РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВНИЮ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВНИЮ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Посиделова В.А. 1, Ушакова Е.А. 1
1ШФ ФГБОУ ВПО "ИвГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы состоит в том, что многие люди, в т.ч. студенты направления подготовки «Психология» не имеют представления о содержании психологического консультирования. Желание повысить свою компетентность в данном вопросе стало предпосылкой для посещения авторского семинара «Введение в консультирование» Т.Н.Ивановой, (психотерапевта экзистенциального направления), четырьмя студентами [1].

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Одно из отличий психологической консультации от простой беседы состоит в правильной последовательности вопросов. У студентов формируется представление о форме проведения консультации;

  2. Деньги в психологическом консультировании играют довольно важную роль, для клиента бывает полезнее заплатить, чем консультироваться бесплатно [2]. Это влияет на альтруистическое желание студентов консультировать только бесплатно;

  3. Просмотр и обсуждение фильмов по определенной теме позволяет полностью осознать и принять принципы консультирования, например, фильм «Стон черной змеи» для осознания принципа безоценочного отношения к клиенту, и фильм «Мирный воин» для закрепления принципа «здесь и сейчас». Такой подход гораздо эффективнее, чем традиционная подача лекционного материала;

  4. Ключевым моментом является ответственность: мы поняли, что нужно уважать право человека на собственное мнение и свой выбор;

  5. Учитывая право человека на собственный выбор мы должны сдерживать свои человеческие порывы, не следует «причинять добро». К примеру если мы видим причину проблемы клиента, а он ее не видит, либо называет другую – мы не должны говорить то, что нам кажется, от этого не будет пользы, клиент должен сам дойти до решения своей проблемы, наше дело – правильно задавать вопросы;

  6. Становится понятно, что психолог не дает советов на консультации. Следовательно, содержание консультации определяет клиент, а психолог обеспечивает безопасную среду для проведения этой консультации;

  7. Занятия включают в себя наблюдение настоящей консультации. Это позволяет увидеть практическое положение вещей, и даже для тех, кто бывал на консультации до семинаров, открывается много нового, т.к. позиция клиента не дает представления о процессе консультирования потому, что клиент занят в это время решение проблемы, а не анализом, здесь же можно быть включенным в процесс, но со стороны;

  8. На занятия приезжали специалисты международного уровня, такие как Римантас Кочюнас, Ирина Глухова и Ольга Васильева. Т.о. нам была предоставлена возможность задать свои вопросы специалистам высочайшего уровня и понаблюдать за их работой;

  9. Все участники семинара получили разный опыт в связи с многими факторами: у каждого психолога свой индивидуальный стиль ведения консультации и у каждого участника была своя личная проблема. Трое из четверых студентов прошли консультацию на занятии, это дало тем, кто еще не обращался за таким видом помощи, опыт решения личных проблем;

  10. Позиция наблюдателя при консультации дает возможность поставить себя на место психолога и представить какие вопросы мы задали бы клиенту – потренироваться;

Нами был замечен перенос выводов, новообразований и навыков в повседневную жизнь: двое студентов отметили развитие у них эмпатии, осознание принципа безоценочности помогает выстроить отношения с людьми на новом уровне – замечают другие двое, предоставление людям права на собственное мнение помогает избежать многих деструктивных конфликтов, меняется мировоззрение в целом.

Обучение психологическому консультированию дало нам представление о направлении экзистенциальной терапии в психологии. Перед нами открылись возможности для самостоятельной практики – один студент приобрел устойчивую мотивацию заниматься консультированием в своей профессиональной деятельности и, возможно, связать с этим всю карьеру. Опираясь на полученные знания и опыт можно более сознательно выбирать: на что сделать акцент в дальнейшем обучении и профессиональном развитии.

Список литературы:

  1. Психологическая помощь и обучение. Практикум: Введение в психологическое консультирование.

http://www.b17.ru/training.php?id=6535

  1. Иванова Т.Н. Деньги в терапии

http://hpsy.ru/public/x5193.htm

Просмотров работы: 1667