АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей старшего дошкольного возраста должно строиться в соответствии с потребностями современного общества. В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности.

Актуальность данной темы исследования опирается на нормативный документ: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в котором формирование технических умений является одним из интегративных качеств.

Старший дошкольный возраст детей - это возраст наиболее активного рисования.В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.

Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет; недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения.

Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники – самостоятельная важная задача.

Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания. Дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей старшего дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразя способы работы уже известными в широкой практике цветными карандашами и красками и используя новые материалы (графитный и угольный карандаши, сангину, акварель, цветные восковые мелки), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику.

Техника, по образному выражению П.П. Чистякова, - это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения.

В изобразительном искусстве под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предметов. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей.

Так к шести годам, при успешном освоении Программы, достигается следующий уровень развития интегративного качества ребенка «Овладевший необходимыми техническими умениями». Врисовании педагог активизирует использование правильных формообразующих движений для создания образа, учит детей составлять новый цветовой тон на палитре, напоминает о необходимости сохранять правильную позу при рисовании, не напрягать спину и руку, учит аккуратно пользоваться материалами.

В аппликации учит детей правильно использовать ножницы, разрезать бумагу, развивает умения резать по прямой линии, знакомит детей с техникой обрывной аппликации, развивает умение аккуратно вырезать и наклеивать детали; набирать достаточное количество клея на кисть, аккуратно прижимать к основе, снимать излишки клея; использовать другие материалы для крепления (пластилин, клеевой карандаш).

В лепке обогащает опыт работы с различными материалами — глиной, пластилином, пластической массой, снегом, песком. Знакомит с конструктивным и комбинированным способами создания изображения. Развивает у детей умение использовать приемы лепки: оттягивание из целого куска, прощипывание, соединение частей сглаживанием поверхности пальцами, прижиманием и примазыванием, вдавливание шара, цилиндра для получения полой формы. Активизирует украшение лепной работы с помощью стеки, налепов, использование элементов декора.

Несмотря на относительную многочисленность и разнообразность понятия «техника» и «техника рисования» в изобразительном искусстве, не представлено в литературе понятие «технические умения». Это и определяет актуальность формирования технических умений у детей старшего дошкольного возраста, которому в условиях ДОУ зачастую уделяют недостаточное внимание.

Анализ научной литературы и практики изобразительного творчества дошкольников позволил выявить ряд противоречийразного уровня:

На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- социально обусловленной потребностью общества в воспитании подрастающего поколения в лучших традициях художественно-эстетического творчества и его ценностей;

- требованиями общества, предъявляемыми в настоящее время к качеству художественного образования и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации.

На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- большим развивающим потенциалом художественно-эстетического творчества и использованием ее не в полном объеме в сфере формирования технических умений у старших дошкольников.

На научно- методическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- достаточно разработанной теорией художественного творчества и отсутствием педагогических технологий формирования технических умений у детей старшего дошкольного возраста.

Просмотров работы: 2481