Сегодня в России актуальным становится изучение поколений. Актуальность заключается в том, что поколения взаимосвязаны, точнее предыдущие поколения через свою деятельность (прогресс или регресс в различных сферах и/или областях) формируют поколения настоящие. А настоящее поколения уже через свою деятельность будут формировать будущие поколения. И чтобы как можно больше снизить факторы, влияющие на развитие будущих поколений с негативной стороны, необходимо изучать существующие поколения.
Отсюда проблема, которая выражается в неполноте знаний о существующих на сегодняшний день поколениях. К такому поколению как раз относится поколение Y.
В настоящее время поколения Y в мире исследуют в различных странах и сферах, таких как психологической, социальной, культурной, финансовой и т.д. Связано это с тем, что данное поколение, хоть и сравнительно молодое, но уже полностью сформировалось. Старшие представители поколения Y развиваются в бизнесе и управлении – отсюда актуальность исследований в политической, финансовой и бизнес сфере. Но большинство, родившиеся с 1991 по 2000, этого поколения учатся в вузах и средних классах, что актуализирует исследования этого поколения в сфере образования. Но прежде чем проводить такие исследования, необходимо понять, на каком уровне психологического развития находится поколение Y. Так же необходимо исследовать условия, влияющие на это развитие. То есть выделить позитивные и негативные факторы, влияющие на формирование тех или иных ценностей у поколения Y.
На Западе объектом исследования теории поколений стал средний класс, который обладает высоким уровнем доходов, может позволить себе значительные расходы на образование, питание, просвещение, культурную жизнь.
В российской практике применение теории поколений имеет свою специфику. По результатам социологических исследований к среднему классу себя относят как минимум две группы россиян. Первая группа – это люди с высоким экономическим доходом, и вторая – люди с высоким уровнем образования и не очень высоким доходом. Поэтому в России, применяя теорию поколений, специалисты предпочитают использовать термин «большинство» по отношению к представителям того или иного поколения.
Хочется отметить уже существующие исследования «Теории поколений» в России. Среди них онлайн проект «RuGenerations» под руководством Евгения Никонова и Евгении Шамис, которая также является координатором данного проекта [www.rugenerations.wordpress.com]. Они не единственные, кто занимается изучением «Теории поколений» в России, но их работы, идеи и мысли больше других публикуются в Сети и СМИ, а сам проект активно развивается.
Итак, цель нашего исследования – выявить особенности психологического развития поколения Y.
Предметом исследования курсовой работы является психологическое развитие поколения Y.
Объектом исследования является поколение Y.
Выделим задачи курсовой работы:
Познакомиться с основными понятиями «Теории поколений» и сущностью поколения Y;
Изучить психологические особенности развития личности;
Изучить психологические особенности студенческого возраста;
Изучить психологические особенности поколения Y;
Выявить сходства и/или различия между теоретической и практической частями психологических особенностей поколения Y;
Исследовать теорию поколений на студентах;
Теоретические основы развития поколения Y
Основные понятия и сущность теории поколений и поколения Y
Прежде чем начать изучение особенностей какого-либо отдельно взятого поколения людей в обществе, необходимо познакомиться с основами теории поколений. В данном параграфе мы как раз рассмотрим такие понятия как поколение, ценности поколений, теория поколений в США и в России, а также сущность поколения Y.
Начнем с определения понятия ценность:
понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного (Л.А.Карпенко, А.В.Петровский М. Г. Ярошевский) [1].
то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл (Немов Р. С) [2].
любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса) (Л.А.Карпенко, А.В.Петровский М. Г. Ярошевский) [1].
В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага.
В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры.
Социальная психология изучает проблему ценностей с точки зрения возможности прогнозирования социального поведения людей, приверженцев тех или иных ценностей.
Общая психология исследует проблему ценностной регуляции, специфику ее логики и действующих при этом психологических механизмов.
Именно изучение ценностей, их формирование и влияние на людей легло в основу теории поколений.
Итак, «теория поколений» была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие как «поколение». Их внимание привлек известный «конфликт поколений», который основывается на различии ценностей поколений и не связан с возрастными противоречиями [3].
Согласно этой теории, поколение - это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение. Люди этих ценностей не замечают, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, что нас мотивирует, как ставим цели и управляем людьми [3].
В итоге, проанализировав всю историю США, Н. Хоув и В. Штраус пришли к любопытным выводам. Оказалось, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, значительно различаются. Это связано с тем, что ценности формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий. Значение имеет все: экономические, социальные, технологические, политические факторы, принятая модель семьи, сложившиеся представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». А само это формирование, согласно теории, происходит до 12-14 лет.
В качестве примера влияния исторического контекста на ценности людей можно привести так называемый феномен «съешь тарелку до конца», когда бабушки, стремясь накормить своих внуков, говорят: «пока не доешь – из-за стола не выйдешь», «в последнем кусочке – вся сила» и т.д. Причина в ценностях, сформировавшихся в тяжелое и голодное военное время – жить экономно, «про запас».
Также, согласно теории, каждые четыре поколения составляют определенный цикл. Временной промежуток, в который рождаются представители одного поколения, составляет около двадцати лет, поэтому длительность одного цикла равна 80-90 годам. После завершения цикла начинается повторение: ценности пятого поколения схожи с ценностями первого. Дети, рожденные на стыке генераций, подвержены влиянию двух групп ценностей и образуют так называемое переходное или эхо-поколение.
Также авторы теории поколений сравнили поколения с сезонностью природы и выделили 4 основных типа [4] (рисунок 1).
Рисунок 1 – Типы поколений по Хоуву и Штраусу
На основе своих исследований Н. Хоув и В. Штраус создали классификацию поколений XX, а позднее XXI века: поколение GI, Молчаливое поколение, поколение Беби-бумеров, поколение X, Y и в перспективе поколение Z. И каждое из этих поколений отличают определенные, свойственные их представителям, события, сформировавшие уже ценности этих поколений (Таблица 1).
Таблица 1 – Характеристика поколений по Хоуву и Штраусу
№ |
Названия поколений (альтернативное название) |
Годы рождения (формирования) |
Ключевые события для США |
1 |
G.I. («Величайшее поколение», «Победители», «Герои») |
1900 – 1921 (1933) |
Первая мировая война, конец изоляционизма |
2 |
Молчаливое поколение, Silent generation («Разбитое, Потерянное поколение») |
1923 – 1943 (1953) |
«Великая депрессия», начало Второй мировой войны |
3 |
Бэйби-Бумеры, Baby Boomers («Бумеры, поколение демографического взрыва») |
1943-1963 (1973) |
окончание Второй мировой войны и послевоенная экспансия, «холодная война» и начало войны во Вьетнаме |
4 |
Х («Неизвестное, 13-е поколение», «поколение с ключом на шее, latch-key kids») |
1963 – 1983 (1993) |
Окончание войны во Вьетнаме, кризис власти, мировой кризис и разрядка |
5 |
Y («поколение Сети, Миллениум, Next», «Эхо Бумеры», «Нулевые») |
1983-2003 (2010) |
окончание «холодной войны», мировое лидерство США, теракты («11 сентября») и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых и биотехнологий, мобильные телефоны, интернет и бренды. |
6 |
Z («Цифровое поколение, поколение XD, Digital children of generation X») |
2003+ |
Вторжение войск международной коалиции в Ирак, мировой кризис |
К пятому поколению, Хоув и Штраус относят поколение Y, также известное под названиями «поколение Сети, Миллениум, Next», «Эхо Бумеры», «Нулевые» (так как его представители оканчивают школу в новом тысячелетии). Годы рождения Игреков - 1983-2003 а их ценности формировались до 2010 года. Ключевыми событиями для США, влияющими на формирование ценностей этого поколения стали окончание «холодной войны», мировое лидерство США, теракты («11 сентября») и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых и биотехнологий, мобильные телефоны, интернет и бренды. В это время в СМИ и на государственном уровне осуждаются наркотики и табакокурение.
Представители этого поколения знают, что наркотики и табак - это плохо, но достаточно рано пробуют алкоголь. По опросам западных психологов, бедных представителей поколения Y интересуют деньги, а богатых - экология. Кредо молодых - мода. Они увлекаются модными видами спорта, но не столько для достижения спортивного результата, сколько ради удовольствия. [4]
Что касаемо России, то адаптацию Теории поколений для нее выполнила в 2003—2004 году команда под руководством Евгении Шамис - координатора проекта «RuGenerations». Для адаптации теории Хоува и Штрауса в России были исследованы ценности людей, представителей среднего класса.
В результате исследований ценностей поколений в России, теория Хоува и Штрауса была признана действующей и так же дополнена событиями (таблица 2), актуальными для России в соответствующие исторические периоды, и ценностями (таблица 3), которые сформировались под воздействием этих событий.
Таблица 2 – Характеристика поколений и событий для России
№ |
Названия поколений |
Годы рождения (формирования) |
Ключевые события для России |
1 |
G.I. |
1900 – 1923 (1935) |
Первая мировая война, революционные события 1905, 1917 годов, Гражданская война, коллективизация, электрификация, НЭП |
2 |
Молчаливое поколение |
1923 – 1943 (1953) |
сталинские репрессии, начало Великой Отечественной Войны, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков, первая «пятилетка», индустриализация, коллективизация |
№ |
Названия поколений |
Годы рождения (формирования) |
Ключевые события для России |
3 |
Бэйби-Бумеры, Baby Boomers |
1943-1963 (1973) |
окончание Великой Отечественной войны, советская «оттепель», покорение космоса, СССР — мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции, создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах, гарантированность медицинского обслуживания, Карибский кризис |
4 |
Х |
1963 – 1984 (1994) |
продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане, летние Олимпийские игры в Москве |
5 |
Y |
1984-2000 (2010) |
катастрофа на Чернобыльской АЭС, распад СССР, перестройка, дефолт, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий (мобильные телефоны, интернет), эпоха брендов |
6 |
Z |
2000+ |
мировой кризис, события, которым еще предстоит произойти |
Таблица 2 – Ценности поколений в России
№ |
Названия поколений |
Ключевые ценности поколений для России |
1 |
G.I. |
трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений |
2 |
Молчаливое поколение |
преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение |
3 |
Бэйби-Бумеры, Baby Boomers |
оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости |
№ |
Названия поколений |
Ключевые ценности поколений для России |
4 |
Х |
готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов |
5 |
Y |
свобода, «fun» (веселье), гражданский долг и мораль, ответственность, наивность и умение подчиняться, немедленное вознаграждение |
6 |
Z |
в процессе формирования |
Следует иметь ввиду, что годы рождения — это примерные рамки (плюс-минус 2—3 года). Есть и различия по месту жительства. В крупных городах, например, 40-летние люди относятся к поколению X, а в глубинке — к «бумерам» [5].
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели основы теорий поколений, а также характеристики поколений в США и России. Хочется отметить, что теория Хоува и Штрауса заинтересовала ученых всего мира. Многие из них начали проверять адекватность гипотезы для других стран и пришли к выводу, что она работает, независимо от географического положения. С определенными модификациями поколения и их ценности схожи на самых разных континентах.
Теоретические основы психологического развития личности
Мы уже знаем, что поколение – это группа людей. И прежде чем изучать, как формируются ценности у группы людей, необходимо понять, как развивается отдельно взятый человек. В связи с этим в данном параграфе мы рассмотрим понятия личность, индивид, индивидуальность, а так же основы их психологического развития.
Категория личности является предметом изучения таких наук, как психология, социология, философия, педагогика, и в каждой из них существуют свои трактовки понятия «личность», что указывает, в первую очередь, на многогранность этого понятия.
Исследователи по-разному представляют характеристики личности:
как «субъекта воспроизводства общественных связей и как субъекта психической деятельности» [6];
как целостность, «возникшую в ходе развития человеческого индивида в условиях определенных общественных отношений» [7];
как «динамическую организацию тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление» (Олпорт Гордон Уиллард (Allport G. W.));
как «человека, который достиг определенного достаточно высокого уровня психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами, он способен также сознательно управлять самим собой» [8].
Эта сущностная характеристика личности в основе своей содержит свойства человека быть субъектом. Именно эту связь подчеркивает В.А. Петровский: «Быть личностью … означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания». Ученый отмечает через эту категорию внутреннюю связь между личностным и субъектным. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые более или менее устойчивы и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки [9].
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. Основное различие между понятиями «индивид» и «личность», с точки зрения В.В. Давыдова, заключается в том, что «для личностного начала в деятельности индивида характерно наличие творческих моментов. «Индивид как личность всегда привносит в воспроизводство общественных связей те или иные изменения, т.е. ведет себя как субъект».
Индивидуальность - это самое узкое понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека и такое их сочетание, которые данного человека отличают от других людей [9].
Личность и индивидуальность - это два аспекта бытия человека, два его определения. Если понятие «личность» предполагает определенность позиции человека в отношении с другими, то «индивидуальность» – собственная позиция человека в жизни, определенность внутри своей жизни, это встреча с самим собой как с «Другим». «Индивидуальность – это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя» (Е.И. Исаев, Н.М. Борытко, В.И. Слободчиков). В этом контексте образование можно понимать как самостановление человека, обретение им неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. Образовать человека в этом понимании – значит помочь ему стать субъектом образовательной деятельности, собственной жизни, жизнедеятельности.
В.А. Петровский считает, что индивид обделен личностными характеристиками, он «нейтрален в любом контексте социального взаимодействия» [10]. В то время как «личность определяется через изменение бытия других людей, с которыми человек вступает в общение и совместную деятельность, что может быть обозначено термином «вклад» [11]. Эту же мысль об активном взаимодействии личности с окружающей средой приводит Д.Б. Богоявленская, вводя понятие «интеллектуальной активности» как синонимума деятельности или ее тонуса [12]. Л.С. Выготский также отмечает активность личности: «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других» [13]. С нашей точки зрения, активность взаимодействия личности с окружающей средой подчеркивает, что личность есть в первую очередь субъект – носитель активности. Продолжая анализ соответствия понятий «субъект и личность», приведем взгляд Г.К. Селевко, представляющий развернутое понятие личности как психическую, духовную сущность человека, выступающую в разнообразных обобщенных системах качеств: совокупность социально значимых свойств человека; система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; совокупность поведенческих актов; осознание окружающего мира и себя в нем; система потребностей; совокупность способностей, творческих возможностей; совокупность реакции на внешние условия [14].
Наиболее четко выделяющиеся характеристики личности (рисунок 2).
Рисунок 2 – Характеристики личности
Ряд исследователей (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин. А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) рассматривают понятия «личность» и «субъект» как тождественные. Так, П.Я. Гальперин выстраивает тождественность личности и субъекта на основании наличия у них сознания. «Личность, - пишет он, - невозможна без сознания, но не сводится к нему – сознание не равно личности… чтобы стать личностью, нужно быть субъектом, сознательным, общественно-ответственным субъектом» [15]. Ананьев Б.Г. подчеркивает, что «структура человека как субъекта деятельности, образуется из определенных свойств индивида и личности, соответствующих предмету и средствам деятельности» [16]. По мнению Б.Г. Ананьева субъект является всегда личностью, и его деятельность осуществляется в определенной системе общественных отношений. Точку зрения Б. Г. Ананьева разделяет А. В. Брушлинский, он отмечает, что, будучи изначально активным, человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности [17].
Другие ученые (К. А. Абульханова-Славская, В. А. Петровский и др.) разграничивают понятия «субъект» и «личность». К. А. Абульханова-Славская считает, что «признать за личностью статус субъекта» можно лишь при способности ее овладеть способами, условиями и средствами реализации деятельности. В основе личности, отмечает К. А. Абульханова-Славская, лежат мотивы, притязания, ценности и цели человека, а центром субъекта является активность, направленная на разрешение противоречий между потребностями и возможностями их удовлетворения [18]. Л.С. Выготский, понимая личность как целостную психологическую систему, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции, выделяет основные функции личности: творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Разрабатывая концептуальные основы психологии субъектности, В. А. Петровский отмечает, что для человека стать личностью означает стать субъектом своей активности [19]. Именно эта мысль ученого о связи категорий личности и субъекта явилась для нас определяющей.
Рассматривая содержание понятия «личность», В.А. Петровский выделяет три личностных аспекта бытия индивида в системе связей с другими индивидами (рисунок 3).
Рисунок 3 – Личностные аспекты бытия индивида
В.А. Петровский считает, что «во-первых, быть личностью – значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром. Это означает не только физический аспект существования человека, но и его бытие как психофизического целого. Во-вторых, быть личностью – это значит быть субъектом предметов духовной и материальной культуры. В-третьих, быть личностью – это быть субъектом деятельности общения. В-четвертых, быть личностью означает быть субъектом деятельности самосознания». Данное высказывание позволяет сделать принципиально важный для нашего исследования вывод о том, что одной из главных сущностных характеристик личности является ее субъектность. Для нас личность – это в первую очередь субъект жизнедеятельности. Кроме того, в трактовке В.А. Петровского выделены четыре формы деятельности, характеризующие личность: витальная, духовно-практическая, деятельность общения и деятельность самосознания. Наконец, по В.А. Петровскому, быть личностью означает быть субъектом самосознания, что включает самооценку, открытие собственного «Я». Рассматривая субъектность как конституирующую характеристику личности, В.А. Петровский вводит важное для педагогической психологии понятие «виртуальной субъектности» как момента становления, перехода в это состояние, что имеет отношение к возникновению личности в человеке.
Основываясь на том, что исходной характеристикой субъектности является активность – способность сознательно, целенаправленно преобразовывать окружающую действительность, социологи, психологи и педагоги обозначают проблему дефицита активности современного человека во всех сферах его жизнедеятельности и отмечают необходимость становления активности личности на всех этапах образовательного процесса.
Проведенный нами анализ показал, что традиционные подходы к личности, культивируемые долгие годы в отечественной науке и практике, рассматривали в основном только вопросы ее формирования, исходя при этом из специфики целей образования, методологических и идеологических установок, важнейшей из которых было заданное извне содержание, не учитывающее потребностей личности. В этих условиях социальные установки, заказ оказались более значимыми, чем сама личность.
Психологические особенности студенческого возраста
В данном параграфе мы рассмотрим, что такое студенческий возраст и его психологические особенности. Это поможет нам выявить закономерности формирования ценностей у студентов, которые являются представителями поколения Y.
Студенчество - отдельная возрастная категория. Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон (рисунок 4):
Рисунок 4 - Характеристика студента
с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;
с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [20].
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.
Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям.
Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
То есть, студенческий возраст характерен тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но часто «проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь».
Специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.
Рассмотрим психологические новообразования студенческого возраста. Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.
Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления. Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Юность однозначно оценивалась как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этом периоде развивались со временем, и в разных исторических обществах оно было отмечено различными возрастными границами. Сами представления о юности исторически развивались. И.С. Кон отмечал, что «возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический, сколько социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и сейчас, когда предполагаемый уровень развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное положение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает на себе влияние социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли. К.А. Абульханова-Славская, указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной.
А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.).
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям.
Как бы странно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей («Если бы молодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.
В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.
Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.
В юности получает новое развитие механизм идентификации обособления. Также для этого возраста характерны свои новообразования.
Возрастные новообразования - это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. В них проявляется особенности психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.
Центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование его отношений к окружающей среде и к своей деятельности, ведущей же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.
Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.
К новообразованиям юности И. Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.
Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его - установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни - возможно, их изменение и дальнейшее развитие.
Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла. И.Кон отмечает, что именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом ближней и дальней перспективы.
В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.
Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.
Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.
Психологические особенности поколения Y и их сравнение с особенностями психологического развития студенческого возраста
В данном параграфе мы рассмотрим психологические особенности присущие только поколению Y, а так же сравним их с ранее рассмотренными психологическими особенностями студенческого возраста.
Итак, вспомним основные понятия про поколение Y, или как его еще называют поколение Сети, Миллениум, Next. Это люди, которые родились в период с 1981(1984) по 2003 год. Так, если в США к поколению Y относят людей, родившихся уже в 1981 году, то в России время «игреков» началось позднее, в 1984 году, после распада СССР с началом перестройки. Отсюда основными событиями, сформировавшими ценности поколения Y в России, были распад СССР, теракты и военные конфликты, возрастание употребления населением страны, и особенно молодежью, алкоголя и наркотиков, развитие цифровых технологий, распространение Интернета и брендов.
Вследствие этих событий у поколения Y сформировались свои ценности. Например, яркой отличительной чертой «игреков» является то, что они не торопятся начинать самостоятельную жизнь, вступать в брак, обзаводиться собственным домом. Возможно, причиной тому послужил экономический спад, который наблюдается во всем мире, и как следствие – безработица и дорогое жилье. Так же это объясняется возрастом большинства представителей поколения Y, ведь они только начинают свою самостоятельную жизнь, только становятся независимыми от родных и близких людей и начинают взрослеть, а значит еще не готовы к созданию семьи.
Психологи называют еще одну вескую причину затянувшегося детства: «игреки» не хотят повторять ошибок своих ответственных родителей, представителей предыдущего поколения Бумеров, которые рано начинали самостоятельную жизнь и «жили для того, чтобы работать».
«Игреки» очень любознательны, поэтому охотно совмещают учебу с занятиями спортом (отдавая предпочтения экстремальным его видам), музыкой и другими увлечениями, они хотят получить от жизни максимум удовольствия, развивать свою личность, попробовать все. Но если им что-то не нравится или для достижения результатов приходится прикладывать слишком много усилий – они сразу же оставляют это занятие.
Любознательность «Игреков» может быть связана с другим качеством, характерным для юности, а именно самореализации себя в труде и в самой жизни. Но любознательность «Игреков» может нести и отрицательный характер, например желание молодых людей попробовать табак и наркотики. Здесь подтверждается суждение, что в юности нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы.
Представители поколения Y очень ценят психологический комфорт, в том числе, на рабочем месте. Для них престижная работа и высокая должность не являются самоцелью. Им не интересны материальные ценности, влияние и власть. Они должны осознавать, что от них что-то зависит, поэтому предпочтут поменять работу, но не станут терпеть административного диктата.
Потребитель-игрек всегда четко знает, какой Товар и по какой цене ему нужен, может ли он позволить себе взять кредит. При этом ему не нужны рекомендации даже самого опытного консультанта, тем более он не обратит внимания на рекламу. Его «доверенное лицо», когда дело касается покупок, - Интернет.
У поколения Y нет представления о фантастике. Глядя на развитие современных технологий, поколение Y убеждается, что нет ничего невозможного – сегодня этого нет, а завтра это изобретут, вырастят, построят.
Воплощать мечты и получать задуманное для Игреков в порядке вещей, и само понятие успеха наполняется для них совершенно новым, нестандартным смыслом. Игрек развивается по горизонтали, а не по вертикали. Так, вместо того, чтобы карабкаться вверх по единожды выбранной вертикальной лестнице, представитель этого поколения, скорее, будет стараться получить более широкий опыт в нескольких сферах.
Задавая конкретный вопрос, представители поколения Y всегда хотят получить на него конкретный ответ и не любят слушать пространные отвлеченные рассуждения. Игреки нацелены на результат. Они надеются только на себя, редко просят помощи у других поколений. И при этом они рассчитывают на вознаграждение, и не в отдаленной перспективе, а здесь и сейчас. Представители поколения Y не умеют думать на большую перспективу и должны знать, во что вкладывают свое время.
По мнению специалистов, все эти особенности Игреков, прежде всего развитие по горизонтали, связаны не только с тем, что мир стал разнообразнее и предоставляет много новых возможностей. Поколение Y видело не только хорошее, оно стало свидетелем многочисленных терактов. Отсюда ощущение хрупкости мира, краткости жизни и эфемерности бытия. Все, чего ты добился, может быть разрушено в один миг.
Важным отличием поколения Y от других состоит в том, что у него нет героев. Таких, каким, например, был для поколения бебибумеров (1943-1963 г.р.) Юрий Гагарин. “Игрек – первое поколение, у которого нет героев, но есть кумиры, – считает Евгения Шамис. – Предполагаем, что у них не будет героев. Они станут ими для других поколений, несмотря на то, что не всегда хотят быть героями”.
Один из основных критериев, по которому социологи причисляют людей к поколению Y, являются коммуникации и контактность. В мире больше нет четких границ, все слилось в один поток информации. В друзьях у Игрека в социальной сети около сотни человек, но сами молодые люди признают, что узнают едва ли половину из них на улице.
Некоторые психологи не без оснований называют представителей поколения Y "электронными людьми": у многих их них несколько сим-карт для мобильных телефонов, несколько ящиков электронной почты, несколько пластиковых карт. Они, как правило, уже не слушают музыку с компакт-дисков и не смотрят фильмы по телевизору, предпочитая пользоваться такими сервисами в Сети, как LiveJournal, FaceBook, Twitter, YouTube.
Игреки во всем мире получают информацию через социальные сети, не через телевидение, а уж тем более не через газеты, которые напечатаны вчера. Поколение Y имеет доступ к самой разнообразной и богатой информации по любым темам, причем задолго до того, как они смогут получить свой первый соответствующий опыт. Но у открытости и шаговой доступности есть и оборотная сторона. «Игреки» сожалеют, что для них нет больше тайн и секретов.
Кроме того, Игреки не склонны анализировать и перепроверять полученную ими информацию. Если родившиеся в СССР в 70-е годы это поколение телепрограммы “Что? Где? Когда?”, то Игреки не пытаются глубоко копаться в интересующих их вопросах. Для них важнее действие. Для российских Игреков психологи находят этому такое объяснение: поколение X в России становилось в годы, когда многое надо было читать между строк, Игреки же формировались в эпоху гласности, поэтому легко верят на слово.
Уверенное в себе поколение Y готово менять общество, в котором живет. Они заинтересованы в улучшении страны и мира. Правда, их отношение к родине несколько отличается от отношения их родителей, иногда старшие даже упрекают их в отсутствии патриотизма, но на самом деле Игреки просто менее идеологизированы [21].
Интересным дополнением является анализ поколения Y в бизнесе.
Работодатели должны помнить, что на рабочем месте «игреки» предпочитают:
равноправную конкуренцию;
лидерство, а не руководство;
партнерство, а не подчинение;
обмен информацией, а не ее защиту;
принятие решений на основе обсуждений и экспертных оценок, а не слепое выполнение указаний сверху.
Молодые люди до 30 лет – это самая численная аудитория среди молодых бизнесменов, основателей или участников новых проектов и просто людей, которые работают сами на себя (фрилансеры). Для такой любви к «свободному плаванью» есть несколько причин:
Становление рыночной экономики во время их детства. Будущие предприниматели наблюдают картину развития бизнеса с ранних годов и подстраиваются под эти реалии. Естественно, не менее значимую роль сыграло законодательство новой страны, где разрешены любые методы заработка денег, которые не запрещены. Следовательно, вывод: поколение Y – это продукт нового времени.
Нежелание работать в коллективах и компаниях, где действуют порядки «старого режима». Молодым людям психологически дискомфортно трудиться в коллективе вместе со старшим поколением, которые живут согласно своим собственным ценностям. И нелегко работать в подчинении руководителей, которые занимали административные должности во времена «строения коммунизма». Дело тут даже не в конфликте поколений. Это просто разные люди, с разными ценностями, разным мировоззрением и разными взглядами. В итоге получается, что молодые сотрудники предпочитают или работать в коллективе своих сверстников (а это около 80% от общего количество вакантных рабочих мест) или начать свое собственное дело, выбирая себе помощников и партнёров самостоятельно.
В итоге можно сформировать следующую картину видения поколения Y. Они не привязаны к одному рабочему месту. Они считают, что регулярно менять работу – это в порядке вещей. Главное – формировать себя как специалист, а в каких компаниях – это неважно, карьера не зависит от работодателя. Естественно, работодатели тоже понимают такое положение вещей. В итоге, для того чтобы получить работу, молодому специалисту надо основательно доказать, что эта работа ему нужна (длительный отбор кандидатов на вакантную должность, достаточно долгие стажировки и практика перед официальным трудоустройством, медленный рост зарплаты в первые годы работы и т. п.). Сами молодые работники считают, что это ущемление их рабочих прав, но на самом деле это только адекватная реакция на чрезмерную «мобильность в карьере» Поколения Y.
Они не привязаны даже к собственному делу. Любовь к свободе, возможности распоряжения своим личным временем и независимость стали причиной того, что Поколение Y выбирает такой вид бизнеса как проектная работа.
Это самостоятельная занятость, у которой есть время её старта и время её окончания, когда конечная цель будет достигнута, а готовый продукт можно будет предлагать на рынке. Большие корпорации и другие компании тоже видят в этом свою пользу: молодые специалисты не хотят работать на них, сидя в офисе и придерживаясь корпоративных правил, но они хотят продать результаты своей деятельности именно этим компаниям. Последние, в свою очередь, не против получить готовый продукт, в который не надо инвестировать средства и тратить собственные резервы на достижение цели.
Поколение Y стало «пионерами» такого столь специфического для старшего поколения вида занятости как удалённая работа или фриланс. Если перед молодым специалистом поставить выбор – как ему работать: по свободному графику или дистанционно, предпочтения разделяются примерно 50:50, в зависимости от специфики работы и жизненных обстоятельств молодого специалиста [22].
В заключении к параграфу хочется отметить, что важнейшей чертой Игрека остается оптимизм. Все-таки Игреки родились и живут в относительно благополучный период, когда экономическое благосостояние многих семей росло. Этот оптимизм и чрезмерная, на взгляд старших, уверенность в себе могут стать причинами конфликтов с представителями других поколений.
Исследование уровня развития ценностей поколения Y
Теоретические основы педагогического эксперимента
В данной главе мы познакомимся с основными теоретическими основами педагогического эксперимента и рассмотрим категориальный аппарат.
Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях.
Эксперимент – исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоторым процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания (С.Ю. Головин).
Эксперимент – процедура исследований, при которой с переменной проводят манипуляции и затем проверяется эффект этой манипуляции (Р.Комер).
Педагогический эксперимент – это специально организованное исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания физического воспитания и тренировки.
Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н.Скаткин).
Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. (И.П.Подласый).
Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики. (Ю.З.Кушнер).
Констатирующий эксперимент – эксперимент, целью которого является констатация результатов, полученных в ходе проведения эксперимента.
Констатирующий эксперимент – эксперимент, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни, проводится, как правило, с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы
Необходимость проведения педагогического эксперимента может возникнуть в следующих случаях:
– когда выдвигаются новые идеи или предположения, требующие проверки;
– когда необходимо научно проверить интересный опыт, педагогические находки практиков, подмеченные и выделенные исследователями, дать им обоснованную оценку;
– когда нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления, уже подвергшегося проверке;
– когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения.
Виды педагогических экспериментов:
Естественный эксперимент представляет собой реальную практическую деятельность. Он проводится без нарушения хода образовательного или тренировочного процесса в обычных для занимающихся условиях, с обычным контингентом занимающихся и т.п., то есть все происходит в естественных, в обыденных условиях.
Модельный эксперимент отличается от естественного тем, что он проводится в относительно строго контролируемых условиях (для устранения побочных явлений), например на учебно-тренировочных сборах, где все испытуемые имеют практически одинаковые питание, режим тренировок и отдыха.
Лабораторный эксперимент проводится с одним или несколькими спортсменами (учениками) в искусственной изоляции от основной массы. Создаются особые, специально создаваемые условия, значительно отличающиеся от обычных.
Независимый эксперимент предусматривает проверку рабочей гипотезы путем последовательного применения сравниваемых методик на одной и той же опытной группе. В ход эксперимента вносят изменения, которые должны привести к переменам, т.е. к определенному предполагаемому результату.
Методика проведения педагогического эксперимента:
Основные действия исследователя:
выдвинуть научную гипотезу, которая является основой эксперимента.
решить вопрос о необходимости экспериментальной части исследования, то есть определить цель педагогического эксперимента (Что будем проверять?).
определиться с видом эксперимента.
Выбрать и оценить условия проведения эксперимента:
где (на какой базе), когда и сколько времени проводилось исследование, одноразово или систематически?
какой контингент или объект избран для исследования (количество, уровень, спортивная подготовленность, возраст, пол и др.)?
кто будет преподавателем (тренером) экспериментальной группы.
оценить и правильно отобрать уравниваемые условия.
составить программу эксперимента, ход и порядок использования той или иной инструментальной методики.
обработать полученные цифровые данные (описание методов математической статистики, рассчитываемые показатели и т.д.).
При подведении итогов педагогического эксперимента необходимо учитывать следующее:
соотнесение вывода и результатов с гипотезой;
четкое ограничение области, на которую могут быть распространены полученные выводы;
высказывание предположений о возможности их распространения на некоторые пограничные области и указание основных направлений дальнейших исследований в этой и смежных областях;
оценку степени надежности выводов в зависимости от чистоты условий эксперимента;
оценку роли и места эксперимента в системе других применявшихся в данном исследовании методов.
Методика исследования психологического развития поколения Y
Для исследования теории поколений мы выбрали ценностный опросник С. Шварца. Причиной выбора именно этого опросника стала возможность с его помощью выявить ценности, которые являются важными в жизни человека, и наоборот, выявить ценности, к которым человек безразличен или же они противоречат его принципам. Так же ценностный опросник С. Шварца позволяет проверить общее развитие этих ценностей.
С. Шварц утверждает на основании анализа определений психологических ценностей в обширном списке исследований, что, несмотря на большое число определений понятия "ценность" почти все определения обладают пятью общими чертами (рисунок 5).
Рисунок 5 – Общие черты понятий ценности
Разумеется, подобные определения лишь приблизительно объясняют содержание понятия "ценность". Автор построил теорию "универсальных типов ценностей", в основу которой была положена гипотеза о наличии у людей любой культуры "универсальной структуры ценностей", состоящей из отделенных друг от друга "мотивационных областей". Ценности рассматриваются им как когнитивные репрезентации трех универсальных групп потребностей: биологических (витальных) потребностей; взаимодействия, необходимого для межличностной координации и общественных запросов для удовлетворения группового благополучия и выживания. Исходя из этого, автор сначала дал концептуальные и операциональные определения для восьми мотивационных областей этих потребностей: наслаждение; безопасность; социальная власть; достижения; самоопределение; социальные нормы; конформность; зрелость. Затем ценности были классифицированы по интересам, которым они служат (индивидуальные - коллективные). Типы ценностей в теории расширяют понятие мотивационной области и понимаются как некоторые критерии группирования ценностей. Постулируется, что: структурная организация системы ценностей отражает уровни, на которых одновременное предпочтение различных мотивационных потоков вызывает противоречия.
Итак, наиболее существенной частью теории являются две гипотезы о структуре типов ценностей. Первая состоит в том, что структура инвариантна относительно различий культур и поколений, т.е. универсальна. Вторая утверждает, что на основе анализа структур в них можно обнаружить мотивационные конфликты. Обе гипотезы, если они доказаны, означают определенные продвижения. Первая развивает теоретическую основу психологических ценностей, для которой «универсальность» - несомненный признак фундамента теории, который выходит за рамки только психологической науки. Вторая гипотеза - о мотивационных противоречиях - относится скорее к психологической теории личности, где мотивационные конфликты возможно рассматривать либо как движущие силы развития, либо как проблемы, порождающие психопатологию [23].
Анализ и результаты исследования психологического развития поколения Y
Итак, опрос проводился на студенческой группе ФО 11-01б, состоящей из 10 человек, попадающих в годы рождения (1984-2000гг.) поколения Y. Возраст студентов варьируется от 19 до 22 лет, что говорит о переживании ими юности.
Целью опроса стала расстановка приоритетов ценностей у студентов, а так же проверка общего развития этих ценностей.
Результаты опроса на выявление ценностей по приоритетам представлены в таблице 4 (в ней представлены ценности, как руководящие принципы респондентов) и в таблице 5 (важные ценности для респондентов).
Таблица 4 – Ценности как руководящие принципы по приоритетам у студентов 2-го курса
Руководящие принципы |
Средний балл |
Безопасность семьи и близких людей |
6,2 |
Настоящая дружба |
5,6 |
Смысл жизни |
5,2 |
Внутренняя гармония |
5,1 |
Зрелая любовь |
5,1 |
Чувство собственного достоинства |
4,8 |
Свобода |
4,7 |
Мудрость |
4,7 |
Интересная жизнь |
4,5 |
Вежливость |
4,5 |
Руководящие принципы |
Средний балл |
Взаимность в отношениях с людьми |
4,5 |
Уважение традиций |
4,5 |
Социальная справедливость |
4,5 |
Мир во всем мире |
4,4 |
Удовольствие |
4,2 |
Творчество |
4,2 |
Духовная жизнь |
3,9 |
Безопасность нации |
3,8 |
Стабильность общества |
3,6 |
Единение с природой |
3,6 |
Мир красоты |
3,5 |
Новизна |
3,4 |
Богатство |
3,3 |
Самоограничение |
3,3 |
Чувство общности |
3,1 |
Авторитет |
3 |
Равенство |
2,9 |
Общественное признание |
2,6 |
Власть |
2,5 |
Равнодушие к мирским заботам |
2,2 |
Таблица 5 – Важные ценности по приоритетам у студентов 2-го курса
Важные ценности |
Средний балл |
Целеустремленный |
5,6 |
Здоровый |
5,5 |
Почитающий родителей |
5,4 |
Преданный |
5,3 |
Надежный |
5,3 |
Честный |
5,2 |
Любознательный |
4,9 |
Трудолюбивый |
4,9 |
Умный |
4,8 |
Ответственный |
4,8 |
Опрятный |
4,8 |
Заслуживающий доверия |
4,7 |
Самостоятельный |
4,6 |
Исполнительный |
4,6 |
Важные ценности |
Средний балл |
Искренний |
4,5 |
Способный |
4,4 |
Обязательный |
4,4 |
Честолюбивый |
4,3 |
Смелый |
4,3 |
Успешный |
4,3 |
Чистый |
4,3 |
Уверенный в себе |
4,3 |
Думающий |
4,3 |
Широко мыслящий |
4,2 |
Компетентный |
4,2 |
Независимый |
4 |
Полноценный |
4 |
Эффективный |
4 |
Любящий хорошо отдохнуть |
4 |
Умеренный |
3,9 |
Наслаждающийся |
3,6 |
Подчиняющийся обстоятельствам |
3,6 |
Защищающий природу |
3,5 |
Избегающий крайностей |
3,5 |
Влиятельный |
3,4 |
Полезный для других |
3,4 |
Незлобливый |
3,3 |
Заботящийся о своей репутации |
3,2 |
Кроткий |
3,1 |
Исследующий |
3 |
Принимающий свою участь |
2,9 |
Работающий на благо других |
2,9 |
Верующий |
2,8 |
Покорный |
2,5 |
Из таблицы 4 видно, что руководящими принципами у респондентов являются безопасность семьи и близких (выбор 50% респондентов), настоящей дружбе (выбор 10% респондентов), смыслу жизни, а так же внутренней гармонии (выбор 10% респондентов) и зрелой любви, так же 30% респондентов выбрали руководящим принципом «мир во всем мире. Это говорит о заинтересованности поколения Y в мирной жизни и заботе о безопасности своих близких людей, что может быть результатом влияния терроризма и различных конфликтов (военные конфликты, криминал) в мире на поколение Y. Высокие приоритеты настоящей дружбе, смыслу жизни, внутренней гармонии и зрелой любви говорят нам о формировании у поколения Y личностных качеств.
Низкие приоритеты получили такие принципы как общественное признание, власть, равенство, что говорит о безразличии представителей поколения Y к авторитету, политике, власти над другими людьми. Это подтверждает теорию поколений в том, что «Игреки» рассчитывают только на свои силы, но ни как не на государство, а так же не любят просить помощи у других поколений.
Из таблицы 5 видно, что самый высокий приоритет респонденты отдают здоровью (выбор 10% респондентов), целеустремленности (выбор 30% респондентов), преданности (выбор 10% респондентов), честности, надежности и почитанию родителей (выбор 20% респондентов). Что говорит нам о заинтересованности «Игреков» в ведении здорового образа жизни, расстановке целей в своей жизни и поиску ее смысла, а так же наличии преданности, честности и надежности у круга общения «Игреков» и у них самих. В низкие приоритеты попали такие ценности, как вера в высшие силы, кроткость, покорность, работа во благо других, что опять же подтверждает теорию поколений в том, что Игреки не признают подчинение, не умеют работать на перспективу.
Далее сложим соответствующие (по методике С. Шварца) ценности по мотивационным шкалам (таблица 6), для выявления уровня развития ценностей у студентов группы ФО11-01б.
Таблица 5- Шкалы (интересы, мотивационные домены) и средний балл респондентов.
№ |
Название шкалы (интереса) |
Биполярное отношение (оппонентные шкалы) |
Средний балл |
1 |
Зрелость |
Конформизм |
4,8 |
2 |
Поддержка традиций |
Самоопределение, Стимуляция |
4,7 |
3 |
Самоопределение |
Конформизм, Поддержка традиций |
4,6 |
4 |
Духовность |
Наслаждение, Достижения, Социальная власть |
4,2 |
№ |
Название шкалы (интереса) |
Биполярное отношение (оппонентные шкалы) |
Средний балл |
5 |
Стимуляция |
Конформизм, Безопасность, Поддержка традиций |
4,1 |
6 |
Социальность |
Наслаждение, Достижения |
4,1 |
7 |
Безопасность |
Достижения, Стимуляция |
4,1 |
8 |
Наслаждение |
Социальность, Духовность |
3,9 |
9 |
Достижения |
Социальность, Духовность |
3,8 |
10 |
Ограничительный конформизм |
Самоопределение, Стимуляция, Зрелость |
3,7 |
11 |
Социальная культура |
3,4 |
|
12 |
Социальная власть |
Духовность |
3,0 |
В таблице 6 представлен результат сложения ценностей из таблиц 4 и 5 по мотивационным шкалам. В итоге высокоразвитыми интересами у респондентов являются самоопределение, безопасность и зрелость, при этом эти шкалы не связаны биполярными отношениями, что говорит об отсутствии противоречий между ними. И самый низкий балл у такого интереса, как социальная власть. Эти интересы наблюдаются и у других представителей поколения Y.
Проверим мотивационные шкалы на наличие противоречий (биполярные связи, на которых одновременное предпочтение различных мотивационных шкал вызывает противоречия).
Рисунок 6 - Биполярные отношения шкал «Самоопределение», «Стимуляция», «Зрелость» к шкале «Конформизм»
Рисунок 7 - Биполярные отношения шкал «Наслаждение», «Достижения» к шкале «Социальность»
Рисунок 8 - Биполярные отношения шкал «Достижения», «Стимуляция» к шкале «Безопасность»
Рисунок 9 - Биполярные отношения шкал «Наслаждение», «Достижения», «Социальная власть» к шкале «Безопасность»
Рисунок 10 - Биполярные отношения шкал «Самоопределение», «Стимуляция», к шкале «Поддержка традиций»
Средние баллы интересов, классифицированных по ценностям, у студентов группы ФО11-01б:
Индивидуальные – 3,9;
Коллективные – 4;
Двойные (индивидуально-коллективные) – 4,3.
Как видно из биполярных отношений, многие противоречащие между собой шкалы находятся на одном уровне и лишь некоторые – на разных уровнях. Такое совпадение хорошо объясняется с точки зрения развития студенческого возраста, противоречия обусловлены возрастом респондентов, то есть в этом возрасте только начинает формироваться внутренняя позиция по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Эти мотивационные конфликты можно рассматривать как движущие силы развития ценностей поколения Y.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализа основ психологического развития личности, студенческого возраста и поколения Y мы можем выявить следующие особенности по каждой категории.
Психологические основы развития личности:
личность человека формируется («выращивается») в процессе различных видов деятельности, в том числе учебной;
человек выступает субъектом деятельности, где проявляется его познавательная и творческая активность, воля, способность к достижению поставленной цели;
личностные качества субъекта проявляются и развиваются в общении с другими субъектами учебно-воспитательного процесса;
в процессе образования может происходить самоопределение обучаемого, построение его «Я – концепция».
Психологические основы развития студенческого возраста:
период интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом;
становится важным социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям;
начало «экономической активности», включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи;
это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений;
нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков;
изменение черт внутреннего мира и самосознания, эволюция и перестройка психических процессов и свойств личности, изменение эмоционально-волевого строя жизни;
появление и усиление таких ценностей, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой;
повышение интереса к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.);
пора самоанализа и самооценок, поиска смысла жизни;
стремление к самоопределению как личности и как человека, включенного в общественное производство, в трудовую деятельность;
освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц;
Психологические основы развития поколения Y:
не торопятся начинать самостоятельную жизнь, вступать в брак, обзаводиться собственным домом;
очень любознательны;
очень ценят психологический комфорт;
ценят равноправную конкуренцию;
выбирают лидерство, а не руководство;
выбирают партнерство, а не подчинение;
выбирают обмен информацией, а не ее защиту;
принятие решений на основе обсуждений и экспертных оценок, а не слепое выполнение указаний сверху;
повседневное пользование Интернет-сервисами и брендами;
развитие по горизонтали, а не по вертикали;
любители конкретики (конкретные ответы на поставленные вопросы);
надеются только на себя;
редко просят помощи у других поколений;
рассчитывают на немедленное вознаграждение;
не умеют думать на большую перспективу;
хорошо развиты коммуникации и контактность между представителями поколения Y;
не склонны анализировать и перепроверять полученную ими информацию;
ощущение хрупкости мира, краткости жизни и эфемерности бытия;
Исследовав теорию поколения на студентах, относящихся к поколению Y, мы можем сказать, что теория поколений адекватна по отношению к респондентам и работает, а сами респонденты, как представители поколения Y, и как студенты имеют ряд особенностей в психологическом развитии:
респонденты имеют большинство тех ценностей, которые описаны в теории поколений, конкретно для поколения Y;
наблюдаются сходства в психологическом развитии респондентов, как представителей поколения Y и как представителей отдельной возрастной категории людей – студентов (т.е. студенческого возраста);
часть ценностей респондентов уже сформированы и являются руководящими принципами в жизни респондентов, эти ценности так же относятся и к поколению Y;
другая часть ценностей респондентов находится в процессе формирования, что объясняется проживанием респондентами юности, а значит поры самоанализа и самооценок, поиска смысла жизни;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Мир психологии: Психологический словарь: электр. словари. URL: http://psychology.net.ru (дата обращения 20.10.2012).
Немов Р. С. Психологический словарь: словарь. С.-Петербург: изд-во Владос, 2007. 560 с.
RuGenerations, Теория поколений в России: Основы Теории Поколений: online проект. URL: http://rugenerations.wordpress.com (дата обращения: 15.09.2012).
Экзистенция: Теория поколений: информационное агентство. URL: http://existenzia.ru(дата обращения: 17.09.2012).
Trainings.ru, Теория поколений: online проект по управлению персоналом. URL: http://www.trainings.ru (дата обращения: 20.10.2012).
Петровский А.В., ЯрошевскийМ.Г. Основы теоретической психологии. М.: изд-во ИНФРА-М, 1998.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: изд-во Директмедиа Паблишинг, 2008. 613 с.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна, 2-е изд. М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж 1997, 352 с.
Осипова С. И. Педагогические условия становления успешной личности в системе непрерывного образования / С.И.Осипова, КГАЦМиЗ, Красноярск, 2000, 96 с.
Петровский В. А. Личность в психологии: парадигмы субъективности. Ростов-Н/Д: изд-во Феникс, 1996, с. 338-340.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Академия, 2002, 512 с.
Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Педагогика, 1994.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991, 479с.
Селевко Г. К. Взгляд на проблему образования: Народное образование, 1998, №9, с. 50-53.
Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: изд-во Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: изд-во Директ-Медиа, 2008.
Брушлинский, А. В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности: Психологический журнал. 1994. Т. 15, №3.
Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М.: изд-во Наука 1973. с. 175.
Петровский В. А. Феномены субъектности в развитии личности / В.А.Петровский. Самара, 1997.
Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 2002, 544 с.
RuGenerations, Теория поколений в России: Поколение Игрек: online проект. URL: http://rugenerations.wordpress.com (дата обращения: 15.10.2012).
Бизнес-сообщество, E-xecutive.ru: Поколение Y: электр. статья. URL: http://www.e-xecutive.ru(дата обращения: 15.10.2012).
Диагностика: Ценностный опросник (ЦО): электр. статья. URL: http://www.diagnostika.spb.ru (дата обращения 15.12.2012).
Инструкция: Спросите себя: "Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?" Ваша задача: оценить, насколько важна для Вас каждая ценность в качестве руководящего принципа в Вашей жизни.
Шкала для оценки:
7 - исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность (обычно таких ценностей бывает одна-две);
6 - очень важная;
5 - достаточно важная;
4 - важная;
3 - не очень важная;
2 - мало важная;
1 - не важная;
0 - совершенно безразличная;
-1 - это противоположно принципам, которым Вы следуете.
До того, как Вы начнете, прочитайте список из 30 ценностей и выберите одну, которая наиболее важна для Вас, и оцените ее важность "7". Далее, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее -1, 0 или 1, согласно ее важности. Затем оцените оставшиеся ценности.
Руководящим принципом в моей жизни эта ценность является в следующей степени:
Теперь оцените, насколько каждая из следующих ценностей важна для Вас в Вашей жизни. Эти ценности выражаются как более или менее важные для Вас качества.
До того, как Вы начнете, прочитайте список ценностей с 31 по 75 и выберите одну из наиболее важных для Вас ценностей и оцените ее важность. Далее, выберите ценность, наиболее противоречащую Вашим принципам (или, если такой нет, выберите ценность наименьшей для Вас важности) и оцените ее -1, 0 или 1. Затем оцените оставшиеся ценности.
Важной в моей жизни эта ценность является в следующей степени:
Обработка результатов:
Приведем шкалы (мотивационные домены) С. Шварца. В скобках даны оригинальное наименование (англ.) и номера ценностей по опроснику. Значения переменных 1-12 вычисляются как средние значения.
Наслаждение (hedonism);
Достижения (achievement);
Социальная власть (social power);
Самоопределение (seft direction);
Стимуляция (stimulation);
Конформизм (restrictive conformity);
Социальность (prosocial);
Безопасность (security);
Зрелость (maturity);
Поддержка традиций (tradition maintenance);
Социальная культура (сulture specific values);
Духовность (spiritual).
Гипотеза авторов состоит в том, что эти шкалы в определенном смысле связаны биполярными отношениями и противоречия в конструктах возникают при выборе субъектом противоречивых (лежащих на разных полюсах в определенном конструкте) мотивационных, целевых и т.п. единиц. Например, стремление к самоопределению противоречит конформизму и если значения переменных 4 и 6 одновременно высоки или, наоборот, низки, то можно утверждать, что структура ценностей субъекта несет мотивационные динамические противоречия (термины - С. Шварца). Список гипотез о конкретных конструктах дается следующим перечнями:
12-ти пар оппонентных шкал: 4-6, 9-6, 5-6, 2-7, 1-7, 2-8, 5-8, 1-12, 2-12, 3-12, 4-10, 5-10;
3-х групп совместимых интересов: индивидуальные (I), коллективные (C), двойные (I, C).
Приведем список доменов вместе с ценностями, которые в них входят. Номер ценности дан по ее нумерации в опроснике. Буквы «I» и «С» означают соответственно индивидуальные и коллективные ценности.
Наслаждение (I)
4. Удовольствие (удовлетворение желаний).
50. Наслаждающийся жизнью (едой, сексом, досугом и т.д.).
Достижения (I)
23. Социальное признание (уважение, одобрение других).
12. Богатство (обладание материальными благами, деньгами).
55. Успешный (достигающий целей).
34. Честолюбивый (трудолюбивый, целеустремленный).
43. Способный (компетентный, эффективный, квалифицированный).
Социальная власть (I)
27. Авторитет (право руководить и распоряжаться).
3. Социальная власть (управление другими, влияние).
39. Влиятельный (имеющий влияние на людей и события).
46. Заботящийся о своей репутации (защищающий свое "лицо").
Самоопределение (I)
5. Свобода (свобода действий и мысли).
16. Творчество (уникальность, воображение).
41. Выбирающий собственные цели (ставящий себе самостоятельно задачи).
31. Независимый (уверенный в себе, самостоятельный).
48. Умный (логичный, думающий).
53. Любознательный (интересующийся всем, исследующий).
Стимуляция (I)
25. Разнообразная жизнь (наполненная вызовами, новизной и изменениями).
9. Интересная жизнь (острые ощущения, переживания).
37. Смелый (ищущий приключений, риска).
Ограничительный конформизм (C)
11. Вежливость (учтивость, хорошие манеры).
20. Самодисциплина (самоограничение, сопротивление соблазнам).
56. Чистый (опрятный, аккуратный).
47. Покорный (исполнительный, обязательный).
Поддержка традиций (C)
18. Уважение традиций (сохранение почитаемых в прошлом обычаев).
8. Общественный порядок (стабильность общества).
40. Почитающий родителей и старших (выказывающий уважение).
51. Верующий (придерживающийся религиозных верований и убеждений).
Социальность (C)
1. Равенство (равные возможности для всех).
17. Мир во всем мире (свободный от войн и конфликтов).
30. Социальная справедливость (исправление несправедливости, забота о слабых).
6. Духовная жизнь (более духовными интересами, чем материальными).
45. Честный (подлинный, искренний).
49. Полезный (работающий на благо других).
54. Незлопамятный (охотно прощающий других).
33. Верный (преданный моим друзьям, группе).
Безопасность (I, C)
13. Национальная безопасность (защита моей нации от врагов).
22. Безопасность семьи и близких людей (защищенность семьи).
7. Чувство принадлежности (чувство, что другие заботятся обо мне).
28. Настоящая дружба (близкие, оказывающие поддержку друзья).
52. Ответственный (надежный, заслуживающий доверия).
42. Здоровый (физически и психически).
Зрелость (I, C)
26. Мудрость (зрелое понимание жизни).
19. Зрелая любовь (глубокая эмоциональная и духовная связь).
14. Самоуважение (чувство собственного достоинства).
10. Смысл жизни (понимание своего предназначения в жизни).
29. Мир красоты (красота природы и искусства).
2. Внутренняя гармония (мир с самим собой).
35. Широко мыслящий (терпимый к различным идеям и убеждениям).
Социальная культура (I, C)
15. Взаимность в отношениях (избегание задолженностей).
24. Единение с природой (сжиться с природой).
21. Равнодушие к мирским заботам.
44. Принимающий свою участь в жизни.
32. Умеренный (избегающий крайних чувств и поступков).
36. Кроткий (скромный, непритязательный).
38. Защищающий природу (сохраняющий окружающую среду).
Духовность (I, C)
2. Внутренняя гармония (мир с самим собой).
5. Духовная жизнь (более духовными интересами, чем материальными).
10. Смысл жизни (понимание своего предназначения в жизни).
21. Равнодушие к мирским заботам.
24. Единение с природой (сжиться с природой).