На основе теории гидродинамической смазки толщина слоя в месте наибольшего сближения поверхностей определяется по уравнению:
где q- давление в подшипнике; - угловая скорость; d- диаметр вала; - диаметральный зазор; - динамическая вязкость масла; - длина подшипника. На границе жидкостного трения равен текущему значению суммарной высоты касающихся микронеровностей, изменение которой при приработке устанавливает зависимость (1). Совместное решение (1) и (2) дает формулу, преобразованную к удобному для практики виду:
где Т - тормозной момент; п - частота вращения; к - обобщенный постоянный коэффициент.
Условие (3) определяет нижнюю облегченную границу диапазона оптимальных соотношений Т и п, обеспечивающих сокращение продолжительности приработки при безопасных по повреждаемости условиях. Анализ переменных величин показывает, что отношение T/n должно возрастать с убывающей скоростью по ходу проведения приработки. Данный вывод имеет важное значение при разработке режимов обкатки ДВС на практике.