Практика показала, что существующие сегодня в России направления профессиональной подготовки в области ИТ не способны сформировать синтетические знания на пересечении различных предметных областей. Попытка добавить недостающие дисциплины на традиционные кафедры профессиональной подготовки не только заканчивается неудачей, но и приводит к тому, что общество в итоге получает специалистов с неглубокими знаниями в области ИТ и с поверхностными знаниями в области менеджмента и экономики или с неглубокими знаниями в экономике и менеджменте и поверхностными знаниями в ИТ.
Современное общество требует специалистов, обладающих комплексными, органично сформированными знаниями в таких областях как экономика, менеджмент, право и владеющих основами теории и практическими навыками аналитической поддержки принятия решений, проектирования информационных систем, управления проектированием и внедрением ИТ. Т.е., в последнее время как никогда наблюдается нехватка специалистов органично сочетающих знания в технике, экономике, менеджменте и информационных технологиях.
Синтез знаний на пересечении различных предметных областей определяет необходимость соединения слов «Бизнес» и «Информатика» в появлении нового образовательного направления Бизнес-информатика.
Бизнес-информатика – это не только красивые слова. Бизнес-информатика – это, прежде всего перспективное инновационное направление подготовки специалиста современного общества.
Развитию данного направления следует уделить внимание в рамках современного образовательного учреждения с целью подготовки специалистов нового поколения и формирования личности человека нового информационного общества.
Государственные стандарты и программы подготовки бизнес-информатиков новы не только для российского высшего образования. Они не имеют аналогов и в западной системе высшей профессиональной подготовки.
Квалификация бизнес-информатика позволит на базе современного учебного заведения проводить планирование, осуществлять руководство и координацию деятельности в сфере создания, внедрения и эксплуатации корпоративных информационных систем и грамотно решать задачи, непосредственно связанные с бизнес-процессами:
моделирование и оптимизация бизнес-процессов;
планирование и организация информационных систем;
проектирование и внедрение информационных систем;
эксплуатация и сопровождение информационных систем;
аналитическая поддержка принятия решений управления бизнесом;
планирование и организация исполнения ИТ-проектов высокой сложности.
Объектами профессиональной деятельности бизнес-информатика будут:
программы и программные компоненты информационных систем;
языки и системы программирования информационных систем;
задания на модификацию, оптимизацию и развитие информационных систем,
инструментальные средства для документирования, описания, анализа и моделирования информационных и коммуникационных процессов в информационных системах;
инструментальные средства управления проектами;
стандарты и методы организации управления, учета и отчетности на предприятиях.
Организация учебного процесса этого образовательного направления должна соответствовать принципам Болонского процесса. Учебный процесс должен состоять из двух ступеней:
первая ступень высшего образования (4 года), квалификация — бакалавр бизнес-информатики;
вторая ступень – (2 года), квалификация – магистр бизнес-информатики.
На первой ступени высшего образования должна быть обеспечена фундаментальность знаний специалиста, а в двухгодичной магистратуре осуществлена функционально-ориентированная подготовка. На младших курсах первой ступени подготовки основное внимание необходимо уделить естественнонаучным дисциплинам, базовой подготовке в области информационных технологий, общим математическим дисциплинам, экономическим и гуманитарным дисциплинам. Третий-четвертый курс должны быть посвящены изучению специальных дисциплин.
Знания и умения, получаемые на первой ступени, будут являться базовыми и, поэтому в большей степени они будут соответствовать в основном теоретической направленности. Это методологии, связанные с подготовкой предприятия к автоматизации, проектированием, внедрением информационных систем, организацией ИТ-службы, управлением и эксплуатацией информационных систем и управлением разработкой. Специалисты, получившие степень бакалавра, будут подготовлены к деятельности в составе группы исполнителей, а также как менеджеры сервисов и систем.
Функционально-ориентированная вторая ступень подготовки ставит своей целью углубленное изучение практических проблем бизнеса, формирование практических навыков аналитической, консультативной, научно-исследовательской или научно-педагогической деятельности. Учебный процесс в магистратуре должен быть основан на практической работе студентов в штате ИТ-компаний, подкрепленной очной углублённой индивидуальной теоретической подготовкой в университете. У магистров расширяется круг экономических, управленческих дисциплин, углубляются знания в соответствии с выбранным направлением специализации ИТ-компании:
моделирование и оптимизация бизнес-процессов;
ИТ-консалтинг;
проектирование и внедрение информационных систем;
управление информационными ресурсами предприятия;
бизнес-аналитика информационных процессов;
инновации и бизнес в сфере ИТ.
Выпускник магистратуры будет подготовлен к деятельности по руководству группой исполнителей, отделом ИТ, он может выполнять функции топ-менеджера по организации и управлению бизнесом в сфере ИТ.
Таким образом, в результате развития перспективного нового направления в рамках учебного образовательного учреждения будет решена проблема кадрового дефицита лидеров ИТ индустрии.