ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение становления системы психологической помощи детям с недостатками речи показывает, что особенности ее формирования определяются как степенью разработанности теории в области психологии детей с недостатками речи, так и уровнем развития специальной образовательной практики. Рассматривая психологическую помощь детям данной категории как производную логопсихологии, выступающей научной основой использование психологических знаний в коррекционном обучении детей с недостатками речи, исторические аспекты проблемы исследования изучались в контексте генезиса логопсихологии в связи с этапами ее становления.

В 1930-х гг. под влиянием идей и трудов Л.С. Выготского в отечественной психологии коренным образом меняются теоретические представления о происхождении и строении высших психических функций. В рамках культурно-исторической теории происхождения психики утверждается положение о социально обусловленной природе высших форм психической деятельности, их прижизненном формировании и опосредствованном строении; теоретически и экспериментально доказывается, что в опосредствовании психических процессов ведущая роль принадлежит речи. Это учение заложило основу создания нового направления в отечественной психологии - специальной психологии и оказало огромное влияние на развитие и направленность психолого - педагогической практики. Разработанные Л.С. Выготским теоретические положения о системном строении дефекта, о необходимости ориентации на зону ближайшего развития, о значении учета психологических возрастных новообразований имели определяющие значение для реализации идеи развивающего обучения.[3, с. 21]

В 40-е гг. XX в. речь как психологический феномен рассматривалась неразделимо с понятием «сознание». В психологических концепциях постулировалось единство «сознания и речи» (С.Л. Рубинштейн).

В 50-60-х гг. прошедшего столетия в качестве ключевого понятия в отечественной психологии выступает «деятельность». Разработка «теории деятельности» принадлежит А.Н. Леонтьеву и им же эта концепция трансформируется в область языкознания. На долгие годы теория речевой деятельности становится в нашей стране основным ориентиром как для общей психологии, так и для интегративной области науки - психолингвистики, получившей свое развитие после 60-х гг. XX в. (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.). В западной психологии понятие «деятельность» всегда отождествлялось с понятием «активность» и не выделялось в отдельное научное направление. [2, с. 121]

Таким образом, основным достижением психологии в области изучения речи в период неклассической науки является представление о речи как высшей психической функции тесно связанной с другими процессами, прежде всего мышлением, памятью, а также сознанием, эмоциями и т.п.. Для становления логопсихологии наиболее важное значение имеет проникновение психологических идей в языкознание и логопедию.

Наряду с достижениями психологии и языкознания значимым вкладом в становление логопсихологии в период неклассической науки стало начало исследований в области психологии детей с недостатками речи, содержательную направленность которых определяла разработка вопроса о взаимоотношении речи и мышления в структуре речевого дефекта (М.В. Богданов - Березовский, К. Гольдштейн, А. Куссмауль, Ф. Лотмар,П. Мари,

  1. Пик, Г.Я. Трошин, Х. Хэд и др.). Несмотря на разность теоретических позиций авторов в данном вопросе и явно описательный характер исследований, они послужили основой для выделения предмета логопсихологии и определения ее научной специфичности как области психологического знания.

Вторая половина XX в. ознаменовалась началом перехода человечества на новый уровень научного знания - к постнеклассической науке или науке постмодернизма (вторая половина XX в. - настоящее время). Данный период характеризуется интенсивным ростом гуманистических тенденций в общественном развитии и в образовании. Важнейшим методологическим основанием научных исследований, как в естественных, так и в гуманитарных науках становится системный подход, укрепляются позиции междисциплинарного подхода, утверждаются идеи конструктивизма, синергетического (М.А. Басин, В.И. Ильин, Ю. Крылов, Е.Т. Логинова, Н.М. Назарова и др.) и интерактивного подходов (Т. Адорно, Э. Гофман, Р.К. Мертон, К. Молленхауэр, Т.Парсонс, Д. Хорн и др.).

Доминирующим понятием в психологической науке данного периода выступает «личность». Одним из ведущих теоретических оснований становится концепция гуманистической психологии, характеризующаяся направленностью на конкретную личность, на потенциал ее саморазвития под влиянием окружающей среды (А.Маслоу, Г.Мерфи, Г.А.Мюррей, Г.Оллпорт, К.Роджерс и др.).

Поворот научного психологического знания от естественнонаучной к антропоцентрической парадигме способствовал развитию гуманистических тенденций и в области частных наук, имеющих значение для формирования теоретической базы логопсихологии. Так, личностно-ориентированный подход получил отражение в содержании психолингвистических исследований второй половины XX в., в которых заметное место приобретает проблема языковой личности (В .П. Белянин, Ю.Н. Караулов, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Т.Н. Ушакова и др.). Идеи интерактивного подхода проникают в теорию и практику логопедии. В 50-80-х гг. прошедшего столетия сохраняет свой приоритет концепция системного подхода к изучению речевых и познавательных особенностей детей с недостатками речи Р.Е. Левиной, позволившая автору обосновать феномен общего недоразвития речи и разграничить многообразие его проявлений по степени сформированности основных структурных компонентов языка. Разработанный Р.Е. Левиной подход позволил обозначить признаки, по которым дети могут быть объединены для совместного коррекционного обучения, что содействовало развитию логопедической практики и послужило началом функционирования логопедических групп. [1, с. 54]

В 90-х гг. XX в. интересы исследователей перемещаются с анализа структурных компонентов языковой системы на анализ коммуникативных аспектов языка, особенностей его функционирования в условиях социального взаимодействия. Эта тенденция способствовала выделению в отечественной логопедии коммуникативного направления, осуществляющего разработку проблемы общения у детей с недостатками речи в социальном аспекте (Г.В. Чиркина, И.Ю. Кондратенко, Л.Г. Соловьева, Е.Л. Черкасова, и др.).

Гуманистическая психология оказала значительное влияние на развитие прикладных направлений в отечественной и зарубежной психологии периода постнеклассической науки и формирование моделей психокоррекционного воздействия.

В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми с такими детьми обусловлены пониманием закономерностей психического развития ребенка как деятельностного процесса активно реализуемого в сотрудничестве со взрослыми. С учетом этого в качестве целей и задач психокоррекции выдвигаются: оптимизация социальной ситуации развития; формирование и совершенствование различных видов деятельности ребенка; развитие возрастно-психологических новообразований (Л.С. Выготский, И.Ю. В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, А.С. Спиваковская, У.В. Ульенкова). Зарубежная психология причины затруднений в развитии ребенка усматривается либо в нарушениях внутренних структур личности (А. Адлер, М. Кляйн, А. Фрейд, К.Г. Юнг и др.), либо в искаженной или дефицитарной среде (К. Роджерс, Б.Ф. Скинер, Э. Торндайк и др.). Эти позиции определяют и задачи психокоррекции. [2, с. 33]

Под влиянием гуманистических идей постнеклассической науки начались инновационные процессы в области образования, в том числе и специального, что выразилось в изменении его целей и функций и в обращении к главной ценности - уникальности и неповторимости личности ребенка (Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин, Л.М. Шипицина и др.). Это способствовало интенсивному внедрению психологических знаний в сферу образования и содействовало возникновению службы практической психологии, призванной решать задачи изучения и учета индивидуальных особенностей детей в образовательном процессе (А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, И.И. Ильясов, В.Г. Козлова, Н.С. Лейтес, Л.Ф. Обухова, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Т.И. Чиркова и др.). Становление психологической службы происходит и в системе специального образования, в том числе и в учреждениях для детей с недостатками речи. С этого момента в проблемное поле логопсихологии входит понятие «психологическая помощь» как отражение ее прикладной составляющей.

Таким образом, прогресс в общенаучной методологии, а также развитие теории и практики в области смежных наук, обусловившие изменения в образовательной политике и определившие начало функционирования психологической службы в специальном образовании, выступили основными социокультурными детерминантами выделения логопсихологии в самостоятельное направление специальной психологии, разрабатывающее проблему психологической помощи детям с недостатками речи.

Вступление в действие в 1995г. году Государственного стандарта высшего образования по специальностям «Логопедия» и «Специальная дошкольная педагогика и психология», потребовало введения в учебные планы в учебные планы новых дисциплин профессиональной подготовки, среди которых впервые была выделена «логопсихология». В процессе ее оформления произошла дифференциация собственно логопсихологии и смежных частнонаучных дисциплин (логопедии, психолингвистики) на основе специфики предмета изучения, в качестве которого выступили психологические особенности детей с недостатками речи и методы психологической помощи. С этого времени начинается парадигмалъный этап в развитии логопсихологии как самостоятельной предметной области науки. [1, с. 89]

Требования к логопсихологии на современном этапе определили вектор ее развития в направлении разработки ее практико-ориентированных аспектов (психологической помощи) в связи с проблемой социализации детей с недостатками речи. Проявившееся на данном этапе противоречие между социальной значимостью психологической помощи детям данной категории и отсутствием концептуальных оснований для формирования системы такой помощи, обусловило необходимость научной организации современной парадигмы логопсихологии как теоретико-методологической основы построения системы психологической помощи детям с недостатками речи.

Литература:

1. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова

2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой - М., 1998

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. - Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1993.

Просмотров работы: 1783