ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социализация происходит как стихийно, так и в условиях целенаправленного воспитания личности. Если наиболее существенные задачи социализации на каком-то возрастном этапе не решаются, это приводит к торможению развития личности, что может проявиться впоследствии во внешне немотивированном поведении.

В современном обществе увеличивается количество детей с нарушениями речи. Согласно статистике, ежегодно, в нашей стране рождается около 30 тысяч детей с отклонениями в развитии, в том числе с нарушениями речи. Наличие у ребенка речевого дефекта создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает нормальное протекание процесса социализации.

Неоспорим тот факт, что процесс социализации является предметом исследования многих специалистов психологической науки.

В исследованиях К. Роджерса и А. Маслоу высказывается идея о том, что социализация представляет собой процесс самоактуализации. Согласно работам Э. Торндайка, К. Левина, Л.И. Божович в процессе социализации значительную роль играет влияние общества на человека. В работах таких выдающихся отечественных ученых, как Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн развивалась идея о деятельности, как одном из ведущих факторов социализации. Социализация, как адаптация к социальной среде была рассмотрена в работах А.В. Мудрика, Н.Ф.Головановой, Т.А. Серебряковой.

Также, необходимо отметить, что процесс социализации является предметом пристального изучения специальных психологов. В работах Л.С. Выготского, О.Е. Грибовой отмечается, что процесс социализации ребенка, развивающегося в условиях дизонтогенеза будет протекать по иному руслу, в отличии от детей, развивающихся в норме. Развивая идеи данных ученых, О.Н. Усанова и О.А. Слинько установили, что нарушения речи взаимосвязаны с явлением социальной дезадаптации. А.Н. Коноплева, Т.Г. Богданова, М.А. Черемисина, И.В. Цветкова отмечают, что социальная адаптация детей с отклонениями в развитии существенно затруднена в следствии ограничений, которые накладываются первичным дефектом, провоцирующим появление вторичных и третичных дефектов.

Практически во всех работах специальных психологов указывается на значительную роль интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив нормально развивающихся сверстников. Также, отмечается тот факт, что речевой дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития, к затруднениям в общении, обучении. Поэтому такой ребенок испытывает определенные трудности в восприятии и усвоении социальных норм и требований.

Данное курсовое исследование было осуществлено при сотрудничестве с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры коррекционной педагогики и психологии Педагогического института Северо-Кавказского Федерального университета Черепковой Натальей Викторовной. Наше исследование по проблеме социализации детей с отклонениями в развитии, на примере детей с нарушениями речи, было проведено на базе МДОУ д/c № 19 «Ромашка», которое находится по адресу Ставропольский край, Новоалександровский район, х. Краснодарский, ул. Калинина, 41, где была обследована контрольная группа испытуемых, и МБДОУ д/с комбинированного вида № 22, которое находится по адресу г. Ставрополь, пр. К. Маркса, 5, где была обследована экспериментальная группа испытуемых.

При проведении курсового исследования нами было проведено обследование детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития (ОНР II и III уровня, дизартрия) и детей, развивающихся в норме по трем параметрам процесса социализации – самооценка, социальный статус в группе и усвоение социальных норм.

При изучении процесса социализации нами были использованы методики «Лесенка», «Два домика» и «Сюжетные картинки».

При исследовании самооценки было выяснено, что неадекватно завышенной самооценки не было выявлено ни в одной из групп испытуемых. Уровень завышенной самооценки в экспериментальной группе составил 43 %, что оказалось на 29 % меньше, чем в контрольной группе, где данный уровень был обнаружен у 72 % исследуемых. Это связанно с тем, что дети экспериментальной группы, осознавая наличие у них речевого дефекта, склонны более реалистично оценивать свою деятельность и самого себя. Дети обладающие данным уровнем самооценки отличались самоуверенностью. Не прислушивались к мнению окружающих. Уровень адекватной самооценки в экспериментальной группе был выявлен у 57 % испытуемых, что оказалось на 43 % больше, чем в контрольной группе, где данный уровень составил всего лишь 14 %, из чего можно сделать вывод о том, что дети с речевыми нарушениями оценивают себя более критично, нежели их сверстники, развивающиеся в норме. Данных испытуемых можно охарактеризовать как уверенных в себе, но при этом более адекватно подходящих к оценке себя и своих действий. Заниженная самооценка была выявлена только в контрольной группе, что составило 14 %. Это предположительно обусловлено социально-экономическим статусом семьи данного ребенка. Этот испытуемый отличался стеснительностью, замкнутостью в себе, не сразу шел на контакт. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что дети, имеющие речевые нарушения более критично оценивают свою деятельность и самих себя, в отличии от детей, развивающихся в норме.

При исследовании социального статуса были получены следующие данные. Социометрическим статусом «звезда» обладают 14 % испытуемых экспериментальной группы, что на 14,5 % больше, чем в контрольной группе, где данный показатель был обнаружен у 28,5 % испытуемых, что можно объяснить более высоким уровнем общительности и социальных связей у детей с нормальным речевым развитием. Это внешне приятные, коммуникабельные, контактные, доброжелательные дети. Являются лидерами в коллективных играх, обладают авторитетом среди сверстников. «Предпочитаемыми» стали 72 % детей экспериментальной группы, что оказалось на 29 % больше, чем у испытуемых контрольной группы, где данным статусом обладают 43 % детей. Это можно объяснить тем, что в группе воспитанников с нарушениями речи более налажены взаимоотношения, где главную роль сыграли усилия воспитателей. Также следует отметить, что в экспериментальной группе чаще встречались случаи взаимных положительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы. По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является более благоприятной. Данные испытуемые так же характеризуются общительностью, занимают позицию «ведомых» в коллективных играх. Дети экспериментальной группы оказались менее активными во взаимодействии с экспериментатором. Статус «игнорируемый» ни в одной из обследуемых групп выявлен не был, что может быть объяснено правильностью стратегии воспитательного процесса, выбранной со стороны воспитателей. Социометрический статус «отвергаемые» был присвоен 14 % испытуемых экспериментальной группы, что оказалось на 14, 5 % меньше, чем в контрольной группе, где данный статус был присвоен 28,5 % испытуемых. Наличие в обеих группах детей с данным социометрическим статусом можно объяснить негативным отношением к другим детям (затевали драки, отбирали игрушки и т.п.). Это активные дети, не ограничивающие себя в поведении. Данные дети имеют множество дисциплинарных замечаний, чем и было обусловлено отрицательное отношение группы. Исходя из полученных данных, можно заключить, что социометрический статус во многом зависит от степени налаженности социальных контактов в группе.

В ходе исследования усвоения социальных норм нами было выяснено, что высоким уровнем эмоционального отношения к нравственным нормам обладают 14 % испытуемых контрольной группы. Что касается экспериментальной группы, то данный уровень здесь выявлен не был. Это можно объяснить тем, что дети, развивающиеся в норме не испытывают каких-либо трудностей во взаимоотношениях с окружающими, и как следствие, в усвоении социальных норм. Данные испытуемые давали обоснование своему выбору, называли моральную норму, эмоциональные реакции были адекватны, ярки. Уровень выше среднего был присвоен 14 % детей экспериментальной группы, что оказалось на 29 % меньше, чем в контрольной группе, где данный уровень был выявлен у 43 % детей. Это связанно с тем, что наличие дефекта речи негативно отражается на взаимоотношениях ребенка с социумом, а, следовательно, и на усвоении социальных норм. Эти дети правильно раскладывали картинки, обосновывали свои действия, эмоциональные реакции были выражены слабо. Средний уровень составил 14 % как в экспериментальной, так и в контрольной группе испытуемых, что предположительно обусловлено правильным выбором стратегии воспитания и развития ребенка в семье. Данные испытуемые не могли обосновать свои действия, их эмоциональные реакции были неадекватны. Низким уровнем обладают 72 % детей в экспериментальной группе, что оказалось на 43 % больше, чем в контрольной группе, где данным уровнем обладают всего лишь 29 % испытуемых. Такой разрыв в показателях данного уровня можно объяснить тем, что у детей, имеющих речевые нарушения эмоциональный компонент нравственного сознания формируется не так, как у их нормально развивающихся сверстников. Он имеет свои особенности и своеобразие в результате наличия дефекта речи. Испытуемые, обладающие данным уровнем, неправильно раскладывали картинки, их эмоциональные реакции были неадекватны, либо вовсе отсутствовали. Результаты исследования показали, что дети, имеющие нарушения речи испытывают определенные трудности в усвоении социальных норм, чем можно объяснить достаточно низкие результаты, показанные ими по данному параметру социализации, в сравнении с детьми, развивающимися в норме.

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о том, что наличие у ребенка отклонения в речевом развитии приводит к затруднению процесса общения, к нарушению связей с социальным окружением, культурой, как одними из главных источников развития. Поэтому данные дети испытывают определенные трудности в восприятии и усвоении социальных норм и требований, а, следовательно, затрудняется процесс их социализации в целом.

Просмотров работы: 4438