ПРИНЦИП ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРИНЦИП ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Познавательно-речевое развитие – одно из приоритетных направлений развития ребенка дошкольного возраста. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь.

Проблема развития словаря занимает важнейшее место в этом процессе и является одним из актуальных вопросов дошкольной педагогики. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, умение употреблять слова в речи в соответствии с их лексическим значением. Богатство словаря является признаком высокого уровня развития речи ребенка. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. При нарушениях в формировании лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Особое место в этом процессе принадлежит словарной работе в ДОУ. Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи и познавательного развития детей дошкольного возраста. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а, следовательно, свои содержание, методы и приемы. В образовательном процессе в детском саду выделяются непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых и самостоятельная деятельность детей, главной целью которых будет решение какой-нибудь одной конкретной задачи словарной работы, а другие задачи (не только словарные) осуществляются попутно.

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря детей, их психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть психолого-педагогические и методические условия, соблюдение которых важно для развития словаря детей всех возрастных групп.

Важнейшим условием развития словаря дошкольников, с точки зрения управления речевым развитием детей, является планирование.

Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности, реализации образовательной программы с указанием задач, средств, форм и методов речевой работы. Планировать – это значит уметь выбирать пути и средства достижения конкретных задач, а это значит, что при планировании нужно руководствоваться принципами которые учитывают закономерности и логику речевого развития детей. Правильный, логичный подход к планированию словарной работы в ДОУ предполагает определение задач, т.е. какой речевой навык необходимо сформировать. Каждая задача может быть решена разными способами, поэтому при планировании следует выстраивать цепочку: программная задача → форма проведения (образовательная, совместная или самостоятельная деятельность) → средства → методы.

Содержание планирования словарной работы с детьми ведется на основе требований ФГТ и программы, по которой работает ДОУ по возрастным группам. В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей.

Одним из главных условий развития словаря дошкольников является планирование словарной работы в группах ДОУ, которое позволяет осуществлять этот процесс целенаправленно, систематически и с учетом всех необходимых условий для обеспечения качества словарной работы в ДОУ. Целенаправленность обеспечивается в процессе тематического планирования.

В Федеральных Государственных Требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусмотрено, что образовательная программа ДОУ должна основываться на комплексно-тематическом построении образовательного процесса.

Комплексно-тематическая модель построения образовательного процесса почти столетие до утверждения ФГТ существовала, видоизменялась, приобретая новые формы. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса начинался в качестве просто тематического планирования, и его история в российском дошкольном образовании также насчитывает не один десяток лет.

В настоящее время комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в современных ДОУ разного вида. Примерами построения образовательного процесса по комплексно-тематическому принципу служат вариативные программы, например, программа «Золотой ключик», где образовательный процесс, строится по сюжетно-событийному принципу; программа «Сообщество», где образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов, каждый проект-это тема, которой объединены все виды детской деятельности. По комплексно-тематическому принципу построены примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования «Успех» и «От рождения до школы», где основой организации образовательной деятельности является примерный календарь праздников (событий), тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста.

Технология тематического планирования включает следующие этапы:

1. Выбирается (планируется) тема.

2. Все остальные виды детской деятельности (игровая, трудовая, изобразительно-художественная и т.д.) связываются с темой.

3. В группе организуется предметно-развивающая среда в соответствии с запланированной темой.

4. Для родителей предлагаются консультации, краткие рекомендации: о проведении наблюдений в окружающем мире, игр, домашнего чтения и др.

Таким образом, мы видим, что принцип тематического планирования в группах ДОУ обеспечивает единство воспитательных, обучающих и коррекционно-развивающих целей и задач процесса образования дошкольников.

При использовании принципа тематического планирования содержание словарной работы в старшей группе организуется по тематическому принципу и предполагает поэтапный выбор для планирования одной из тем, по которым будет пополняться и обогащаться словарь воспитанников.

Таким образом, сущность принципа тематического планирования состоит в выборе темы и организации всех видов детской деятельности в рамках этой темы. Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, обозначены в примерных образовательных программах ДОУ. Они социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того, вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Тема реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.).

Развитие словаря дошкольников – это составная часть познавательно-речевого развития детей, которое осуществляется в единстве решения задач познавательного, речевого образования дошкольников. С методической точки зрения, словарная работа в ДОУ – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Принцип тематического планирования в старшей группе ДОУ соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса в ДОУ. Это планирование работы воспитателей по единой речевой теме, например, развитие словаря детей по определенным тематическим группам, в частности, труд: трудовая деятельность детей; трудовая деятельность взрослых; профессии). Развитие словаря детей дошкольного возраста – это процесс количественного накопления и качественного обогащения словарного запаса детей по тематическим группам в разных видах деятельности, которые определены образовательной программой ДОУ.

Поскольку слова характеризуют представления детей об окружающем мире (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев), а словарный запас – полноту этих представлений, то, по О.Н. Сомковой, З.В. Бадаковой, И.В. Яблоновской критериями и показателями для оценки уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста являются:

- полнота словаря – объем словарного запаса ребенка по определенной тематической группе слов (умение объединять предметы в группы на основе существенных признаков);

- точность словаря – умение употреблять слова по заданной теме разных частей речи (прилагательные, глаголы, наречия), характеризующие существенные признаки предметов, объектов, людей;

- гибкость (подвижность) словаря – умение употреблять в речи слова нужной тематической группы при рассказе на определенную тему или в диалоге в сюжетно-ролевой игре.

Таким образом, для развития словаря дошкольников и эффективности словарной работы в ДОУ необходимо соблюдать следующие условия: учет возрастных особенностей детей, соблюдение принципов организации словарной работы, выполнение программных требований, использование специальных методов словарной работы, форм и видов детской деятельности (непосредственно образовательной, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах), создание предметно-развивающей среды, взаимодействие с родителями.

Просмотров работы: 4371