СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛАРМОНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛАРМОНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)

Рудакова Е.В. 1, Тюнина Л.А. 1
1ГБОУ ВПО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рассматривая особенности филармонической деятельности на современном этапе, мы посчитали, что в данном аспекте необходимо детально проанализировать работу творческих коллективов г. Белгорода.

Белгородская государственная филармония – главная профессиональная концертная организация Белгородской области. Основана она была в 1966 году, и за годы деятельности филармонии определились три основных направления ее развития: академическое, эстрадное и народное. В настоящее время творческий состав филармонии разнообразен, в него входят такие коллективы, как симфонический оркестр, ансамбль струнных инструментов, духовой квинтет «Орфей», певцы академического направления, эстрадные коллективы и солисты, джазовый оркестр, ансамбль народных инструментов, мужской и женский вокальный ансамбли.

Белгородская филармония сотрудничает с крупнейшими исполнителями и дирижерами России и европейских стран. Творческие коллективы филармонии не раз становились участниками всевозможных фестивалей, являясь вдохновителем и инициатором проведения некоторых их них.

Белгородская государственная филармония играет заметную роль в культурной жизни города и области (http://www.belfilarmony.ru). За сравнительно небольшой промежуток времени она завоевала достаточно высокий рейтинг среди концертных организаций России. История филармонии начинается с 1966 года, когда ранее существовавшее эстрадно-концертное бюро было преобразовано в Белгородскую областную филармонию. Постепенно создавались эстрадные коллективы. В 1970-е годы начал работать музыкальный лекторий для школьников, филармония принимала у себя таких крупных представителей отечественной музыкальной культуры, как М. Ростропович, С. Рихтер, В. Третьяков, А. Пикайзен, Б. Штоколов. В 1980-е годы в филармонии появились собственные солисты (инструменталисты и вокалисты), а в 1990-х годах ей был присвоен статус государственной.

В настоящее время в филармонии действуют разнообразные творческие коллективы: симфонический оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Р. Нигаматуллина; камерный ансамбль (дирижёр Д. Филатов); джазовый оркестр «Биг-Бэнд» под управлением В. Уварова; «Белгород-Брасс» (руководитель Ю. Меркулов); мужской вокальный ансамбль «A’c-band» (руководитель У. Танделов); женский вокальный ансамбль «Лада» (руководитель – народный артист РФ Е. Григорьев (бас-баритон)); танцевальный ансамбль «Мираж» (руководитель В. Карпенко); эстрадные группы (руководители – заслуженные артистки РФ О. Цымбалист и Н. Гридчина); ансамбль русских народных инструментов «Отрада» под управлением заслуженного работника культуры РФ М. Шарабарина. В филармонии сформирован яркий дуэт в составе заслуженных артисток РФ С. Ломоносовой (сопрано) и Н. Стрижовой (меццо-сопрано), исполняющих академические и популярные программы. Среди певцов особое место занимает заслуженный артист РФ Владимир Бойко (баритон), отдавший филармонии почти 30 лет своей творческой деятельности (http://www.belfilarmony.ru).

Пост художественного руководителя концертной организации занимает И.Г. Трунов. Именно благодаря его кропотливой работе, энтузиазму и целеустремлённости филармония стала настоящим центром профессиональной музыкальной культуры региона.

Иван Григорьевич – личность широкого творческого диапазона. Он является режиссёром многих театрализованных представлений, конкурсов, концертов. Важнейшая заслуга И.Г. Трунова – создание в 1993 году большого симфонического оркестра, способного исполнить практически любую концертную программу. Осуществить это в небольшом провинциальном городе без сложившихся музыкальных традиций было под силу только человеку, обладающему уникальными организаторскими способностями и даром убеждения. В настоящее время симфонический оркестр хорошо известен в России. Он регулярно приглашается на различные фестивали, успешно гастролирует за рубежом.

Тесные творческие контакты связывают Белгородский симфонический оркестр с выдающимися отечественными исполнителями и композиторами Н.Петровым, И.Архиповой, В.Пьявко, В.Горностаевой, А.Наседкиным, Т.Алихановым, Д.Крамером, А.Севидовым, А.Гиндиным, Ю.Розумом, Т.Хренниковым, Р.Леденевым, А.Эшпаем, В.Казениным, В.Киктой. Крепнут связи и с молодыми талантливыми исполнителями – гордостью современной России. Сотрудничает оркестр с хоровыми коллективами: Тамбовский камерный хор им. С.Рахманинова, Камерный хор Харьковской филармонии, хор Воронежской государственной академии искусств (http://www.belfilarmony.ru).

Гастрольная география симфонического оркестра довольно разнообразна: Москва, Харьков, Брянск, Иваново, Владимир, Орел, Тула, Тамбов, Курск, Губкин, Старый Оскол, Шебекино и др., а также были осуществлены летние гастроли коллектива во Франции.

С оркестром плодотворно работали разные приглашенные дирижеры: Е.Шестаков (Омск), В.Венедиктов (Волгоград), К.Жарко (Москва), А.Галанов (Минск), А.Дашунин (Москва), В. Онуфриев (Архангельск). Все они готовы продолжить творческие взаимоотношения с Белгородским симфоническим оркестром.

Большое внимание уделяет И.Г. Трунов поддержке молодых белгородских исполнителей, а также талантливых музыкантов, приезжающих на гастроли. За последние годы серьёзно улучшилась материально-техническая база филармонии: были приобретены новые автобусы, качественные музыкальные инструменты, звукоусилительная аппаратура, концертные костюмы для артистов.

С 2004 года организация располагается в собственном здании с залом на 670 мест. Особое значение филармония придаёт музыкально-эстетическому просвещению и воспитанию детей и молодёжи, приобщая их к восприятию и пониманию академической музыки в разножанровом музыкальном лектории. В филармонии получила широкое распространение абонементная система, ставшая важным фундаментом совершенствования концертной деятельности в регионе. Перешагнув 40-летний рубеж, ГУК «БГФ» уверенными шагами движется в будущее и выполняет свою главную миссию — служение музыкальному искусству, сохранение и развитие культурных традиций России.

В Белгородской государственной филармонии действуют разнообразные творческие коллективы, рассмотрим деятельность более детально.

Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии был создан в октябре 1994 года на базе камерного оркестра. За недолгую историю его творческой жизни пройдено несколько важных этапов:

- формирование – под руководством главного дирижера Александра Сурженко;

- становление и развитие – под руководством главного дирижера Александра Шадрина;

- качественное обновление – возглавил симфонический оркестр заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин в 2006 году.

За почти 15 лет развития симфонический оркестр филармонии стал самым популярным и крупным (91 человек) музыкальным коллективом, заложившим совершенно новые культурные традиции в Белгороде и области. В процессе постепенного освоения мирового симфонического репертуара оркестр выработал свою индивидуальную репертуарную политику, исполняя около 40 новых концертных программ ежегодно.

41 сезон ознаменован новыми достижениями оркестра: исполнены 5-я симфония Малера, 21-я симфония Мясковского, 104-я Гайдна, «Скифская сюита» Прокофьева, Концерт для оркестра Бартока, Энигма»-вариации Э.Элгара. Завершила 41-й сезон сценическая постановка оперы «Алеко» С.Рахманинова, вызвавшая восторженные отклики прессы и публики.

Приглашение 8 музыкантов из Белгородского симфонического оркестра для участия в III Фестивале симфонических оркестров мира и мировой премьере Симфонии №6 А.Рыбникова в составе Объединенного Российского симфонического оркестра под управлением маэстро В.Гергиева в Москве стало важным стимулом для дальнейшего совершенствования мастерства артистов. Симфонический оркестр демонстрирует огромный рост с каждой исполненной программой и достижение уровня зрелости

Оркестр народных инструментов создан в 1990г, он является одним из первых профессиональных коллективов Белгородчины. В его состав входят лучшие музыканты – исполнители на русских народных инструментах, преподаватели детских музыкальных школ, школ искусств, музыкального училища, большинство из которых выпускники консерваторий. Немало ярких страниц творческой биографии оркестра связано с деятельностью первого главного дирижера А.В.Князева.

С 1995 года главным дирижером оркестра был заслуженный работник культуры России Б.В. Белогуров. В 2009 году им стал заслуженный работник культуры России Е.А.Алешников. Значительный творческий вклад в становление и развитие коллектива внес художественный руководитель и главный дирижер национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П.Осипова, народный артист России, профессор Николай Николаевич Калинин. Одной из ярких страниц творческой биографии оркестра стали программы, связанные с известным музыкальным коллективом, лауреатом Всероссийских и Международных конкурсов ансамблем «Воронежские девчата» (руководитель – народный артист России, композитор, профессор Юрий Романов).

В творческой биографии оркестра немало интересных страниц, связанных с выступлениями за пределами Белгородской области в гг. Курске, Воронеже, Орле, Курчатове, Острогожске, Нововоронеже, на фестивалях оркестров народных инструментов в гг. Москве, Липецке, Харькове, Анапе. Разнообразен репертуар оркестра. Он включает в себя произведения крупной формы с оркестром Н.Будашкина, Боццини «Хоровод гномов», П.Сарасате «Андалузский романс»; произведения современных композиторов Е.Дербенко, Г.Шендерева, В.Городовской. Основу репертуара оркестра составляют обработки народных песен и танцев В.Андреева, Ю.Шишакова, А.Цыганкова. Оркестр сотрудничает с белгородскими композиторами и исполняет произведения Н.Бирюкова, Е.Старченко, В.Щербакова, В.Шувалова, М.Белоусенко, А.Семки .

«No comment band» – джазовый оркестр – был создан в филармонии в январе 2002 года под управлением Владимира Уварова. В его состав вошли профессиональные музыканты из симфонического оркестра филармонии и выпускники эстрадно-джазового отделения БГИКИ. Владимир Уваров – выпускник Московского государственного института культуры. Он имеет огромный, 40-летний опыт работы в джазе с разными коллективами. Является участником Международных джазовых фестивалей в Тольятти, Курске, Тамбове, Ростове-на-Дону. В. Уваров стал для молодых артистов, мудрым наставником. Энтузиазм, энергия руководителя, его любовь к джазу, знания о джазе, его стилях и исполнителях формируют репертуарную политику band’a. Репертуар разнообразен и постоянно расширяется. С оркестром работают певцы. Джазовый оркестр филармонии – известный в области коллектив, имеющий серьезные перспективы развития.

Оркестр духовых инструментов создан в 1990 году (см. Приложение 3). С 2009 года главным дирижером оркестра стал Юрий Меркулов. Коллектив всегда стремился к выполнению своей важнейшей задачи – возрождать традиции духовой музыки на Белгородчине. Большой и разнообразный репертуар оркестра позволяет исполнять концерты, востребованные любой аудиторией. Здесь и марши, и танцевальная музыка, и отрывки из оперетт, классика, эстрадные и джазовые композиции и обработки народных песен. Оркестр является постоянным участником больших концертных программ, торжественных и праздничных церемоний, проходящих в Белгороде и области, выступает в парках, на площадях, танцевальных площадках. Он объездил все уголки Белгородчины, гастролировал в Харькове, Липецке, Орле, Курске, Воронеже, городах Словакии.

Камерный ансамбль существует в филармонии 9 лет, с 1999 года. С 2007 года руководит коллективом молодой дирижер Дмитрий Филатов. В составе ансамбля артисты симфонического оркестра. В 2004 году ансамбль стал лауреатом премии «Молодость Белгородчины». Камерный академический репертуар ансамбля прекрасно сочетается с популярной классикой: Бах, Моцарт, Рахманинов и Штраус, Гершвин, Пьяцуола. Репертуар постоянно обновляется. Ансамбль находится в поиске своего пути и в развитии.

Вокально-хореографический ансамбль «Белогорье» создан в 1971 году . В основе репертуара ансамбля – народные песни, танцы Белгородчины и других областей России, зажигательные пляски и лирические хороводы, свист на бересте, инструментальные наигрыши, авторские песни. Особый колорит концертным программам придают незабываемые по своей оригинальности костюмы артистов.

В составе ансамбля, которым со дня его основания руководит заслуженный работник культуры России Наталья Чендева, – хоровая, танцевальная и инструментальная группы. В концертных программах принимают участие от 20 до 45 человек. Музыкальный коллектив неоднократно становился лауреатом престижных Всероссийских и Международных конкурсов. Ансамбль объездил все уголки родного края, выступал в лучших концертных залах России. С восхищением принимали белгородских артистов в Польше, Венгрии, Испании, Словакии, Швеции, Норвегии, Англии, Германии, Дании, Франции.

В 1996 году ансамбль «Белогорье» достойно представлял культурную программу России на XXVI летних Олимпийских играх в Атланте. Где бы ни выступали участники ансамбля «Белогорье» - их искусство всегда понятно и близко каждому. Оно идёт от сердца к сердцу, доставляя радость общения с богатейшим наследием великой русской культуры.

Молодой камерный коллектив, в составе которого опытные музыканты: дипломант международных конкурсов Татьяна Товарищева (фортепиано); Раиса Юрина (скрипка), Ирина Александрова (виолончель). В мае 2005 г. состоялся дебют ансамбля в зале филармонии. В 2006 г. «Романтик-трио» стали дипломантом открытого Всероссийского фестиваля-конкурса ансамблевого музицирования в г. Сочи. В репертуаре ансамбля камерные произведения композиторов-романтиков (Шуберт, Шопен), импрессионистов (Дебюсси, Равель), русских композиторов (Рахманинов, Свиридов). Каждый из участников ансамбля имеет свой исполнительский стиль, а вместе они составляют единый музыкальный организм, которому подвластно воплощение разнообразных чувств и самых тонких оттенков человеческих переживаний.

Мужской вокальный ансамбль был создан Танделовым Урузмагом Михайловичем при Белгородской государственной филармонии в сентябре 2000 года. Цель коллектива – пропаганда мужского пения без сопровождения – a’capella. В нынешнем составе – это мужской вокальный секстет, состоящий из выпускников эстрадно-джазового отделения Белгородского государственного института культуры и искусств. Излюбленные жанры, в которых работает коллектив: джазовый хорал, народная песня, духовное песнопение, эстрада (ретро). Созданием такого ансамбля воплотилась мечта соединить в одно целое все самое интересное в вокале. У. М. Танделов является автором аранжировок большинства композиций, исполняемых коллективом. Этот молодой коллектив хорошо знает и любит публика, подготовленная для восприятия особых вокальных жанров исполняемых артистами, а неподготовленная аудитория открывает для себя в концертах «А’с band” удивительную красоту вокального многоголосия.

Вокальный ансамбль «Лада» образован в 1998 году под руководством Натальи Урванцевой. Состав ансамбля менялся с течением времени, неизменным оставалось творческое направление ансамбля: русские народные песни, фольклорные песни без сопровождения, «ретро» и современная эстрада. С 1999 года ансамбль «Лада» работает в филармонии, он стал популярен в разных уголках Белгородской области. «Лада» принимала участие в Международных фестивалях в г. Харьков, г. Сумы, г. Липецк, в юбилейном творческом вечере известного коллектива «Воронежские девчата». Вокальное многоголосие и народные традиции исполнения стали источником творческих контактов и сотрудничества с инструментальным ансамблем «Отрада».

Ансамбль русских народных инструментов «Отрада» появился в филармонии в 1995 году. Руководит ансамблем народных инструментов замечательный музыкант заслуженный работник культуры РФ Михаил Шарабарин (баян) . В состав ансамбля входят Евгений Ижбердеев (балалайка), Виктор Ткачев (бас-балалайка), Виталий Прокопенко (ударные). Более 10 лет ансамбль сотрудничал с солистом филармонии заслуженным артистом РФ (ныне народным артистом РФ) Евгением Григорьевым (бас-баритон). Много ярких программ было исполнено этим коллективом, любимцем публики от мала до велика. Огромной популярностью пользуются специальные игровые программы для младших школьников. Интерес к русской народной музыке, который пробуждает в слушателях «Отрада» неиссякаем. Ансамбль является дипломантом Международного фольклорного конкурса-фестиваля, постоянным участником международных фестивалей в Словакии, Германии, Аргентине. В 2000 году солисткой ансамбля стала молодая талантливая певица Наталья Ткаченко, украсив своим сильным красивым голосом все выступления «Отрады». Наталья Ткаченко, выросла в одном из дальних сел Белгородской области и впитала в себя всю незабываемую прелесть народной культуры и искусства. За время работы в филармонии она превратилась в профессиональную певицу, исполняющую народные песни, успела окончить Белгородский государственный институт культуры. Сильный, красивый, «бархатный» голос, сценическое обаяние, простота в общении снискали всеобщую любовь и уважение к певице. Н. Ткаченко – лауреат Международных музыкальных фестивалей в Болгарии, Германии, Словении, Венгрии.

Шоу-балет «Мираж» создан в филармонии в 2001 году, руководитель – Карпенко Виктор Николаевич, балетмейстер, выпускник Московского государственного института культуры (Орловский филиал). В. Карпенко имеет большой опыт работы с разными танцевальными коллективами. В составе танцевального ансамбля в основном выпускники Белгородского государственного института культуры. «Мираж» – чрезвычайно востребовательный коллектив. В его репертуаре познавательно-развлекательная программа для детей. «Танцы народов мира», яркие современные эстрадные танцы «Мираж» украшает все эстрадные концерты певцов, принимает участие в сценических постановках опер («Дон Паскуале» Доницетти, «Алеко» Рахманинова).

Хоровая студия мальчиков была создана в 2007 году по инициативе художественного руководителя Белгородской государственной филармонии Трунова И.Г. и при поддержке губернатора области Савченко Е.С. Руководителем хора стала выпускница Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки Сапожникова Мария Геннадьевна. В первый год в студии обучалось всего лишь 20 человек, а уже в 2008-2009 учебном году количество хористов превысило сто человек. Кроме основного состава хора работают филиалы на базе детского образовательного учреждения № 27 и школы № 21 г. Белгорода. В учебной основе студии лежит принцип хоровых ступеней: 1 ступень – группа (4 – 5,5 лет) и группа (6 – 7 лет) – подготовительный класс 2 ступень – 1 – 3 классы (младший хор) 3 ступень – 4 – 5 классы (средний хор) 4 ступень – 6 – 7 классы (старший хор) Процесс обучения включает в себя ряд обязательных предметов, которые помогут воспитать профессиональных, грамотных хористов. Обучение ведут профессиональные педагоги. Хор – 2 раза в неделю Сольфеджио – 1 час в неделю Хоровое сольфеджио – 1 час в неделю Слушание музыки – 1 час в неделю Ритмика – 1 час в неделю (подготовительный класс) ИЗО – 1 час в неделю (подготовительный класс) Вокал – 1 час в неделю Фортепиано – по выбору 1 час в неделю Репертуар хора формируется, регулярно пополняясь новыми произведениями. В него входят классические произведения, произведения советских и современных композиторов. В основном это произведения в сопровождении фортепиано. Несмотря на то, что коллектив еще молод, он ведет активную творческую жизнь. Хор мальчиков является дипломантом III степени городского хорового конкурса им. Дегтярёва-Ломакина и дипломантом областного Пасхального фестиваля «Воскресение Христово видивше…».

Событие радостное и многообещающее для публики, в кругу интересов которой отныне появляется самостоятельный богатейший пласт мировой музыкальной культуры. Хор и его руководитель Елена Алексеева, концертмейстер Ирина Соколова, солисты Галина Зольникова (драматическое сопрано), Владимир Бойко (баритон), Михаил Мальцев (бас) предложили большую и разнообразную программу – от классики XIX в. (Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский, Танеев, Виктор Колесников) до интереснейших хоровых опусов наших современников (Георгий Свиридов, Алексей Ларин, Владимир Самарин). Те, кто знает хор Елены Алексеевой по его выступлениям последних лет преимущественно с оркестрами («Глория» А. Вивальди, хор в операх «Дон Паскуале» Доницетти, «Алеко» Рахманинова) с удовольствием констатируют его высокий профессиональный уровень: хорошую дикцию, мягкость и ансамблевую слитность звучания, прекрасное владение динамической шкалой пиано, восхитительную легкость техники стаккато, отсутствие даже намека на форсированность (перенапряжение) звука. Некоторую неоднородность звучания в сопрано скорее всего можно отнести к «болезни роста». Хоры «Вечер» и «Посмотри, какая мгла» С. Танеева на стихи Я. Полонского; «Зорю бьют» и «Наташа» из хорового цикла «Пушкинский венок»; потрясающий, единственный в своем роде свадебный реквием – обработка московским композитором Алексеем Лариным русской народной песни «Матушка, что во поле пыльно» (солистка Г. Зольникова) и его же обработка плясовой «Перевоз Дуня держала» – были наиболее яркими и запоминающимися моментами концерта. Начало и финал программы украсили нечасто исполняемые кантаты Мусоргского и Чайковского «Иисус Навин» и «Москва».

Таким образом, основными свойствами филармонической деятельности являются эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Филармоническая деятельность благодаря этому позволяет субъекту не отделяться от любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека использует здесь особенности пространственно-временного устройства филармонии для того, чтобы сделать присутствие значимым «здесь» и «сейчас».

Филармоническая деятельность как часть культурно-досуговой деятельности существования более всего соприкасается с душевным и духовным началом человека. Именно филармонической деятельности в большей мере, чем в производственной, бытовой и других, человек имеет возможность соприкасаться с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации. Возможно, недооценка или непонимание важности роли филармонической деятельности в жизни человека и общества в целом, проявляющиеся в попытке запроектировать и построить ее по какому-либо комплексному плану, приводят к утрате этого мощного культуроформирующего феномена, порождению неверия и кризиса культурно-досуговой деятельности.

Просмотров работы: 3442