ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Черепкова Н. В., Дементьева Е. А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме школьной тревожности младших подростков. Актуальность данной проблемы заключается в том, что большинство младших подростков в школе сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями, и это пагубно влияет на их успеваемость и психическое здоровья.

Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты. В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья учащихся.

Проблемой тревожности занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как: А.Д. Андреева, Г.Г. Аракелов, В.К. Гайд, Л.А. Головей, А. И. Захаров, Б. Кочубей, Н.Е. Лысенко, В.С. Мерлин, Э. Пейдж, А.В. Петровский, Е. К. Плотко, А. М. Прихожан, Д.Я. Райгородский, Е.Ф. Рыбалко, Г. С. Саллеван, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, Е.Е. Шотт.

В Ставропольском крае проблемой школьной тревожности занимались такие ученые как: Э.Г. Абакарова, О. А. Ахвердова, А.О. Василенко, М. Г. Водолажская, И. Н. Вороненко, Л. И. Губарева, Г. В. Ермоленко и др.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

К основным проявлениям школьной тревожности А.Д. Андреева, Г.Г. Аракелов относят, такие: учащийся часто отвечает не по существу, не может выделить главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя учащийся часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекается; требует к себе постоянного внимания со стороны учителя; по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания; заметно не любит урок, томится, активность проявляет только на переменах; не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания; почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность; после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия.

Следовательно, выявление факторов тревожности подростков поможет учителю найти подходы к каждому ребенку и созданию эмоционального благополучия детей.

Можно сделать вывод о том, что тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.

Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка.

Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Говоря о подростковом возрасте в его взаимосвязи с тревожностью нельзя не остановиться на ключевых особенностях, параметрах данного периода жизни, а конкретно на социальной ситуации развития, психологических особенностях, предпосылках и новообразованиях.

По мнению Б. Кочубей, Н.Е. Лысенко, изменение социальной ситуации развития делает данный возраст переходным, трудным, критическим. Ведь, чем ближе подросток подходит к юношеству, тем интенсивнее прогрессирует его желание стать независимым, оградиться от родителей. С. Холл ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития, указал на противоречивость поведения подростка. Кризисные, негативные явления данного периода жизни С. Холл связал с переходностью, промежуточностью данного возраста в онтогенезе.

Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Чувство тревоги при длительном и интенсивном повторении, как описывалось мною ранее, может стать чертой личности - тревожностью. Появляются такие чувства у подростков, как неуклюжесть, неловкость, обеспокоенность внешним видом, ростом.

По мнению А. М. Прихожан, наиболее характерными для раннего подросткового периода являются реакции протеста или оппозиции, имитации или компенсации, что тоже сопровождается подростковой агрессивностью. Эти реакции периодически возникают в кругу семьи или школьном микроклимате (классе) в связи с неблагоприятно сложившейся ситуацией, имеют четкую направленность против тех лиц, которые, по его мнению, повинны в ее возникновении. Эта реакция может быть вызвана чрезвычайными требованиями к ребенку, непосильной для него учебной или другой нагрузкой. Причинами ее возникновения может быть конфликт между родителями, несправедливое, по его мнению, наказания и т.д., самоизоляция в коллективе школьников. Часто такие подростки замкнуты, ни с кем не дружат, часто вступают в конфликты с товарищами и взрослыми.

При организации опытно-экспериментального исследования нами были использованы такие методы, как: словесные методы, в частности объяснение и эмпирические методы (тестирование).

Также, при проведении опытно-экспериментального исследования нами была использована методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса.

Диагностика школьной тревожности Филлипса относится по качеству к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, отношением ребенка к учителям и сверстникам.

Анализ уровня тревожности подростков из благополучных семей показал, что уровень общей тревожности у большинства учащихся нормальный. Очень высокий уровень общей тревожности не отмечен ни у одного учащегося. Следует отметить, что в данном возрасте тревожны, как девочки, так и мальчики.

При проведении методики нами было отмечено, что дети вели себя дисциплинированно, уважительно, не отвлекались на посторонние предметы, на вопросы отвечали быстро, следуя поставленной инструкции. У подростков были отмечены хорошие результаты по всем показателям.

Анализ уровня тревожности младших подростков из неблагополучных семей показал, что уровень общей тревожности у большинства учащихся очень высокий, практически у всех детей наблюдается высокий уровень по всем типам тревожности.

В результатах полученных данных можно отметить, что, прежде всего, наибольшее количество страхов у школьников рассмотренного возраста, связаны с дефицитом коммуникативной адаптационной способности личности учащегося, дефицитом самооценки личности учащегося, общением с учителем, при выявлении переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижение успеха и т. д.

При проведении методики было отмечено, что дети вели себя невоспитанно, их долго не могли утихомирить и посадить на свои места, во время прохождения теста часто разговаривали и отвлекались, приходилось по нескольку раз повторять вопрос. После завершения тестирования дети стали подходить с различными вопросами и жалобами. Говорили о том, что к ним плохо относятся учителя, что не справляются с заданиями, что сильно переживают и скучают по родителям.

Можно сделать вывод о том, что благополучная ситуация в семье положительно влияет на состояние общей тревожности ребенка, на его эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются социальные контакты со сверстниками, дети хорошо относятся к учителям, не боятся ситуации проверки знаний. У детей из благополучных семей нет страха не соответствовать ожиданиям окружающих, и страха самовыражения. У детей из неблагополучных семей очень сильно повышена общая тревожность в школе, это сильно влияет на их эмоциональное состояние, из-за чего развиваются неблагоприятные контакты со сверстниками, дети плохо относятся к учителям, сильно боятся ситуацию проверки знаний. Дети из неблагополучных семей испытывают большой страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх самовыражения.

В результате анализа научной литературы и данных, полученных в ходе настоящего исследования можно заключить, что повышенная тревожность является негативным фактором, оказывающим деструктивное влияние на личность человека.

Проведенное нами исследование показало, что для тревожных подростков характерно: очень сильно повышенная общая тревожность в школе, что сильно влияет на их эмоциональное состояние, из-за чего развиваются неблагоприятные контакты со сверстниками, дети плохо относятся к учителям, боятся ситуацию проверки знаний. Дети из неблагополучных семей испытывают большой страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх самовыражения.

Вследствие этого такие подростки значительно чаще, чем их эмоционально благополучные сверстники, объективно оказываются неуспешными в ситуациях проверки знаний, самовыражения, и т.д.

Низкая тревожность требует повышенного внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Такие подростки характеризуются низким уровнем самооценки, неустойчивым поведением, с недостаточной зрелостью аффективно - волевой сферы, они не способны адекватно оценить ситуацию, склонны идти по пути наименьшего сопротивления, они эмоционально поверхностны, слабость реакции на неуспехи и т.д. Личности, относимые к категории высоко-тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно-выраженным состоянием тревожности.

Таким образом особенности проявления школьной тревожности в младшем подростковом возрасте обусловлены социальным окружением ребенка, а именно семьей. Отрицательное последствие тревожности отражается в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (творческого) мышления, для которого свойственны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. Наше исследование имеет практическую значимость и будет продолжено в плане диагностики и коррекции высоко-тревожных подростков.

Просмотров работы: 8316