ПРОЕКТ «ФИНАНСОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОЕКТ «ФИНАНСОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Колотай И.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г. Сургуте, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться.

В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 6, 7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые зачастую не имеют конкретных методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово- экономическими категориями. Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде чем обучать ребёнка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых финансовых операциях и поступках. Следовательно, финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их родителей, того какую культуру обращения с деньгами они передали своим детям. В связи с чем, основной идеей и целью проекта стала: разработка, тиражирование и продвижение издательского продукта в сфере финансового просвещения детей дошкольного возраста. Для достижения цели определены следующие задачи:

  1. изучение особенностей методики преподавания в дошкольном образовании и разработка издательского продукта в сфере финансового просвещения детей дошкольного возраста;

  2. расчёт затрат на разработку, выпуск, тиражирование, распространение издательского продукта в сфере финансового просвещения детей дошкольного возраста;

  3. поиск источников финансирования реализации Проекта, тиражирование издательского продукта в сфере финансового просвещения детей дошкольного возраста;

  4. разработка механизмов продвижения издательского продукта в сфере финансового просвещения детей дошкольного возраста;

  5. мониторинг ожидаемых результатов реализации Проекта.

Объектом исследования в Проекте выступает область знаний, связанных с финансово-экономическими категориями и отношениями, доступными для понимания детей дошкольного возраста; предметом – методика финансового воспитания детей дошкольного возраста.

В исследовании использовались методы: контент-анализ, наблюдение, описание, сбор и обработка информации.

Новизна предлагаемого Проекта заключается в разработке методических материалов, сценариев информирования детей дошкольного возраста о мире финансов и экономике, в которых малыш может быть главным действующим героем.

1. Описание проекта

За последние годы во многих странах мира все большее внимание уделяется проблеме финансовой грамотности населения. Низкая финансовая грамотность населения стимулирует рост числа финансовых злоупотреблений, сдерживает развитие финансовых рынков, подрывает доверие к финансовым институтам и государственной политике по их регулированию, обуславливает дополнительную нагрузку на бюджеты всех уровней, приводит к снижению темпов экономического роста [1].

На сегодняшний день в Российской Федерации реализуются следующие программы по повышению финансовой грамотности населения:

  • «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Правительством России разработан комплекс мероприятий, реализуемых на федеральном уровне и в ряде российских регионов [2].

  • Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения. Основной целью Национальной программы является развитие человеческого потенциала, повышение уровня благосостояния и финансовой безопасности граждан России [3].

  • Общероссийский проект «Финансовая культура будущего». Его организатором выступила Ассоциация региональных банков «Россия» [4].

Анализ содержания указанных программ показывает, что в целом, в национальном масштабе осознана необходимость проведения комплексных мер в деле финансового просвещения граждан, вместе с тем, в каждом субъекте вопросы финансовой грамотности решаются по-своему, используются свои подходы, программы и проекты.

Нами также проводился анализ системы субъектов и институтов, ответственных за реализацию функций по финансовому просвещению населения территориальных образований (Приложение 1 к Проекту). Проведённые исследования показали, что сформированные институты общества в большей части дают разрозненные представления об отдельных финансовых продуктах и инструментах ограниченным категориям лиц. Обучение населения финансовой грамотности фрагментарно происходит на старшей ступени общего образования в рамках элективных курсов и профильных классов, в системе среднеспециального и высшего образования по направлениям и профилям профессиональной подготовки, а также финансовыми институтами для категории лиц, предъявляющих спрос на их продукты и услуги. Очевидно, что такой подход упускает возможности финансового просвещения на младшей ступени образования.

Анализ детской литературы также показал, что большинство классических произведений, знакомящих малышей с понятными для их возраста базовыми финансовыми экономическими категориями и отношениями, требуют активного участия взрослого. Вот немногие произведения, которые учат малышей основам экономики и финансовым отношениям: это русские народные сказки «Репка» и «Лисичка со скалочкой», народные стихи и потешки для детей «Сорока-белобока», сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» и А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сказка французского писателя Шарля Перро «Кот в сапогах» и некоторые другие произведения.

В современной теории и практике финансово-экономического воспитания и образования детей дошкольного возраста специалисты также отмечают некоторые противоречия:

  • наблюдается тенденция к завышению возможностей детей; дошкольников знакомят со сложными понятиями, которые выходят за рамки их повседневной жизни и опыта;

  • в воспитании дошкольников не достаточное внимание обращают на взаимосвязь финансовых отношений с нравственным воспитанием;

  • игнорируется трудовое воспитание и обесценивается труд – одна и ведущих категорий экономической науки и финансовых отношений.

Эти факторы и недостаточная методическая разработанность данной проблемы привели к идее разработки данного Проекта, благодаря реализации которого в соответствующей возрасту, доступной и познавательной форме, будет предлагаться информация для родителей по финансовому воспитанию дошкольников.

  1. Практическая часть

2.1. Основное содержание Проекта

Для детей дошкольного возраста бессмысленно рассказывать об искусстве управления финансами. Эти термины будут сложны для их восприятия. Здесь необходимо разработать развивающие сценарии, по которым в игровой форме родители смогут помогать им знакомиться с миром финансов. Сборник сценариев «Финансовое воспитание детей дошкольного возраста» будет знакомить детей с категорией денег, механизмом их получения, распределения и накопления. Издание будет занимательно знакомить малышей с тем, откуда появляются деньги, объяснять, как их заработать (например, за выполнение полезных заданий) и пояснять, как делать выбор на какую игру, книгу, сладость их лучше потратить. Так визуально и путем сравнения цен ребёнок начинает оценивать свои финансовые возможности.

Таким образом, основным содержанием Проекта становится решение комплекса взаимосвязанных задач и мероприятий, направленных на разработку, тиражирование, апробацию и распространение издательского продукта в части финансового просвещения детей дошкольного возраста (Приложение 2).

2.2. Организационные механизмы реализации Проекта:

Содержание издательского продукта будет формироваться из работ, выполненных студентами нашего филиала, для чего будет организован конкурс сценариев «Занимательно об экономике». Для оценки работ будет сформирована компетентная комиссия из числа профессорско-преподавательского состава.

С целью апробации издательского продукта будет организована встреча со студентами нашего филиала, имеющими детей дошкольного возраста. На встречу будут приглашены психологи из центрасоциальной помощи семье и детям «Юнона»

Таким образом, с целью реализации проекта, разработки издательского продукта в части финансового просвещения детей дошкольного возраста предусматривается взаимодействие:

  1. с департаментом образования Администрации города в части экспертизы содержания издательского продукта и его дальнейшего распространения по результатам апробации;

  2. с центромсоциальной помощи семье и детям «Юнона» в части оценки финансовой грамотности дошкольников до и после проведения обучения с использованием проектируемого издательского продукта;

  3. с научным кружком «Матрица» в части реализации мероприятий Проекта;

  4. с профессорско-преподавательским составом кафедры экономических дисциплин в части оценки и отбора работ для формирования проектируемого издательского продукта.

Реализация мероприятий, направленных на достижение целей и задач Проекта, обеспечиваются внедрением организационных механизмов, апробацией содержания проектируемого издательского продукта и проведением оценочных процедур.

2.3. Этапы и сроки реализации проекта

Подготовительный этап (I полугодие 2013 года):

Подготовительный этап реализации проекта направлен на изучение методики преподавания детям дошкольного возраста; подбор и анализ специальных образовательных ресурсов, определение базовых финансовых категорий, доступных для понимания дошкольникам, согласование и принятие общего содержания издательского продукта, организацию и проведение конкурса сценариев «Занимательно об экономике».

Основной этап (II полугодие 2013 года):

Основной этап направлен на реализацию мероприятий по разработке, тиражированию и продвижению проектируемого издательского продукта, развитие механизмов взаимодействия с партнёрами, участвующими в реализации Проекта.

Заключительный этап (I полугодие 2014 года):

Заключительный этап направлен на проведение анализа реализации Проекта; апробацию разработанного издательского продукта, его продвижение; распространение опыта полученного в рамках реализации проекта; осуществление корректировки содержания издательского продукта с учетом полученных результатов.

2.4. Финансирование Проекта

Реализацию Проекта предполагается осуществить за счёт средств грантовой поддержки, премий за участие в конкурсах, а также спонсорской помощи от, заинтересованных в развитии финансового рынка, лиц и институтов. Смета затрат на печать издательского продукта представлена в Приложении 3.

2.5. Ожидаемые результаты реализации проекта

Важнейшие показатели (ожидаемые результаты) реализации Проекта определяются усвоением детьми базовых финансово-экономических категорий и социальным эффектом в виде привлечения внимания общественности к проблеме финансового воспитания детей дошкольного возраста.

Количественные показатели достижения результатов проекта:

  • число семей, включившихся в работу по финансовому воспитанию детей дошкольного возраста;

  • удельный вес детей дошкольного возраста, прошедших обучение с использованием издательского продукта;

  • уровень финансовой грамотности детей дошкольного возраста (отчёты психологов);

  • количество издательских продуктов, реализованных населению.

Реализация мероприятий проекта, достижение количественных и качественных показателей с учетом перечисленных управленческих решений обеспечит успешность социально-экономической и финансовой адаптации под­растающего поколения, так как финансово грамотный человек эффективен в удовлетворении своих потребностей, интересов и устремлений. Опыт финансового просвещения дошкольников может быть широко использован всеми заинтересованными лицами.

2.6. Управление проектом

Управление проектом будет осуществляться основными участниками:

Руководитель проекта осуществляет полномочия по руководству всеми работами по реализации проекта: планированию, организации, координации деятельности участников проекта, контролю. Руководитель проекта является ответственным за осуществление проекта.

Команда управления проектом – субъекты, входящие в состав разработчиков и исполнителей проекта – члены научного кружка «Матрица» филиала ФГБОУ ВПО «ТюмГУ» в г. Сургуте. Принципы ''коллективного управления'' позволят максимально использовать творческий и интеллектуальный потенциал участников проекта.

Подробнее о команде управления Проектом можно узнать на сайте филиала в разделе научная деятельность http://tgusf.ru/about/nauka/matritsa/index.php

С целью контроля, корректировки, измерения и сравнения результатов Проекта на основе разработанных критериев будет осуществляться мониторинг реализации Проекта. Мониторинг реализации проекта проводится с учетом сведений, полученных в ходе:

  • анализа изменений во времени (динамический анализ);

  • сравнения результатов полученных в контрольной группе до и после занятий по финансовому воспитанию дошкольников (сопоставительный анализ).

Результаты реализации Проекта будут представлены в виде отчетов, открытых докладов и информационных материалов.

Список используемых источников

  1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.finansy.ru/st/post_1337760050.html

  2. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fsfrufo.ru/index.php/page/1222

  3. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.finznanie.ru/home/konczepcziya.html

  4. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mymoney.pro/archives/118

  5. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://madou83.ru/metodichka/tvorcheskaya-rabota-na-temu-ekonomicheskoe-vospitanie-doshkolnikov/

  6. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://children.flowtime.ru/32-osobennosti-detskogo-finansovogo-vospitaniya.html

Приложение 1.

Перечень субъектов и институтов, участвующих в работе по финансовому просвещению населения

 

Субъект (институт)

Функции по фин.просвещению

Взаимосвязи с другими институтами в рамках фин. просвещения

Ожидаемый результат

Примечание (в т.ч. слабые стороны)

   

Система образования города

1

Администрация города

Преимущественно не выполняют функции финансового просвещения

В рамках фин. просвещения не сотрудничают и не взаимодействуют

Определить стратегию финансового развития населения

Целенаправленной программы финансового просвещения не разрабатывается

2

Дошкольные образователь-ные учреждения

Не выполняют функции финансового просвещения

В рамках фин. просвещения не сотрудничают и не взаимодействуют

Сформировать первичные представления о базовых финансовых понятиях и категориях

Экономическое воспитание дошкольников — новое направление дошкольной педагогики, которое необходимо развивать.

3

Общеобразова-тельные учреждения

Преимущественно не выполняют функции финансового просвещения

В рамках фин. просвещения частично взаимодействуют с учреждениями высшего профессионального образования, финансовыми институтами

Сформировать базовые понятия в рамках элективных курсов

Мало специализированной информации для развития финансовой грамотности школьников

4

Среднепрофессиональные образовательные учреждения

Преимущественно не выполняют функции финансового просвещения

Могут и должны взаимодействовать с учреждениями высшего профессионального образования, финансовыми институтами общества, консалтинговыми центрами, учреждениями социальной защиты, общественными организациями и объединениями

Сформировать общее представление и базовые понятия, формирующие финансовую грамотность студентов, обучающихся по экономическому направлению

Информация в целях финансового просвещения обучающихся не имеет системной основы, механизм взаимодействия не отработан, форм подходящий для работы со студентами нет

5

Учреждения высшего образования

Выполняют функции финансового просвещения только по направлениям и профилям экономического содержания

Могут и должны взаимодействовать с учреждениями высшего профессионального образования, финансовыми институтами общества, консалтинговыми центрами, учреждениями социальной защиты, общественными организациями и объединениями

Выпустить конкурентоспособного студента

Информация, предлагаемая всеми перечисленными институтами, может быть не проработана, механизм взаимодействия не отработан, форм подходящий для работы сл студентами нет

   

Система органов социальной защиты населения города

7

Социальные службы, центры психологической помощи населению, Центр занятости населения

Преимущественно не выполняют функции финансового просвещения либо принимают косвенное ограниченное участие в работе по финансовому просвещению граждан

Могут взаимодействовать с учреждения высшего образования, банками, брокерские компаниями, страховые компаниями, консалтинговыми центрами, центрами занятости населения, социальными службами, среднепрофессиональными образовательными учреждениями

Помощь населению в решении психологических проблем, связанных с финансовыми проблемами и вопросами, консультационные услуги

Косвенное ограниченное участие в работе по финансовому просвещению граждан

   

Система финансовых институтов города

10

Банки

Информируют население о банковских продуктах и услугах, условиях использования тех или иных банковских финансовых инструментов

Сотрудничают со всеми представленными в таблице институтами, кроме дошкольных образовательных учреждений

Заинтересовать и привлечь потенциальных клиентов, нуждающихся в банковских услугах и продуктах

Предоставляют узконаправленную информацию о тех или иных финансовых инструментах, что не всегда позволяет потребителям оценить преимущества или риски

11

Брокерские компании

Информируют население о тех или иных финансовых инструментах, а также обучающих платных или бесплатных курсах

Сотрудничают со всеми представленными в таблице институтами, кроме дошкольных и общеобразовательных учреждений

Заинтересовать и привлечь потенциальных клиентов, нуждающихся в услугах и продуктах фондового рынка

Предоставляют узконаправленную информацию о тех или иных финансовых инструментах, что не всегда позволяет потребителям оценить преимущества или риски

12

Страховые компании

Информируют население о продуктах и услугах, условиях их предоставления

Сотрудничают со всеми представленными в таблице институтами, кроме дошкольных и общеобразовательных учреждений

Заинтересовать и привлечь потенциальных клиентов, нуждающихся в услугах и продуктах рынка страхования

Предоставляют узконаправленную информацию о тех или иных финансовых инструментах, что не всегда позволяет потребителям оценить преимущества или риски

13

Пенсионные фонды

Информируют население о программах пенсионного страхования, оказывают консультационные услуги

Сотрудничают со всеми представленными в таблице институтами, кроме дошкольных и общеобразовательных учреждений

Заинтересовать и привлечь потенциальных клиентов, нуждающихся в услугах пенсионного фонда

Предоставляют узконаправленную информацию о тех или иных финансовых инструментах, что не всегда позволяет потребителям оценить преимущества или риски

 

Консалтинговые агентства и организации

14

Консалтинговые центры

Информируют население о тех или иных финансовых инструментах, обучающих платных или бесплатных курсах, оказывают консультационные услуги

Сотрудничают со всеми представленными в таблице институтами, кроме дошкольных и общеобразовательных учреждений

Заинтересовать и привлечь потенциальных клиентов, нуждающихся в услугах консалтинговых агентств и компаний

Интересен и показателен опыт консалтинговой группы «Гений жизни», использующей целенаправленный системный подход в финансовом просвещении жителей города

 

Общественные организации и объединения города

15

Общественные объединения

Преимущественно не выполняют функции финансового просвещения

В рамках фин. просвещения не сотрудничают и не взаимодействуют

Ответственность за собственную финансовую грамотность

Вопросами финансового просвещения не занимаются

 

ИТОГО:

261

Приложение 2.

Мероприятия* по разработке, тиражированию и продвижению проектируемого издательского продукта «Финансовое воспитание детей дошкольного возраста»

Мероприятия

Сроки проведения

Затраты на мероприятия

1

Организация и проведение конкурса сценариев «Занимательно об экономике»

январь 2013 г.

10 000 (призы победителям конкурса)

2

Отбор работ конкурсной комиссией

февраль 2013 г.

без дополнительного финансирования

3

Согласование (экспертиза) работ со специалистами

март 2013 г.

без дополнительного финансирования

4

Подготовка и печать проектируемого издательского продукта

апрель-июнь

2013 г.

32 210

5

Встреча со специалистами центрасоциальной помощи семье и детям «Юнона»

июнь

2013 г.

4 000

(кофе-пауза, 100 чел.)

6

Работа семей в части финансового воспитания детей дошкольного возраста

июль- сентябрь 2013 г.

без дополнительного финансирования

7

Встреча со специалистами центрасоциальной помощи семье и детям «Юнона»

октябрь

2013 г.

4 000

(кофе-пауза, 100 чел.)

8

Мониторинг финансовой грамотности дошкольников, участвующих в апробации издательского продукта

ноябрь

2013 г.

без дополнительного финансирования

9

Продвижение издательского продукта силами студентов, участвующих в волонтёрском движении «Финансовое просвещение населения»

2014 г.

без дополнительного финансирования

10

Вывод объёмов проектируемого издательского продукта под показатели спроса

2014 г.

в зависимости от портфеля собранных заявок

 

Итого затрат на проведение мероприятий

50 210

*Примечание: все мероприятия будут организованы и проведены участниками научного кружка «Матрица» под руководством председателя Кукушкиной Я.Ф. и содействии руководителя научного кружка, зав.кафедрой экономических дисциплин Колотай И.А.

Приложение 3

Смета затрат на печать издательского продукта

«Финансовое воспитание детей дошкольного возраста»

№ п/п

Наименование расходов

Ед. изм.

Кол-во

Цена за 1 ед.

Сумма (руб.)

1

Верстка издания (А5 формата)

ед.,

100

98,00

9 800,00

2

Печать издания (100 стр.), термоклей

стр.

100

142,10

14 210,00

3

Дизайн обложки

ед.

1

4 200,00

4 200,00

4

Редактура издания

стр.

10

4 000

4 000

 

Всего:

     

32 210,00

Просмотров работы: 4851