ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ МОРСКИХ СУДОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ МОРСКИХ СУДОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оценка морских и речных судов появилась практически одновременно с первыми зачатками страхования. Ещё в бытность Ост-Индской компании в Англии вводилась обязательная оценка морских судов, а также груза, который они перевозили. В те времена это было практически единственная защита для судовладельцев от риска потерять всё. Форс-мажоров было множество – и нападение каперов, и суровые шторма, и тяжёлые эпидемии болезней, вспыхивающие по миру. Потеря судна чаще всего приводила к банкротству судовладельца, так как мало кто мог снова подняться на ноги и не только расплатиться с кредиторами, но и построить новый торговый корабль.

Оценка очень важна при покупке, продаже, залоге или аренде судна. Мировой рынок судов практически полностью основан на заёмных средствах. Так как стоимость даже небольшого морского или речного судна является очень весомой, и каждая компания может сразу же купить его без ущерба для оборотных средств. И потому чаще всего суда покупаются в кредит – в связи с этим, банки или иные кредитные организации очень строго изучают отчёты по оценке, малейшая ошибка или неточность может сорвать кредитный процесс. [1]

Цель оценки определяет выбор вида или, как говорят оценщики, базы оценки стоимости. Это может быть рыночная стоимость судна как объекта недвижимости, или как самостоятельного бизнеса (действующего предприятия). Это может быть залоговая, страховая, ликвидационная, уставная стоимость судна. [3]

Правильно определить цель оценки и базу оценки нужно еще на преддоговорном этапе взаимоотношений между судовладельцем, оценщиком и заинтересованными третьими лицами (банком, инвестором, страховой компанией). И в этом помогут действующие стандарты, которые нацелены в первую очередь на полное удовлетворение прав потребителей на оценочные услуги, на оценку высокого качества, выполненную высококвалифицированными профессионалами. Поэтому перед заключением договора совсем не будет лишним, если заказчик познакомится с основными стандартами РОО, такими как "Классификатор услуг по оценке имущества", "Стандарты профессиональной деятельности в области оценки недвижимого имущества", "Оценка ссудного обеспечения, залога и обеспечения долговых обязательств", "Рыночная стоимость как база оценки", "Базы оценки, отличные от рыночной стоимости".

Обязанность оценщика - довести до сведения потребителя основные положения Кодекса профессиональной этики оценщика и Декларации РОО, которые также зарегистрированы Госстандартом России как стандарты нашего профессионального общественного объединения.

При оценке судна применяются такие подходы, как:

- затратный подход;

- доходный подход;

- сравнительный подход.

Одним из ключевых моментов в рамках определения рыночной стоимости судна затратным подходом является сложность в определении полной восстановительной стоимости. При этом полная восстановительная стоимость представляет собой затраты на воссоздание судна, полностью повторяющего оцениваемое с учетом всех присутствующих в нем достоинств и недостатков.

Доходный подход при оценке объектов недвижимости реализуется в методе дисконтированных денежных потоков, а также методе капитализации дохода.

Сравнительный подход к оценке водных судов обладает рядом преимуществ, в числе которых стоит выделить следующие:

- это единственный подход, базирующийся на рыночных ценах судов;

- данный подход отражает текущую реальную практику сделок на рынке судов.

Именно вышеуказанные преимущества обусловливают наибольшую достоверность результатов, полученных в рамках данного подхода в сравнении с затратным и доходным, и, как следствие, зачастую обеспечивают полученным результатам наибольший вес при выведении итоговой величины рыночной стоимости судна. [1]

Определение стоимости судна MV или иного обособленного актива морского предприятия капитализацией непрерывно накапливающейся суммы дисконтированного денежного потока NOI осуществляется по формуле,

где NOI – чистый операционный доход или денежный поток – для имущественного комплекса;

i – ставка дисконтирования;

t – возраст судна;

T – долговечность судна или другого реального актива или длительность прогнозного периода до поступления реверсии Rv при завершении периода продуктивного использования актива;

tN– текущее время – дискретная переменная при суммировании дисконтированного денежного потока;

OC – оборотные средства. [2]

Основные факторы, влияющие на стоимость оценки:

- тип, состояние и состав судна;

- полнота и достоверность информации, находящиеся у судовладельца;

- срок выполнения заказа, его срочность. [4]

Как показывает зарубежная практика профессиональной оценкой морских судов на первичном и вторичном рынках в разных странах занимаются судовые брокеры, сертифицированные в области купли продажи. Реальное состояние судна при оценках брокерами обычно игнорируется (за исключением случаев, когда заказчики оценки оговаривают особые обстоятельства). Например, просят учесть отложенный ремонт судна или, наоборот, учесть проведение формального обновления (РЕНОВАЦИИ) судна, подтвержденного Сертификатом классификационного общества.

Ранее ни брокеры, ни консалтинговые компании при оценке стоимости судна не производили физическое обследование состояния судна. Практически во всех странах этими вопросами занимаются морские сюрвейеры. [4]

Оценка судов с целью определения рыночной и залоговой стоимости — один из сложнейших и интереснейших аспектов оценки. Это обусловлено тем, что в отличие от многих объектов недвижимости и оборудования процесс оценки судов в достаточной мере не обеспечен справочными, нормативными и статистическими материалами и достаточно часто оценщику требуются специальные знания в области проектирования, эксплуатации и строительства судов.

Кроме того, существенно изменились организация строительства судов и методы ведения бизнеса в судостроении. В связи с тем, что суда относятся во многом к уникальным объектам, определение их стоимости, как рыночной, так и залоговой, всегда было достаточно проблематичным, и, как следствие, дискуссия в отношении данного вопроса в ближайшее время вряд ли утихнет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Севенард Ю. А. Влияние возраста морского судна на выбор цели оценки его стоимости // Российское предпринимательство. – 2010. - №3

2. Войлошников М. В. Модели оценки судов, активов морских предприятий и ресурсов океана

3. Тарабуева Е. Особенности страхования судов в залоге // Морское страхование. – 2011. - №4

4. http: // www. creativeconomy. Ru

Просмотров работы: 2988