ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КЕМ Я ХОЧУ СТАТЬ В БУДУЩЕМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КЕМ Я ХОЧУ СТАТЬ В БУДУЩЕМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образование, и, прежде всего высшее, играет исключительно важную и всё возрастающую роль в современной жизни нашей цивилизации. Интеллектуальный потенциал нации, который в первую очередь создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов. Современное образование и высшая школа во многом определяют завтрашний и послезавтрашний день общества: каким оно будет, и какое место будет занимать в жёсткой конкурентной борьбе в мире, что будут представлять собой его граждане. Решение актуальных проблем высшего образования и науки в современной России органично связано с обеспечением безопасности страны, созданием благоприятных возможностей для устойчивого развития общества и творческой самореализации его граждан.

Одна из наиболее значимых функций высшего образования состоит в формировании элитарных групп студенческого контингента, а это может осуществляться лишь в рамках качественно высокого высшего образования.

Велико влияние высшего образования на социальную структуру, прежде всего, на такую ее разновидность, как профессиональная структура. Общеизвестно, что выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Находясь перед выбором жизненного пути, я думаю, прежде всего, необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности), оценить возможность коррекции несоответствий между своими психологическими особенностями и требованиями избираемой профессии, прогнозировать своё дальнейшее трудоустройство, изучая ситуацию на рынке труда.

Для проведения анализа данной темы я провела статистическое наблюдение в нашем университете.

Что же заставляет молодых людей с разным уровнем подготовки и зачастую не сделавших ещё окончательный выбор по поводу будущего дела жизни стремиться в ВУЗ?

В моём анкетировании приняли участие 60 человек в возрасте от 17 до 21 лет (49 парней, 11 девушек), все они являются студентами БГАУ.

На вопрос: «Какое у Вас образование было до поступления в БГАУ?» 93 % респондентов ответили, что имеют среднее образование, 5 % - среднее специальное, 2 % респондентов воздержались от ответа. При этом из 100 % респондентов никто не имеет высшее образование, а большая часть опрошенных поступила в университет после окончания школы.

Выявляя причины поступления в университет я наблюдаю, что подавляющее большинство студентов считает, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру (28 %). Причем, наиболее активно этот тезис поддерживают люди с низким уровнем образования (93 %). 12 % респондентов поступили учиться по совету родителей и лишь 2 % - по собственному желанию. По мнению каждого десятого респондента (8,3 %) в университет следует поступать, чтобы откосить от армии. 15 % опрошенных поступили в университет, потому что это престижно и лишь 2 % - чтобы получить знания, 8 % респондентов воздержались от ответа.

Из числа поступивших в наш университет 8 % опрошенных считают, что в БГАУ не высокая цена за обучение, 32 % - выбрали аграрный университет, потому что здесь дают хорошее образование, 12 % респондентов ответили, что БГАУ котируется у работодателей, 35 % респондентов заинтересовались имеющимися специальностями, 10 % - выбрали наш университет, потому что не смогли поступить в другой ВУЗ, 3 % респондентов воздержались от ответа.

На вопрос: «Вас устраивают преподаватели, которые ведут у Вас занятия?» 56 % студентов ответили, что им нравятся наши преподаватели, 2 % - не нравятся, 42 % предпочитают других преподавателей.

Анализируя вопрос о том трудно ли учиться в БГАУ, я выявила, что 70 % студентов посещают все занятия и им не трудно учиться, 13 % имеют пропуски и при этом учеба дается им легко, 17 % респондентов ответили, что им сложно учиться независимо от посещаемости. Из собственного опыта могу сказать, если ты посещаешь занятия, ведёшь подготовку к ним дома, то проблем с учебой не будет.

На основании сделанных выводов 17 % респондентов планируют в будущем отправить учиться в БГАУ своих детей, 28 % категорично против обучения своих детей в нашем университете, 48 % сомневаются, что их дети будут учиться в БГАУ, но не исключают такой возможности, 5 % респондентов воздержались от ответа, и лишь 2 % считают, что их ребёнок должен сам выбрать ВУЗ.

Проводя исследование о том, хотят ли будущие выпускники работать по специальности, 52 % ответили, что хотят, 13 % - не хотят, 27 % полагаются на удачу, 8 % респондентов живет одним днем и не задумываются о будущем.

Анализируя планы студентов на будущее, я выявила, что 57 % опрошенных планируют пойти работать по специальности, 18 % - хотят получить второе высшее образование, 17 % - мечтают о собственном бизнесе, 3 % - хотят заняться наукой, 5 % воздержались от ответа.

По мнению 82 % студентов высшее образование является востребованным, 8 % считают, что можно обойтись и без него, 5 % - не задумывались об этом и 5 % воздержались от ответа. При этом 47 % респондентов считает, что высшее образование является залогом их материального благосостояния, у 28 % студентов необходимость получения высшего образования заключается в повышении своего социального статуса, 8 % поступили в университет, чтобы расширить свой кругозор, для 2 % резидентов высшее образование – это прежде всего служение науке и НТП, 10 % считают, что высшее образование это модно, 5 % воздержались от ответа.

Исходя из полученных данных мною было выявлено, что 62 % опрошенных хотят стать высококвалифицированными специалистами, 22 % - бизнесменами, 5 % - политиками, 11 % респондентов пока не определились с будущей профессией.

В результате проведённых исследований, я пришла к выводам:

1. 82 % опрошенных студентов считают, что высшее образование является необходимым.

2. Основными мотивами поступления в ВУЗ являются: гарантированный карьерный рост, необходимость, престижность любого высшего образования, получение отсрочки от армии, многие идут учиться в ВУЗ потому что этого хотят их родители.

3. Большинство студентов поступают в ВУЗ не для того, чтобы получить знания по выбранной ими специальности, а для того, что им нужен диплом.

4. Будущая работа по общим представлениям студентов не должна требовать особого физического труда; должна быть: творческой, интересной, требующей инициативы; обязательно дающей социальные гарантии (прежде всего жильё). Однако, многие молодые люди не акцентируются на том, чтобы иметь нужную обществу профессию.

5. "Синдром" высшего образования, несомненно, имеет последствия в нашей жизни:

а) Переизбыток специалистов в ряде областей. Не меньше половины выпускников российских вузов не могут найти вакансию по полученной специальности. По данным федеральной службы по труду и занятости, из числа выпускников, обращающихся к услугам государственной службы занятости, 3/5 выпускников ВУЗов трудоустраиваются не по специальности.

б) "Мода" на высшее образование: образует "зону" профессиональных потерь:

- из числа опрошенных по специальности собираются работать только 52 %

- недобросовестное отношение студентов к учебе, в будущем может проявиться в качестве фактора, тормозящего профессиональную успешность

в) Отсутствие необходимого количества квалифицированных рабочих (слесари, токари, сантехники и др.).

Предложения:

  1. С целью уверенности будущих специалистов в «завтрашнем дне» направлять по распределению на работу по специальности выпускников высших учебных заведений. Для этого работодателям необходимо более плотно сотрудничать с ВУЗами, а ВУЗам с работодателями.

  2. Сократить прием студентов на специальности, которыми переполнен рынок труда.

  3. Путем жестких требований в образовании, повысить качество специалистов

Просмотров работы: 2140