АНТРОПО-ЭКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНТРОПО-ЭКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мысль о связи материальной составляющей города: его формы, планировки, эстетических аспектов и нематериальной, социальной, гуманитарной составляющей возникла еще в древности. Платон и Аристотель искали идеальную модель города, основываясь на философских суждениях о природе взаимодействия между людьми. Однако в связи с развитием производственных отношений, ростом технократической и экономической составляющих современной цивилизации, роль человека в жизни природы и общества со времен древних греков претерпела существенные изменения. С распространением индустриального производства город начал развиваться как «большой завод». Практика применения такой парадигмы в крупных городах привела к их кризисному состоянию.

Жизнь большинства современных людей постиндустриальной эпохи протекает в основном в реалиях урбанистической среды города и сельских агломераций. При этом городская среда диктует свои правила жизни, модели поведения, социальной активности, разительно отличающиеся от стереотипов жизни в сельской местности. Доминирование геометрических прямоугольных форм, четко размеченных пространств, алгоритмически структурированных путей передвижения существенно «облегчает» ориентировку в пространно-временном континууме мегаполиса. Одновременно ускоряется мыслительная активность человека, нацеленная на выбор кратчайших путей к решению профессиональных и социальных задач.

Первые исторические образцы городов, когда планирование городской среды шло впереди социума и воздействовало на него – это Петербург Петра Первого и Вашингтон, основанный президентом США - Джефферсоном. Эти новые, хорошо и «правильно» спланированные города предполагали нового, «спроектированного» горожанина - жителя новой России и гражданина США. Архитектор с мировым именем Ле Корбюзье сделал планирование автомобильного движения неотъемлемой частью своего проекта идеального города. Он включил в проект большие скоростные односторонние магистрали и уменьшил количество улиц, потому что «перекресток — враг транспорта». Но «идеальный» город Ле Корбюзье никогда не был построен.

Под «урбанистикой» понимают науку, «возникшую на стыке социологии, городского проектирования и истории, занимающуюся комплексным анализом и изучением проблем, связанных с функционированием и развитием городских центров. Современный успешный горожанин – это зачастую образованный человек, неосознанно стремящийся к максимальному производству и потреблению материальных благ. Эрих Фромм, один из ярких представителей философской школы XX века, говорил, что современное технологическое общество базируется на принципах максимальной эффективности и максимального производства. Человек современного мегаполиса тратит много сил и времени на свою узкопрофессиональную деятельность и удовлетворение все возрастающих материальных потребностей, и, как следствие, теряет возможность целостного восприятия мира и культурологического развития. Нивелируется роль эстетического и этического факторов, оказывающих влияние на формирование потребностей высшего порядка.

В мегаполисе человек может себя реализовать в деловой сфере профессиональной деятельности. Современный горожанин, как правило, это офисный работник (вне зависимости от его специальности), имеет внутреннее более или менее осознаваемое противоречие между ощущением себя, как некоего «коллективного животного», входящего в состав «офисного планктона», и желанием реализации своего личностного потенциала. Постоянная физическая и психологическая напряженность являются основой для формирования тяжелого личностного конфликта и хронического психосоциального стресса, приводящих к развитию психосоматических заболеваний, невротических расстройств, и хронической усталости.

Бытующие в настоящее время методы преодоления так называемого «синдрома менеджера», сводятся к довольно упрощенным копинг-стратегиям курортного отдыха, не затрагивающим сущностного конфликта между образом жизни члена общества потребления и неосознанными духовно-эстетическими запросами гуманитарно изголодавшейся личности.

Мегаполис является специфическим перенаселенным пространством, агрессивно формирующим как современную психологию общества, диктуя правила и определяя пути коллективного взаимодействия, так и развитие отдельной личности, воздействуя на нее посредством эстетики и семиотики архитектурных объемов и пространств.

Данные положения подчёркивал американский философ и социолог Л. Мамфорд (1895 - 1990). В книге «Культура городов» (The Culture of Cities) (1938) он развил мысль о том, что сущность города – в его социальной и культурной сторонах. Город – это одновременно и физическая единица совместной жизни, и символ коллективных стремлений и единодушия, вырастающих в его условиях. Город у Л. Мамфорда – это не постройки, а взаимоотношения человека, пространства и окружающей среды. Соответственно, главная «идеальная» функция города не в создании экономических благ или комфортных условий жизни, а в механизме передачи культурного наследия (heritage).

В настоящее время мы не можем глобально решить проблемы современного мегаполиса. На наш взгляд, мечта о создании идеального города должна быть, прежде всего, связана с количественным показателем жителей, ограничивающим перенаселение городского пространства. Иначе мечта, как и проект, становится утопией. Город должен решать многие задачи современной жизни: помимо деловых кварталов он должен предлагать людям развитые рекреационные зоны.

В рамках развития современной научной парадигмы в целом и, в частности, урбанистики, особое значение приобрела направленность на сохранение природы, на гармоничное сосуществование природы и человека.

Так, наука экофилософия, у истоков которой стоят работы естествоиспытателей ХХ века Э. Леруа, В. Вернадского, А. Чижевского и других [4; С. 249], занимается определением предельно допустимых границ воздействия промышленной деятельности людей на природу и отысканием таких способов взаимодействия с природными объектами, которые не приносят катастрофических последствий для природы, среды обитания, для человека. Благодаря работам ученых, в современном мире «экологическое мышление стало предметом политики, морали и практики» [13; С.6].

Проектирование дизайн-объектов в пространстве связано со знанием основ архитектуры. Т.Л Кильпе, профессор МГХПУ им. С.Г.Строганова, пишет: «Все архитектурные сооружения имеют три группы характерных качеств: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, художественный образ, выражающий идейное содержание» [5; С.4].

В этой связи важно отметить, что современные российские ученые, специалисты в области дизайна большое внимание уделяют роли дизайна в проектной культуре третьего тысячелетия. Обратимся к работе профессора Санкт-Петербургского университета культуры и искусств И.А.Розенсон. Автор пишет: «Состояние гармонии, к которому устремлены сознание и чувства человека, может быть охарактеризовано как равновесие, космос, порядок…Человек интуитивно стремится пребывать в некоем системно упорядоченном пространстве, где все окружение работает на поддержание этого эмоционального и равновесного состояния. Ключевым здесь является системность». [9; С.40].

Именно дизайну отводится не только проектная, но и прагматичная прогностическая деятельность. Дизайн должен многое предвидеть. Это отчасти возможно, но не во всех случаях в равной мере: социальные процессы, технологическое развитие на какой-то срок можно предвидеть, экстраполируя процессы, улавливаемые в сегодняшней реальности. Что же касается культурных процессов и связанных с ними стилевых изменений, то их угадать в футуропрогнозе значительно труднее ». [9; С. 41].

На наш взгляд, при создании рекреационных зон важно учитывать синтез новых осмыслений роли антропо-философии, искусствоведения, архитектуры, проектной культуры дизайна, направленных на усовершенствование комфортных условий отдыха и деятельности для человека XXI века. Мы выделяем решение следующих задач:

  1. проектирование модулей активного эстетико-динамического воздействия, что предполагает вовлечение максимального количества дистантных и контактных сенсорно-афферентных аспектов: цвет, свет, звук, аромат, тактильные ощущения воздействия ветром. Афферентные воздействия постоянно меняются количественно и качественно, создавая как ритмическую, так и хаотическую «музыку жизни»;

  2. проектирование и активное распространение знаниевых модулей ассоциативно-философского воздействия, адресованное к гносеологическим вопросам пространства, времени, бытия, категориям добра, любви, счастья, сложности и противоречивости их в жизни. Это чередование прямолинейных геометрических объёмов в стиле конструктивизма, воплощающих идеи агрессивной детерминированности, и очертаний с элементами незавершенности и/или следов разрушений, подчеркивающих идею непостоянства, случайности, неопределенности, неоднозначности. Чередование новых технологичных материалов и природных материалов, подвергшихся разрушению временем;

  3. стресс-лимитирующее воздействие, снижающее остроту личностного конфликта, примиряющее человека с самим собой, окружающими людьми и природой. Идея человека, как части природа, космоса, ноосферы. Примером назовём проникновение и взаимодействие внешнего и внутреннего пространства, прозрачные стены, ландшафтный дизайн, живая природа;

  4. экологическая направленность, выражающаяся в использовании энергосберегающих технологий, переработанного сырья, природных материалов, не вредящих здоровью человека, вторичном использовании бывших в употреблении предметов: «принципиальным становится умение использовать старые вещи и материалы вторичной переработки или делать выбор в пользу рациональных источников» [13; С.6].

Частной попыткой решения вышеуказанных задач стала разработка концепции рекреационной зоны и благоустройства ее территории в рамках учебного задания по дисциплине «Ландшафтное проектирование».

В качестве модели для создания концепции был выбран существующий объект. Им стал один из павильонов на территории ВВЦ (Россия, Москва, координаты: 55.839582,37.616768), находящийся в данный момент в частично заброшенном состоянии (часть помещений используется как склад, часть пустует).

Предпроектный анализ пространства. Данный павильон находится вблизи водоема (искусственный пруд) и зеленого массива (территория большого ботанического сада г. Москвы). Здание построено во времена СССР в смешанном стиле: конструктивизм с элементами классики. Конструктивистскими деталями здания являются традиционные для данного стиля материалы: стекло, бетон, прямоугольные объемы, простые строгие линии. Классические элементы получили свое выражение в фасаде центральной части здания, напоминающем древнегреческий портик и колоннах с коринфскими капителями.

Проектная идея нашей концепции состоит в том, что объект является отелем на природе и в черте города одновременно. Он предназначен как для кратковременного посещения в выходные дни, так и для долговременного отдыха. Целевой аудиторией являются, в первую очередь, работающие жители города, уставшие от быстрого темпа жизни и стрессогенности мегаполиса, так как здесь предлагается комфортная среда: зеленый массив, полное отсутствие транспорта.

Визуальный и физический комфорт. В комплексе присутствуют два пруда с мостиками. В шаговой доступности находится территория ботанического сада, другие павильоны-памятники советской архитектуры, представляющие культурную и историческую ценность, дорожки для катания на роликах. Как видим, отель обладает некоторыми из характеристик загородного дома отдыха, но находится в черте города.

В процессе разработки концепции рекреационной зоны и ее благоустройства были использованы следующие художественно-архитектурные методы дизайна: мимикрический, имитационного дизайна, эко-визуальной культуры восприятия окружающей среды, эко-визуальной «ностальгической» культуры восприятия окружающей среды, гиперболизации. Рассмотрим методы более подробно.

Мимикрический метод – это искусственная маскировка объекта дизайна под определенное состояние. Мимикрический метод проявился в искусственном создании окружающей территории павильона таким образом, чтобы она сочеталась с возрастом и состоянием павильона. Декоративные элементы для сада подбираются уже сломанные, с трещинами и сколами (отколотостями), растения высаживаются так, чтобы производить впечатление естественных насаждений, не подвергавшихся специальной работе садовников. Материалом для мостиков на прудах, каркаса беседок, и покрытия крыши служит состаренное дерево.

Метод имитационного дизайна необходим, так как многие «арт-объекты старины» придется делать в ручном исполнении. Дерево на мостиках дерево только внешне выглядит «состаренным», но является крепким материалом, обеспечивающим технику безопасности для большого количества людей – отдыхающих.

Метод создания эко-визуальной культуры для восприятия окружающей среды мы рассматриваем как комплексный. Данный метод проявился в процессе создания искусственного ландшафта с помощью старых деревянных досок, словно бывших в употреблении, для мостиков на прудах и покрытия двухскатной крыши. Созданная дизайнерами искусственная реальность демонстрирует выход из ситуации, когда наступает предел уничтожения лесных массивов. Старое, «бывшее в употреблении» дерево смотрится в такой интерпретации дизайнеров как ценность, отрицающая использование свежеспиленных деревьев.

Метод эко-визуальной «ностальгической» культуры восприятия окружающей среды отличается от предыдущего тем, что с понятием ностальгии связывают воспоминания старшего поколения. Создание такой среды будет притягивать внимание такой возрастной группы населения, как «бывшие студенты».В качестве декоративных элементов в парковой зоне под названием «аудитория» предлагается использовать гипсовые колонны и статуи, списанные из творческих вузов, художественных школ. В солнечные летние дни можно предложить прокат мольбертов и средств, необходимых для рисования. Для многих отдыхающих тем самым будут созданы условия для самопрезентации своих способностей, что вызовет признание и уважение окружающих. В окружении прудов и зеленых насаждений дизайн-проект «изостудия под открытым небом» является пространством с максимально комфортной культурой эко-визуального восприятия.

Метод гиперболизации необходим в нашем проекте для того, чтобы определить визуальный рефрен в качестве магистральной идеи. Например, мы определили «визуальным рефреном» идею затерянности в окружении охранительной защиты из объектов природы от воздействия стрессогенных факторов большого города. Расположение парковой территории в центре мегаполиса позволяет «затеряться» на несколько дней, не покидая его пределов.

Состояние павильона подсказало архитектурно-образное благоустройство его территории с упором на стилистические приемы, эксплуатирующие идею «затерянного сада». Размещение на территории обломанных колонн и статуй, разросшиеся кустарники, обустройство прудов в виде заброшенных водоёмов с естественной болотной растительностью, применение вьющихся растений: на беседках, фасаде здания, крыше-галерее, центральной колонне. Это проявилось также и в названии «LOST-отель» (от англ. «lost» - потерянный, затерянный).

Таким образом, в ходе выполнения учебного задания была предпринята попытка создать проект рекреационной зоны в условиях мегаполиса, отвечающей духовно-эстетическим и сенсуалистическим [12; С.77] потребностям современного городского жителя. Проект выполнен в рамках экологического подхода к проектированию в дизайне среды.

Список литературы

  1. Gibson D. The Wayfinding Handbook.-New York.: Princeton Architectural Press, 2009. -152 с.

  2. Глазычев В., Гутнов А. Мир архитектуры: лицо города. М.: Молодая гвардия, 1990. – 352 с.

  3. Добрынина В.И. Философия XX века: учебное пособие. - М.: ЦИНО общества знания России, 1997. – 288 с.

  4. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т. 2. М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 672 с.

  5. Кильпе Т.Л. Основы архитектуры. Учебник. М.: Высшая школа. 2005. 159 с.

  6. Mumford L. The Culture of Cities. - New York.: Harcourt Brace, 1996. – 586 с.

  7. Мамфорд Л. Миф машины. - М.: Логос, 2001. – 408 с.

  8. Немова Е.М. Стилистика сада.- М.: Фитон+, 2001. – 160 с.

  9. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. – 219 с.

  10. Стивенс Д. Террасы и беседки. - М.: Арт-родник, 2008. – 170 с.

  11. Словарь русского языка. /Под ред. А. П. Евгеньевой. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Т. 4, 1988. – 796 с.

  12. Ткалич С.К. Курс лекций по дисциплине «Основы исследовательской деятельности в дизайне». Кафедра дизайна, МГГУ им. М.А.Шолохова, семестр 2012.

  13. Уилсон Д. Экологичный дом. - М.: Арт-родник, 2008. – 143 с.

  14. Фромм Э. Революция надежды. - СПб.: Ювента, 1999. -245 с.

  15. Шпенглер О. Закат Европы. Всемирно-исторические перспективы. Т.2. М.: Айрис-Пресс, 2004. – 624 с.

Просмотров работы: 1578