Сложные и порой разрушительные процессы в современном российском обществе, трудности в отношениях между различными слоями общества, поколениями людей делают проблему формирования патриотизма молодежи острее, чем раньше [1].
Актуальность проблемы такой системы воспитания подрастающего поколения, которая соответствовала бы современным достижениям и требованиям педагогической науки, очевидна не только для педагогов и воспитателей, но и для родителей, а также для самой молодежи.
Решение ее возможно лишь при условии создания качественно новой системы общественных отношений, иной жизненной среды, активно стимулирующей воспитание активной интеллектуально, высоконравственной, разносторонней и профессионально подготовленной личности.
Актуальность проблемы формирования патриотизма у современной молодежи в российском обществе определяется многими причинами. Например: возникновение в стране мало предсказуемой и деструктивной для развития молодежи социальной ситуации; предъявление новых требований к личности, которые порождены изменившимися условиями на пути к рыночной экономике; падение духовности, падение образовательного и культурного уровня подрастающего поколения, которое проявляется в резком ухудшении социально-нравственных характеристик молодежи, в том числе и студенческой; переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в обществе, приводящая к деформации в воспитательной работе с подрастающим поколением [2].
Наиболее характерными негативными явлениями, присущими современному воспитанию как общественному явлению, можно назвать следующие: воспитуемые выступают главным образом в качестве объекта воздействия со стороны субъектов процесса; отвлеченное представление в обществе о целях воспитания, непонимание всей его сложности и противоречивости, упрощение и унификация средств, форм и методов воспитательной работы.
Содержание патриотического воспитания, многообразие и разноплановость которого дифференцируется в зависимости от его задач, реализуется в соответствующих формах. Анализ патриотического воспитания современной молодежи сегодня выявляет определенную систему форм этой деятельности. Она включает в себя три основные группы, в которых осуществляется ее организация и проведение.
Первая группа включает в себя весьма обширные и многообразные формы развития патриотизма у молодых граждан страны. Данные формы используются, главным образом, в условиях образовательного процесса, осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений: школах, колледжах, лицеях и вузах. Эффективны они и в виде дополняющих его элементов по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях. Важную роль в этом процессе играют беседы, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, хорошая организация начального военного обучения в образовательном учреждении.
Вторая группа, обусловленная спецификой военной службы, менее разнообразна. Она характеризуется большей военно-прикладной направленностью. Будущим военнослужащим, нынешним школьникам, присущи формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, различных работ и игр.
Широкое применение в практике отдельных российских школ получили военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта, которые кроме решения целевых задач предоставляют возможности подросткам и юношам знакомиться с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих.
Третья группа представляет наиболее перспективные в плане высокоэффективного выполнения задач патриотического воспитания комплексные комбинированные интегрированные формы. Они позволяют оптимально сочетать как общее, так и специфическое в содержании патриотического воспитания. Основными из них являются: оборонно-спортивный оздоровительный лагерь; учебно-полевые сборы; патриотические клубы и объединения различной направленности; университеты будущего воина, офицера; школы юных моряков, летчиков, пограничников, пожарных, десантников, разведчиков [3].
Разнообразность и плановость мероприятий, проводимых системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно-обоснованными организационными условиями, способствуют успешной реализации основных задач патриотического воспитания подрастающего поколения.
Особое место в патриотическом воспитании молодежи, как и всего населения, занимает музей, созданный на общественных началах. Поисковая работа учителей и учащихся по определенной теме объединяет членов краеведческого коллектива. Разнообразие форм патриотического воспитания в преддверии открытия музея и при проведении экскурсий у его экспозиций повышают познавательный уровень учащихся. Более того, они формируют гражданскую позицию, развивает патриотические чувства: гордость за боевые и трудовые подвиги народа, чувство удовлетворения от принадлежности к истории великой нации, стремление соприкоснуться со значимыми делами и акциями современников для блага других людей.
Проблема становления духовных идеалов в современной культуре является одной из актуальнейших. Она тесным образом связана с духовным поиском, созиданием, творчеством. И.А. Ильин утверждал, что духовность – ведущая творческая идея России, которой не нужны новые ни на десятилетия, ни на века, так как у нее есть одна вечная и беспредельная. Эта идея должна быть государственно-исторической, национальной, патриотической, религиозной, должна говорить о главном в русских судьбах, светить целым поколениям людей, осмысливая их жизнь. В ней – величие России, ее программа, мера, успех и полет, та творческая сила, которая формирует наш национальный характер[4].
Образование как часть культуры создает необходимые условия для формирования духовных идеалов личности студента. Оно является своеобразным отражением социальных отношений, показателем степени их духовной зрелости и мировоззрения как будущих специалистов.
Этой цели посвящен Государственный образовательный стандарт. Его содержание учитывает необходимость возвратиться к историческим традициям российского образования.
Наше исследование было посвящено изучению уровня сформированности патриотизм у студентов специальности 050501 – Профессиональное обучение (в электроэнергетике), будущих преподавателей начальной профессиональной школы, Кубанского государственного технологического университета. Анкеты «Каков он – патриот сегодня?», «Интернациональные чувства современников» и «Правовая и политическая компетентность будущего специалиста».
Наиболее проблемные вопросы: знание истории малой Родины и России (только 40 % смогли описать символы – герб, флаг, слова гимнов), отношение к Российской армии (12 % за то, чтобы служить в современной армии; 33 % - за реформирование армии; 22 % все равно; 33% против службы вообще). Здоровьесберегающие программы считают общественно значимым делом 46 %, остальные уверены, что забота о своем здоровье – личное дело каждого, что он может распоряжаться им как угодно.
Отмечена лишь приблизительная трактовка своих прав и обязанностей, политическая некомпетентность, что обнаруживает в будущих педагогах людей, не способных разбираться в социальных, экономических и политических проблемах, объективно комментировать текущие события. Это, в свою очередь, характеризует их и как безответственных воспитателей, подающих пример гражданской пассивности тем, кого они призваны обучать и воспитывать по роду педагогической деятельности.
В то же время, наши респонденты отмечают большую значимость в воспитательном процессе образовательных учреждений политинформаций, проведение военно-спортивных игр, полевых сборов, смотров-конкурсов по военно-прикладным видам спорта, «круглых столов», «часов общения», встреч с ветеранами, военнослужащими, интересными людьми. Живое слово, положительный пример востребованы у современной молодежи, и это очевидно сегодня.
Идеи развития современной России, исследуемые нами, студенты не назвали, но тенденция беречь национальную культуру явно обозначилась. На вопрос: «Каким видите в дальнейшем путь развития России?» ответы распределились так. Преимущество за «русским вариантом» (55 %), «западный образец» (30 %), «рыночные реформы» – на последнем месте (15 %). Считают необходимым воспитание детей патриотами-интернационалистами (100 %), помогать людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, намерены также все (100 %).
Активной гражданскую позицию можно назвать у студентов, которые стремятся к самоанализу своей деятельности и самовоспитанию. Анализируя свои проблемы и страхи, они назвали: войны, теракты, проблемы беженцев и переселенцев, которые непосредственно сопряжены с жизнедеятельностью коренного населения.
С позиций педагогического целеполагания по-настоящему жизнеспособная личность – это нравственно-волевой, духовно-развитый, физически активный, социально-адаптированный и психологически устойчивый человек. Он должен обладать знаниями и способностями для жизни в современном обществе. Ему присущи патриотизм и ответственность, готовность защитить свои права и добросовестно выполнять профессиональные, семейные и общественные обязанности [5].
Список литературы
1. Бруднов, А.Система патриотического воспитания – это нечто, пронизывающее все сферы жизни ребенка // Молодежь России.- 1995.-№3.-С.10-13.
2.Гурьянова, М.П. Воспитание жизнеспособности личности в условиях дисгармоничного социума / Педагогика. – 2004. - № 4.- С.12-18.
3. Крючков, О.В. ,Хаткевич О.А .Нравственность в современном мире. Мн.: ИООО «Красико-Принт».-2003.С.125.
4.Лутовинов, В.И. В патриотизме молодежи – будущее России,/ В.И.Лутовинов // Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. 1999.- М.: «Фонд Андрея Первозванного». - С.204.
5. Сухомлинский, В.А.Как воспитать настоящего человека. Мн.: «Народная света».1978. - С.288