства в определении воли и связанных с ней понятий: волевого действия, волевой регуляции, волевого усилия; отсутствует единство в выделении реальности, которая обозначается термином «воля»; практически не отрефлексирована та ситуация, в рамках которой ставится проблема воли.

Функцией произвольной регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. Изучением особенностей волевой регуляции поведения у детей с нарушениями слуха занимались немногочисленные российские и зарубежные психологи, дефектологи.[1] В исследованиях изучался онтогенез волевой регуляции поведения, также были предложены методы диагностики воли у детей. В. А. Иванникова считала главной психологической функцией воли - усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. В отечественной психологии наиболее полный обзор и анализ работ по воле имеются в работах В.И.Селиванова, М.Г. Ярошевского, в учебниках СЛ. Рубинштейна.[2]

В зарубежной психологи обзоры и анализ теоретических и экспериментальных исследований представлены в работах А. Лейзерсона, Ф. Блума, У. Джемса, Н. Ньюкомба и других.

В работах М.М. Нудельман, М.Ю. Pay, Е.А. Сошиной, Е.Г. Речитской отмечено отставание и своеобразное развитие волевых качеств у глухих. Барденштейн Л.М. в своих исследованиях указал на изменения психических процессов, в том числе и волевых качеств, при осознании глухим ребенком своего дефекта . Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю, при этом во взглядах на природу этого психического явления выделяют два аспекта: философско-эстетический и естественно-научный, которые тесно переплетаются и могут быть рассмотрены во взаимодействии друг с другом. В античном мире признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. В средневековье человек. Источник наших сознательных действий кроется в разуме человека. [3]

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

В средневековье человек - исключительно пассивное начало; как «поле», на котором встречаются внешние силы. Воля наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных существ. Познание этих сил открывает пути к познанию истинных причин поступков конкретного человека. Воля в средневековье связана с некими высшими силами.В отечественной психологии после периода относительно многочисленных экспериментальных и прикладных исследований различных аспектов волевой регуляции наблюдается снижение интереса к этой проблеме. В зарубежной психологии после резкого спада исследований по воле в середине 30-х годов прошлого столетия в последние годы происходит усиление интереса к воле. Такое положение в мировой психологии заставляет поставить вопрос о причинах изменения интереса к этой проблеме. Для ответа на него требуется выявление тенденций развития представлений о волевой регуляции поведения в истории науки, изменений содержания понятия волевой регуляции, его места и роли в системе психологических категорий.

Историческое исследование имеет свои специфические трудности и требует от исследователя знания не только внутренней логики развития конкретной области науки, но также и тенденций развития смежных областей науки и социальных факторов развития данной отрасли науки. При анализе исследований проблемы волевой регуляции возникают специфические трудности, связанные с выделением психологического содержания представлений о воле, которые сложились в рамках философских концепций. Эти трудности усугубляются тем, что специальных работ по волевой регуляции практически нет. В отечественной психологии наиболее полный обзор и анализ работ по воле имеются в работах В.И. Селиванова, М.Г. Ярошевского, в учебниках СЛ. Рубинштейна. В зарубежной психологи обзоры и анализ теоретических и экспериментальных исследований представлены в работах А.Лейзерсона, Ф.Блума, У. Джемса, Н. Ньюкомба и других.[4]

Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. непосредственные желания и стремления). В традиционной психологии воля либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалось вовсе путем сведения ее к другим психическим процессам. В современной психологии утверждалась объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех других) процессов собственным специфическим закономерностям. Под волей также понимают способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний.Волевые действия - сознательно контролируемые, направлены на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели.В процессе жизни и деятельности человеку постоянно приходится совершатьволевые действия, которые при надлежащей мотивации могут статьустойчивыми чертами поведения и волевыми качествами, отражающимисвоеобразие личности человека, его опыта, профессии, индивидуальныхособенностей. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой -обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.[5]

Для исследования произвольной регуляции поведения детей 6-7 летнего возраста нами были использованы методики предлагаемые Ш.Н.Чхартишвили,

B.C. Мухиной, С.Г. Якобсоном, В.Г. Щур, Е.В. Субботским. [6]Критериями оценки развития волевой регуляции поведения являлись следующие:

  1. Степень волевой активности ребенка.

  2. Сдерживание непосредственных побуждений.

  3. Сохранение цели в условиях помех.

  4. Целеустремленность ребенка при выполнении сложных заданий.

Методика №1 «Борьба мотивов». Цель: исследовать степень волевой активности детей при выполнении задания.По данным эксперимента выявлено, что степень волевой активности у детей с нарушениями слуха примерно идентично степени волевой активности детей с нарушениями зрения. Также 80% (четверо детей) детей заняли средний уровень, 20% (один ребенок) - высокий уровень.

Методика № 2. «Непосредственные побуждения». Цель: исследовать умение дошкольников сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов. По данным эксперимента выявлено, дети с нарушениям слуха не могут в полной мере сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов.

Методика №3. «Достигни цель!»Цель: исследовать способность ребенка выполнять заданную деятельность в условиях воздействия раздражителей. По данным эксперимента выявлено, дети с нарушениям слуха больше подвержены к воздействию раздражителей.

Литература

1.Специальная психология. Под редакцией В. И. Лубовского.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1999.

3. Марчуков А.А. Взгляд на феномен воли.

4. Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие / Л.Е. Прокофьев. – Спб.: Изд-во «Лань», 2003.

5. Р. С. Немов «Психология» Москва-Владос.

6. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога.

Просмотров работы: 2757