Были проведены эксперименты по модифицированию образцов подшипниковых сплавов поверхностным пластическим деформированием путем накатывания роликом. Для оценки влияния модифицирования на совместимость сплавов использовалась машина трения. В процессе испытаний на трение со ступенчатым ростом нагрузки достигнутая величина давления принималась за максимальную несущую способность qmax для стандартного образца и являлась «условно требуемой» qусл для модифицированного образца. Таким образом, имелась возможность определять ряд текущих характеристик трения в процессе испытаний: давление в контакте q, температуру трения t, коэффициент трения f, величину критического линейного износа h, соответствующего qусл и др.
Сравнение характеристик показало, что благодаря модифицированию несущая способность материала повысилась в 1,21 раза. Время достижения нагрузкой «условно требуемого» давления для модифицированного образца уменьшилось в 2,1 раза. Величина износа, соответствующая «условно требуемому» давлению qусл , снизилась в 1,7 раза.
Литература
1. Зелинский В.В. Расчетная оценка совместимости трибосистем, содержащих подшипниковые сплавы // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, №1, 2012, с.41-45.