ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ НА ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ НА ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие рыночной экономики в России, реформирование транспортной отрасли, обострение конкуренции в связи с укреплением позиций частных автотранспортных услуг и значительный рост спроса на услуги автомобильного транспорта являются основанием для пересмотра подходов к планированию перевозок грузов.

Нестабильность российского рынка автотранспортных услуг порождает необходимость в связи с этим решения двух важнейших проблем. Первая проблема состоит в поиске такого варианта формирования портфеля заказов, который защищает автотранспортное предприятие (АТП) от неблагоприятного влияния внешних факторов. Вторая заключается в разработке методических подходов к принятию решений, позволяющих обеспечить достижение целей АТП, склонного к активным действиям на рынке и готового подвергать себя коммерческому риску.

Эти проблемы, несмотря на многократные попытки, в условиях рынка так и не разрешены, поскольку игнорируется или используется избирательно опыт теоретических и практических (западных и отечественных) научных исследований.

Под портфелем заказов на перевозку грузов понимается совокупность заказов, которыми располагает автотранспортное предприятие на определенную дату или период.

Портфель заказов на перевозку грузов призван решать широкий круг задач. Важнейшими из них являются:

- наиболее полное удовлетворение потребительских предпочтений на основе дифференциации потребностей и спроса;

- оптимизация совокупных финансовых результатов;

- использование интегрированного потенциала АТП и его определенных компонентов;

- привлечение новых потребительских сегментов;

- использование принципов современного менеджмента.

Под формированием портфеля заказов на перевозку грузов будем понимать целенаправленные действия АТП в отношении планирования перевозок на основании полной информированности о спросе, предложении и факторах внешней среды.

Целью формирования портфеля заказов на перевозку грузов, по нашему мнению, является достижение эффективности деятельности АТП на рынке автотранспортных услуг посредством сопоставления данных спроса/предложения и учета факторов внешней среды.

Реализация цели формирования портфеля заказов на перевозку грузов осуществляются посредством ряда функций:

- изучение рынка автотранспортных услуг и анализ результатов исследования;

- выявления фактического и потенциального спроса клиентов;

- оптимизация портфеля заказов;

- разработка тарифной политики;

- формирование спроса;

- формирование имиджа АТП;

К принципам формирования портфеля заказов относятся:

- принцип необходимости, который означает соответствие современным экономическим требованиям рационального использования ресурсов АТП;

- принцип единства (холизма), который предполагает системность формирования портфеля заказов;

- принцип непрерывности – заключается в том, что формирование портфеля заказов на АТП должно осуществляться постоянно в рамках установленного цикла ;

- принцип гибкости – заключается в способности корректировки и адаптации портфеля заказов в связи с изменением факторов внешней среды;

- принцип оптимальности – подразумевает необходимость выбора наилучшего варианта сформированного портфеля заказов согласно выбранному критерию оптимальности (получение максимальной прибыли, достижение максимального объема перевозок и т.д.);

- принцип эффективности – подразумевает обеспечение наибольшего экономического эффекта.

Главным параметром формированием портфеля заказов является экономический результат его формирования. Важной составляющей экономической оценки результата формирования портфеля заказов признается эффективность. Это одна из возможных характеристик формирования портфеля заказов с точки зрения соотношения затрат и результата. Мы понимаем эффективность формирования портфеля заказов, опираясь на использование экономико-математического подхода, где эффективность представлена как наибольшая степень достижения поставленной цели. Методы экономико-математического подхода являются переходными от количественной информации к качественной. Не все цели формирования портфеля заказов могут быть определены жестоко в количественных параметрах. Большинство из них представляют собой лишь описание тенденций развития.

Процесс формирования портфеля заказов представляет собой совокупность последовательных действий для достижения поставленной цели.

К особенностям процесса формирования портфеля заказов следует отнести вероятность, стохастический характер большого количества конкретных моментов деятельности АТП, которые необходимо одномоментно индикатировать, т.е. замерять степень их проявления и прогнозировать. В значительной части случаев эта информация не может получить количественной оценки, что значительно усложняет работу.

Другой особенностью формирования портфеля заказов является наличие неопределенной (рисковой) ситуации как обязательной составляющей, требующей определение путей ее преодоления. И именно формирование портфеля заказов позволяет определить прогнозное поведение АТП, балансируя между границами допустимого риска и прибыльности.

В заключение подчеркнем, что понятие «портфель заказов на перевозку грузов» взаимосвязано с понятием «ассортимент транспортных услуг» и «номенклатура транспортных услуг» но они не идентичны, поскольку понятие «номенклатура» охватывает видовое разнообразие услуг и является следствием дифференциации характеристики услуг; понятие «ассортимент» не ограничивается разнообразием предложением и формируется с учетом жизненного цикла транспортной услуги (ЖЦТУ); и, наконец, «портфель заказов» как экономическая категория представляется наиболее широким понятием, поскольку имеет целью максимально возможное приспособление структуры оказываемых услуг к структуре потребностей и платежеспособности с учетом стадий ЖЦТУ.

Библиографический список

1. Распоряжения Правительства Российской Федерации «О транспортной стратегии РФ на период до 2030 года » от 22 ноября 2008г №1734-р [Электронный источник] – Режим доступа к ст.: http://www.rosavtodor.ru/doc/transstrateg_22112008_r.zip

2. Межах З.П. Экономико-математическое моделирование транспортных процессов. М.: 2011

3. Плужников К.И. Международный транспортный рынок//БТИ.2009

4. М.С. Петренко: Транспортная система России: современное состояние и проблемы развития [электронный источник] – URL:http://www.strategplann.ru. Дата обращения 14.06.2012

Материал вычитан, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником.

Просмотров работы: 2571