РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие музыкально-ритмического чувства является неотъемлемой частью развития музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т. д.

Значение развития музыкально-ритмического чувства в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:

– способствует развитию всего комплекса музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;

– развивает познавательные способности;

– воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Музыкально-ритмическое чувство – это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это пение, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.

Методическое значение развития музыкально-ритмического чувства детей состоит в том, что оно даёт им основу для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей, а главное закладывают фундамент музыкальной культуры, которая тесно взаимодействует с общей духовной культурой.

К вопросу развития музыкально-ритмического чувства у учащихся обращались многие педагоги-музыканты.Достаточно вспомнить таких исследователей, как К. Сишор, Г. Ревеш, Б. М. Теплов, В. И. Петрушин, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.

В цикле преподаваемых дисциплин в детской музыкальной школе существует предмет сольфеджио, который призван дать учащемуся прочную основу для его дальнейшего музыкального развития, для развития его музыкальных способностей. Сольфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. Если раньше занятия сольфеджио состояли в основном из пения по нотам, то в настоящее время в содержание дисциплины вошли и другие формы работы, способствующие воспитанию и развитию музыкальных способностей: анализ на слух, диктант, интонационные упражнения, чтение с листа, музыкально-ритмические упражнения. Поэтому было бы правильнее весь этот комплекс навыков, знаний и умений назвать системой развития музыкальности ребёнка [3, с. 10].

Развитие музыкально-ритмического чувства на уроках сольфеджио – активный процесс, в котором участвует вся личность учащегося, в том числе три анализатора (три органа чувств): слух, зрение и, что особенно важно, нервы двигательного аппарата. Важно, что развитие музыкально-ритмического чувства вызывает двигательную реакцию, которая бывает особенно непосредственной и живой у детей. Поэтому «нельзя воспитывать ритм вообще. Музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности» [4, с. 100].

На уроках сольфеджио используются различные способы, методы и приемы, специально направленные на развитие у учащихся музыкально-ритмического чувства. Это могут быть: конкретные упражнения, оригинальные учебные и творческие задания, специальные средства обучения, наглядные пособия (ритмические таблицы) и т. п.

Важно заметить, что практическое освоение учащимися ритмических заданий является основополагающим. По этой причине рекомендуется давать на уроках сольфеджио максимальную нагрузку по изучению ритмических и полиритмических структур, блоков и их сочетаний. В перспективе эта работа даёт возможность воспринимать музыкальную форму и все элементы музыкальной речи, развивает музыкальную память, помогает в исполнении сложных в ритмическом отношении произведений.

Творческие задания по развитию музыкально-ритмического чувства у учащихся начинаются с изучения простых элементов, затем добавляется их комбинирование и лишь, после этого вводится сочинение ритмических фигур заданного импульса (в форме предложения или периода).

Далее следует работа над многоголосием (ритмический оркестр). Ритмические импровизации развивают у учащихся ощущение многоголосной фактуры, «объёма» звучности, делают их более раскованными в обращении с музыкальным материалом.

Однако прежде, чем приступить к творческим заданиям по сочинению музыки, нужно пройти два этапа работы над развитием музыкально-ритмического чувства: изучение ритмических эталонов и ритмические композиции.

В процессе работы над развитием музыкально-ритмического чувства совершенствуется творческая сторона, то есть осуществляется глубокое, активное постижение ритма. Заметим, что если учащиеся овладевают знаниями и навыками для конкретной практической цели, например, для сочинения и исполнения «ритмических композиций», то это многократно увеличивает их заинтересованность в материале, а с ней и качество усвоения. Став «рабочим материалом», ритм рассматривается не как нечто раз и навсегда установленное, а как активный, самостоятельный по выразительности элемент. Учащиеся приходят к пониманию, что ритм, как выразительное средство, может выступать на первый план и играть существенную конструктивную роль. Развитое чувство музыкального ритма вызывает желание музицировать. И наоборот, если такое умение не выработано, то при выполнении творческих заданий ощущаются скованность, неуверенность. Следует заметить, что ощущение метроритма оказывает влияние на основные формы работы по сольфеджио: интонирование (его высокое качество невозможно без быстрого охвата ритмического рисунка), правильную артикуляцию и дикцию, умение читать с листа, слуховой анализ.

На первоначальном этапе удобно применять на уроках сольфеджио систему сенсорных ритмических эталонов. К ним относятся ритмические структуры, встречающиеся в музыке.

Используются, например, таблицы и карточки. Таблица представляет собой ряд ритмических схем (каждая равна одному такту). Тип ритмических схем рабочей таблицы подбирается по какому-либо признаку, то есть таблица имеет «задание».

Ритмы в каждой таблице расположены по мере усложнения. Более простые ритмически фигуры основаны на равенстве длительностей, более сложные – на неравенстве. Для развития чувства метроритма следует переходить от одних длительностей к другим, не теряя ясного ощущения метрических долей. Преимущество метода работы над музыкально-ритмическим чувством по таблицам заключаете в том, что здесь учитывается двигательно-моделирующий характер восприятия. Начинать работу следует с простых схем, затем перейти к более сложным. Используемые формы работы при этом сохраняются. Ритмы, представленные в таблицах, учащиеся записывают на карточки. Таким образом, педагог пользуется таблицей, а учащиеся – карточками.

Первоначально осваивается чтение ритмических рисунков по таблице (вначале горизонтальные ряды, затем – вертикальные, впоследствии – вразбивку).

Таблицы изучают в течение нескольких уроков каждую, затем меняют, чтобы учащиеся не успели заучить их содержание. Впоследствии они обязательно повторяются.

После того, как учащиеся стали свободно «читать» ритмы основных таблиц, быстро ориентироваться в них, предлагаются упражнения-игры с карточками. Карточки выложены в кассах в том же порядке, что и в таблице. Впоследствии осуществляется переход к более свободному использованию метроритмов.

Упражнения с карточками применяются самые разнообразные. Они включены в творческие задания для развития музыкально-ритмического чувства учащихся.

Таким образом, использование на уроках сольфеджио творческих заданий и упражнений, активное внедрение ритмических таблиц могут и должны служить «инструментом», основой для целенаправленного воздействия на дальнейшее развитие музыкально-ритмического чувства и музыкальных способностей учащихся.

Если рассматривать урок сольфеджио как урок искусства и исходить из целевой установки массового музыкального воспитания и образования, формирования музыкальной культуры учащихся, то акцент в разработке проблемы взаимодействия музыки и движения необходимо поставить на развитие природной музыкальности учащихся, их эмоционального отклика на музыку с помощью двигательных реакций, способности осмысленно, осознанно воспринимать и исполнять задания педагога.

Задача развития музыкально-ритмического чувства у учащихся как компонента музыкальности, таким образом, стоит на первом месте.

Следует заметить, что иногда детям, которые с детства привыкают к определенному ритмическому восприятию, очень трудно воспринимать организованную ритмичность профессиональной музыки. Поэтому на занятиях сольфеджио целесообразно использовать так же нетрадиционные формы обучения (например, свободное дирижирование, пластические этюды и танцевальные движения).

При этом педагог должен учитывать также ряд условий. Во-первых, необходимо использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому учащемуся, т. е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными учащимися, которым трудно дается освоение музыкально-ритмических навыков.

Во-вторых, необходимо учитывать специфические особенности музыкальной культуры и больше опираться на развитие именно музыкально-ритмического чувства у учащихся.

В-третьих, применять на занятиях сольфеджио наглядный материал, дидактические пособия, направленные на усвоения музыкально-ритмических навыков учащихся, с условием учета психофизиологических особенностей детей каждого возраста.

Таким образом, музыка и движение становятся неотъемлемой частью урока сольфеджио только в том случае, когда, давая выход двигательной активности детей в «свободном дирижировании», «пластическом интонировании» музыки, педагог направляет эту активность в сторону углубления восприятия, развития музыкальной культуры учащихся, их воображения, стремления к самовыражению, способности перевоплощаться и даже создавать пластические образы.

Следует отметить, что для преподавателя сольфеджио важны все музыкальные способности учащихся: ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, музыкально-ритмическое чувство. Эти способности в сочетании с умением чувствовать содержание музыки представляют собой музыкальность.

При развитии у учащихся музыкально-ритмического чувства на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе важное место должен занимать интонационный подход. Сущность его заключена в том, что музыкальное искусство – это искусство «интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев). Поэтому задача преподавателя – научить учащихся адекватно воспринимать, познавать музыкальное искусства через основные средства музыкальной выразительности. В данном случае музыкально-ритмическое чувство – важное средство для адекватного познания учащимися музыкального произведения на уроках сольфеджио.

Для решения этой задачи на уроках сольфеджио, педагогу необходимо знать систему развития музыкально-ритмического чувства у учащихся. Охарактеризуем эту систему.

Во-первых, важно восприятие учащимися выразительной сущности регистров в процессе слушания произведений (например «Три чуда» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Султане»). Это развивает музыкально-ритмическое чувство. Восприятие и воспроизведение звуков по высоте должно быть в ярких, образных интонациях, мотивах, мелодиях.

Во-вторых, необходима последовательность развития музыкально-ритмического чувства у учащихся. Восприятие и воспроизведение равномерной пульсации метрических долей в музыке (например, в процессе движения под музыку). Целесообразно различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес. Важно восприятие соотношения различных длительностей на примере несложных, хорошо знакомых детских песен. Должно быть усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц (четверть, восьмая), при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знакомым учащимся. На уроках сольфеджио необходимо восприятие и воспроизведение характерных ритмов в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (на примере танцевальной, маршевой музыки, с помощью танцевальных движений, элементов дирижирования).

В третьих, преподавателю сольфеджио следует помнить о развитии внутреннего ритмического слуха учащегося (запоминание разных ритмических фигур, например, в процессе исполнения к пьесам ритмического сопровождения). Формирование понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности (например, ровном, спокойном ритме в напевной, ласковой музыке и остром, пунктирном – в маршевых произведениях).

Таким образом, развитие музыкально-ритмического чувства у учащихся на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе является важнейшей задачей педагога. Важно то, что формирование и дальнейшее развитие этой важнейшей музыкальной способности при целенаправленном педагогическом руководстве способствует развитию всего комплекса музыкальных способностей учащихся, музыкальности учащихся, а главное закладывает фундамент музыкальной культуры, которая тесно взаимодействует с общей духовной культурой.

Литература

1. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. − Л. : Музыка, 1971. − 376 с.

2. Вахромеева, Т. А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио / Т. А. Вахромеева. − М. : Музыка, 2010. − 88 с.

3. Давыдова, Е. В. Методика преподавания сольфеджио : учеб. пособие / Е. В. Давыдова. − 2-е изд. − М. : Музыка, 1986. − 158 с.

4. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке / Д. Б. Кабалевский. − 2-е изд. − М. : Сов. композитор,1977. − 252 с.

5. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. – 3-е изд. – М. : Пассим, 1997. – 342 с.

Просмотров работы: 7494