РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Крыштоп В.А. 1, Пастухов И.А. 2
1МГГУ, кафедра естественных наук
2МГГУ, г. Мурманск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В основе реализации федерального государственного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает широкое внедрение в практику обучения школьников проектной и исследовательской деятельности.

Исходя из востребованности и важности экологического воспитания и расширения мировоззрения современных школьников, логично предположить использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе. Определим роль и способы реализации проектной деятельности.

Проектная деятельностьболее всего способствует формированию навыков самостоятельной работы, исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющих знания, полученных в ходе учебного процесса и приобщающих к конкретным жизненно важным проблемам.

В ходе наших исследований мы пришли к выводу о необходимости внедрения проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс. Для реализации этой деятельности учителю нужно решить следующие задачи:

- выбрать способ внедрения данного метода в педагогическую практику школы;

- разработать гипотезу эксперимента, поставить цель и соответствующие конкретные задачи;

- подготовить предварительный план работы со школьниками;

- изучить соответствующую литературу по тематике исследования, выявить различные научные мнения;

- отобрать и обосновать выбранные доступные методики для проведения эксперимента;

- разработать соответствующие критерии выполнения и оценивания проекта;

- оценить его эффективность.

Анализ действующих учебных программ по биологии для средних общеобразовательных учреждений привел нас к выводу о том, что наиболее оптимальным способом внедрения проектной деятельности в школьное образование может стать внеурочная работа. Мы предлагаем разработку «Экологической лаборатории».

Почему выбрана именно такая форма?

«Экологическая лаборатория» представляет собой внеурочную работу школьников 9-11 классов совместно с учителями биологии, химии, физики над индивидуальными проектами, посвященными экологии города и окружающей среды. В ходе работы ученики не только смогут понять сущность научной работы, но и сформируют практические навыки работы с реактивами и оборудованием. Нельзя не отметить и важность межпредметных связей, которые будут укрепляться во время такого обучения, а так же профориентационный потенциал такой работы.

В рамках существования такой лаборатории можно осуществлять фенологические наблюдения за живыми объектами, вести «Дневник наблюдений» погоды, осуществлять сбор и анализ сезонных осадков, составлять программы развития своего региона, планировать и проводить экологические акции и многое другое.

Мы провели и разработали рекомендации для такой лаборатории по теме «Комплексный анализ снежного покрова отдельных территорий города Мурманска». Эта тема очень актуальна для жителей города, в котором снежный покров на улицах не исчезает более полугода, за это время происходит накопление различного рода загрязнителей. В нашем городе нет крупных предприятий, загрязняющих атмосферу, но количество транспорта на дорогах неуклонно возрастает. Кроме того, в черте города находится крупный мусоросжигательный завод, а отопительный сезон длится 7-8 месяцев. Не удивительно, что эта тема постоянно появляется в экологических секциях научно-практических конференций школьников «Будущее Севера» на разных уровнях от городского до российского.

Организация работы такой лаборатории в учебном заведении оставляет школьникам большой простор для выбора направления и формы деятельности. Это может быть как полевая работа на пришкольной территории, так и работа с литературой или постановка эксперимента в химической или физической лаборатории. Так же в процессе работы лаборатории школьники могут образовывать малые группы по интересам для выполнения сложного, комплексного проекта. Для такого вида работы потребуется выполнять несколько типов деятельности, что определенно научит их дифференциации труда, делегированию полномочий, ответственности и коммуникации.

Резюмируя, можно сказать, что проектная деятельность в школьном образовании, хотя бы в виде подобных лаборатории или других внеурочных занятий, может сыграть определяющую роль в становлении современного гражданина. Человека наделенного не только знаниями, но и навыками, причем широкого профиля. Поможет учителю в формировании исследовательских и интеллектуальных навыков учащихся, подготовит их к исследовательской работе при получении высшего или среднего специального образования.

Литература:

  1. Роговая О.Г., Алексеева Л.В. Практикум по химии окружающей среды. [Текст]: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена / – СПб. – 2007 г.

  2. Экология города [Текст]: Учебник. / Ф.В. Стольберг, В.Н. Ладыженский. : К: Либра / – Киев. – 2000

Просмотров работы: 1313