ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Чтобы говорить об особенностях креативного развития в младшем школьном возрасте, необходимо, на мой взгляд, вспомнить исследования В.Н Дружинина и Н.А. Хазратовой, которые показали, что возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей. В это время подражание ребенка значимому взрослому как образцу, является основным механизмом формирования креативности. Эти авторы утверждают, что на какой-то период креативность переходит в латентное состояние (так называемый феномен «детского творчества»).

Творческие способности у детей проявляются рано - в 5 лет. Психологи отмечают наличие почти у всех наблюдавшихся литературно- и музыкально–одаренных детей богатой фантазии, яркого воображения, речевых и музыкальных способностей и чувства формы. Дети в этом возрасте начинают сочинять неожиданно для себя стихи и сказки, небольшие музыкальные пьесы, мелодии, импровизируют. Подражание творческим образцам, как переход от «наивного творчества к творчеству взрослому», наступает в 8 -15 лет.

Важной гранью воспитания и развития личности в младшем школьном возрасте является нравственно–эстетическое воспитание, а приобщение к музыке – один из важнейших путей эстетического воспитания. Эта проблема освещена в работе Н.А.Терентьевой «Музыкально – эстетическое воспитание». Возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально - чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным: чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального искусства - основа приобретения личностного опыта, основой самосозидания, креативности. Упущенные возможности в нравственно–эстетическом воспитании на этапе обучения в начальной школе уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

В работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора - мы находим описание того, каким образом музыка влияет на эмоциональное состояние человека. По свидетельству одного из продолжателей философа – Ямвлиха, оставившего нам трактат «О пифагорейской жизни», Пифагор установил в качестве первого – воспитание при помощи музыки. Специфика искусства, в том числе и музыки его художественно – образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста.

Личность ребенка может раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства, в частности музыки. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его развитии. Музыка (по выражению Стендаля) вляется единственным искусством, проникающим в сердце человека так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Без музыкального воспитания невозможно полноценное развитие ребенка, - писал выдающийся педагог В.Сухомлинский. Основной формой музыкального воспитания и обучения младших школьников в школьном учреждении являются уроки музыки. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально – ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах.

музыки – это художественно–педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы, а для создания музыкальных образов, детям необходимы знания выразительных средств музыки: регистра, тембра, лада, штрихов, темпа, ритма, динамики. У детей остро проявляется «потребность в эмоциональном насыщении». В младшем школьном возрасте эта потребность проявляется в желании перевоплотиться в героя, выполнять определенную социальную роль и может реализоваться на уроках музыки. В результате систематического обучения у младших школьников развиваются творческие способности. Для этого, как утверждают Д.М. Теплов, Н.С.Лейтес, Д.Б.Эльконин, К.В.Тарасова необходимо применять разнообразные виды деятельности, использовать различные вспомогательные средства и приемы. В своей работе «Музыкальное развитие ребенка» Н.А.Ветлугина пишет о том, что музыкальное развитие – явление сложное и многосоставное. Между его компонентами устанавливаются различные взаимосвязи: между природными задатками и сформированными на их основе музыкальными и творческими способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку извне.

Музыкальное воспитание детей, как педагогический и психологический процессы, охватывают ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве т.к., музыкальное и творческое развитие личности протекает по ее внутренним законам, всегда подчиняется воздействиям извне. Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности. Такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитания, стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно – творческих способностей.

Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой задачи, одной из которых выступает развитие творческих способностей. Л.Л.Бочкарев считает, что творческая активность детей развивается, воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения – активной, целенаправленной деятельности. В последнее время большое внимание уделяется методам активизации деятельности младших школьников по повышению роли творческого начала на уроках музыки (О.Апраксина. Н.Ветлугина, Л.Дмитриева) и методам пробуждения и развития интереса школьников к музыки (В.Шацкая, Н.Гродзенская, Л.Бартеньева). В пении творческие проявления у младших школьников выражаются в воспроизведении голосом услышанных музыкальных звуков, импровизации, попевок и развернутых мелодий на заданный текст. Педагоги, психологи, музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. В игре на инструментах продуктивное творчество проявляется в сочинении детьми несложных жанрово – определенных мелодий – маршевых, плясовых, колыбельных.

Как показала практика, младшие школьники, могут самостоятельно придумать музыкально – дидактические игры. Проявление творческих способностей наблюдается на уроках музыки и в процессе музыкально – ритмической деятельности ребенка: при выполнении образных упражнений, инсценировании сюжетов песен, исполнении танцев, сочинении плясок – импровизации, инсценировании игр. В музыкально – ритмической деятельности, отвечающей активной природе ребенка, ему значительно легче, чем, например, в пении проявить инициативность в передаче характера музыкального произведения, в отображении тех или иных музыкальных образов. Креативность детей развивается на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения навыками двигаться под музыку и выразительно петь, выполнения творческих заданий.

Таким образом, задачи музыкального воспитания осуществляются путем активной музыкальной деятельности детей в процессе их обучения на уроках музыки.

В начальной школе важно показать младшему школьнику связь искусства с его личным миром, с миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно учитывать местные особенности национальной культуры: наличие собственных певческой и хореографической традиций, специфики в народном костюме. Проблема приобщения младшего школьника к искусству решается на личностно – значимом для него художественном материале родного края.

С моей точки зрения, для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки следует использовать такие творческие задания как:

  • ритмопластика (придумать движения);

  • звукографика (устная и письменная), графически изобразить штрих, мелодию;

  • бег ассоциаций (найти ассоциации): с природой; с репродукциями; со стихотворениями; с жизненными ситуациями;

  • актуализация субъектного опыта (свободно обсудить, сравнить, передать впечатления);

  • музыкальное рисование (создание словесного портрета);

  • ИЗО (рисунок);

  • интонирование в заданном образе;

  • игровые ситуации (музыкально- дидактические игры);

  • импровизация на детских музыкальных инструментах;

  • театрализация (инсценировка песен, перевоплощение);

  • ритмизация текстов;

  • досочинение мелодий;

  • сочинение текстов к музыкальным фразам;

  • игровая импровизация;

  • составление художественных коллекций.

Просмотров работы: 3182