ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС СОЦИАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС СОЦИАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают и все чаще проявляют равнодушие и черствость. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз - «не доиграл», т.е. не развил свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления, а в период психологической адаптации к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность и пр.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность. Именно возраст младшего школьника сензитивен для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, обладает способностью к мыслительным операциям и т.д.

Учитывая эти противоречия, у меня возникла идея создания проекта «Театральная студия «Сказка». Представляется, что сегодня внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, для создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе разноплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания, развить творческие способности детей. Занятия в кружках культурно-эстетического направления способствуют развитию воображения, артистизма, а, кроме того, закладывают основы понятия морали, что, безусловно, очень важно в воспитании личности.

Главной целью «Театральной студии «Сказка» является развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения. Доминантной формой работы с детьми является игровая деятельность (специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике и культуре речи).

Программа кружка «Театральная студия «Сказка» сориентирована на учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой. Эта программа имеет продолжение в средних классах (авторская библиотечная программа «Подружись с книгой»). Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися: театральная игра; ритмопластика; культура и техника речи; основы театральной культуры; создание спектакля.

1-й раздел — «Театральная игра» — направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальной школе за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента. Обычно все дети делятся на мини-группы (по 4 человека). Как правило, это зрители и исполнители, что дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.Подобные игры можно использовать на уроках риторики, информатики, физкультуры, в качестве физкультминуток. Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях (где все является вымыслом), помогают действовать в предлагаемых обстоятельствах, развивают веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо известных небольших сказок.

2-й раздел — «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач: развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости); развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений); развитие воображения (способность к пластической импровизации). Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом (так называемая мышечная свобода). Наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов. Ритмопластические упражнения и игры не дублируют музыкально-ритмического воспитания в системе музыкальных занятий с школьниками, так как развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.

3-й раздел — «Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи» входят игры, которые называют мной “творческими играми со словами”. Подобные игры развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.

4-й раздел — «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя.

5-й раздел — «Работа над спектаклем» — является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующий алгоритм: выбор пьесы и обсуждение ее с детьми; деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов; переход к тексту пьесы - работа над эпизодами, уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей, работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен; репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением; репетиция всей пьесы целиком в костюмах; назначение ответственных за смену декораций и реквизит; премьера спектакля.

На театральных занятиях акцент делается на приобретение детьми собственного творческого опыта. Выполняя любое упражнение, ребенок проделывает тот же путь, что и большой актер при работе над ролью. Особенно важен сам процесс овладения искусством, а также воспитание в детях самостоятельности, активности, инициативности, желания творить, пробовать имеет первостепенное значение.

Вот наиболее отчетливые тенденции, проявившиеся в поведении большинства учащихся, занимающихся в «Театральной студии «Сказка»:- исчезли страх и скованность, явно исчезло насмешливое отношение друг к другу. На вопрос педагога, кто хотел бы выполнить то или иное упражнение, поднимается “лес рук”, что не замечалось в первые месяцы учебы; - отсутствует агрессивность в индивидуальном поведении и общении, а появилась доброжелательность по отношению к одноклассникам;

- заметно снизилось бытовое психоэмоциональное напряжение учеников, и лучшую сторону изменилась речь;

- у многих детей обнаружились и развились творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические (многие сочиняют стихи).

Иными словами, результаты обучения в начальном классе показывают, что у многих детей стали активнее формироваться потребности в творчестве, самовыражении, диалоге с другими детьми и пр.

Объединяя в себе различные виды искусства, театр создает благоприятную почву для занятий различными видами художественного творчества во взаимосвязи. При комплексном воздействии различных видов искусства решение задач эстетического воспитания становится более эффективным, что способствует успешному социально-художественному развитию учащихся через художественно-творческую деятельность. Из вышесказанного можно сделать вывод, что театральное искусство имеет огромные ресурсы в социальном и художественном развитии детей.

Просмотров работы: 4157