ЭВОЛЮЦИЯ ПОЗИЦИИ АМЕРИКАНСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ПО ВОПРОСАМ СЕГРЕГАЦИИ, ДИСКРИМИНАЦИИ, ВОЙНЫ И МИРА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII-XX ВВ. ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЗИЦИИ АМЕРИКАНСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ПО ВОПРОСАМ СЕГРЕГАЦИИ, ДИСКРИМИНАЦИИ, ВОЙНЫ И МИРА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII-XX ВВ. )

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Католичество – одно из самых первых ветвей христианства появившихся на американском континенте. Судьба католицизма в США – это уникальный путь включения его в современность, обладающее широко разработанным учением, имеющее приложение ко всем сферам человеческой жизни, и мощные организационные структуры, способные сохранять и распространять католические ценности. Несмотря на то, что США считают протестантским государством, тем не менее, роль католической церкви не уменьшается. Актуальность данной темы состоит в том, что католичество остается одной из ведущих направлений христианства в США и продолжает оказывать огромное влияние на все сферы жизни американского общества.

Цель данной работы: проследить эволюцию позиций американской католической церкви по вопросам сегрегации, дискриминации, войны и мира.

Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:

1показать изменение позиций американской католической церкви в отношении сегрегации и дискриминации

2Показать трансформацию взглядовкатолической церкви по проблеме войны и мира

При исследовании данной темы были использованы следующие источники официального характера:

«Декларация о религиозной свободе» (данный документ был принят в период 1962 – 1965 гг.), «Закон о гражданских правах» (1964 г.).

Хотя и прошло достаточно много времени, интерес к данной проблеме не угас. Вопросам исследования по данной теме, посвящено множество работ отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих некоторые аспекты данной проблемы. При изучении данной темы мы имели возможность познакомиться с трудами российских авторов таких, как Л. Н. Великович «Религия и церковь в США», С. Б. Филатов «Католицизм в США (60-80-е годах)», Н. Н. Яковлев «Религия а Америке 80-х годах», М. П. Мчедлов «Католицизм», помимо этого использовалась работа «Религия в политической жизни США», ответственными редакторами которой выступали Ю. А. Замошкин и Д. Е. Фурман.

Позиция американской католической церкви по опросам сегрегации, дискриминации, проблемам войны и мира складывалось в течение длительного периода, она изменялась, приспосабливалась к условиям в США.

Католическая церковь, как и протестантская церковь, вплоть до окончания гражданской войны оправдывала как рабство, так и порабощение, и истребление индейцев. Например, в епископальных церквах Виргинии и Мэриленда афроамериканцев уверяли, что самому господу было угодно, чтобы они занимали низкое положение в обществе. Чтобы оправдать угнетение негритянского населения, религиозные проповедники рабства стремились всячески принизить их.

Однако с течением времени католики стали менять свои взгляды и уже в 60ых годах XX века католические церкви заявили, что они осуждают расовую сегрегацию и дискриминацию негритянского населения. Национальный совет церквей призвал все церкви включиться в движение против дискриминации негритянского населения. Новая линия католической церкви в отношении негритянского вопроса была обусловлена как стремлением усилить свое влияние среди негритянского населения Африки и Латинской Америки, так и желанием усилить свои позиции в южных штатах США. Одним из важнейших мероприятий в проведении новой линии была отмена сегрегации в католических школах, что способствовало значительному увеличению числа учащихся афроамериканцев.

С избранием президентом США католика Джона Кеннеди начинается новый виток борьбы за гражданские права против дискриминации и сегрегации, в которую активно включаются и католики.Дж. Кеннедиразрабатывался закон о гражданских правах, но Кеннеди был убит накануне обсуждения в Конгрессе закона о гражданских правах и закона о снижении налогов. Однако после его смерти законы были приняты в ускоренном порядке. Так, согласно закону: «Все люди должны быть свободными в любом учреждении или месте от дискриминации или сегрегации по расовому, цвета кожи, религиозному или национальному признаку, в случае применения сегрегации или дискриминации должны требовать любой закон, статут, ордонанс, правила или решения штатов или других государственных учреждений, имеющих право на это».Таким образом, данный закон отменял все формы дискриминации и сегрегации, который был присущ на тот момент времени.

На сегодняшний день нельзя сказать, что негритянский вопрос полностью ликвидирован, он является одним из самых острых вопросов для религиозных организаций США. Ведь до сих пор существуют отдельно церкви для белого населения и для черного населения.

Также претерпели изменения и взгляды католиков по вопросам войны и мира. Долгое время католическая церковь США освящала войны, которые вели вооруженные силы, мотивируя тем, что эти войны угодны богу. Так, как отмечает С. Б. Филатов, в 1933 году католические епархии решительно противились дипломатическому признанию СССР и делали все возможное, чтобы не допустить улучшения советско-американских отношений после 1933 года.

Католическая церковь вплоть до вступления Америки в войну страстно отгораживалась от возможности вовлечения в нее США, призывала к упрочению связей со странами Латинской Америки и нейтралитету по отношению к конфликтам в Европе. Однако только после начала войны католический епископат отказался от изоляционизма. К тому же, в годы войны епархия сделала много в поддержку военных усилий правительства Ф. Рузвельта, но даже тогда позиция американской католической церкви отличалась повышенной враждебностью к СССР.

Под этим же лозунгом, и государственные политики США вели экспансионистскую политику. Примером такой политики может послужить война во Вьетнаме. За продолжение американской агрессии во Вьетнаме выступали видные иерархии американских церквей, аргументируя это тем, что защищая благо цивилизации, они защищают божье дело, то есть католическая церковь одобряла агрессивную политику США.

Тем временем, в США усиливалось антивоенное движение, которое и оказало существенное влияние на изменение позиции католической церкви в отношении войны во Вьетнаме. Среди духовенства нарастало недовольство позицией католической иерархии, началось движение за прекращение войны.

В мае 1967 года католические священники совместно с протестантскими священниками создали межконфессиональное общество «Граждане, борющиеся за мир во Вьетнаме». Уже к 1971 году Конференция католических епископов США охарактеризовала войну во Вьетнаме как несправедливую, изменив, таким образом, свою прежнюю позицию. Основной причиной, способствовавшей изменению позиции католической церкви, стал тот факт, что существующие условия наносили ущерб церкви, ослабляли ее авторитет и влияние на общественность.

В последние годы XX века американская католическая церковь оценивает те перемены, которые произошли в международных отношениях, и выступает против войны, за мирное урегулирование спорных вопросов. Война во Вьетнаме способствовало переосмыслению той неверной политики, которую они выбрали в тот период времени, и теперь стремятся больше не противостоять общественному настроению.

Таким образом, можно сказать, что позиция католической церкви наэволюционировала напротяжении времени и претерпевала значительные изменения. Изначально, выступая за все виды дискриминации, сегрегации, за военные методы урегулирования вопросов, сегодня позиция американской католической церкви по этим вопросам приобрела диаметрально противоположный вектор.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источники:

  1. Декларация о религиозной свободе [Электронный ресурс] // Библиотека Якова Кротова: неофиц. сайт. – 1997. – Режим доступа :http://krotov.info/acts/20/2vatican/dcmnt283.html#. – 15. 01. 2013.

  2. CivilRightsAct,July 2, 1964 [Электронный ресурс] // Сайт библиотеки Йельского университета: офиц. сайт. – 2001. – Режим доступа :http://avalon.law.yale.edu/20th_century/civil_rights_1964.asp.– 15. 01. 2013.

Литература:

  1. Великович Л. Н. Религия и церковь в США / Л. Н. Великович. – М.: Наука, 1978. –144 с.

  2. Мчедлов М. П. Католицизм / М. П. Мчедлов. – М. : Изд. полит. лит., 1970. – 278 с.

  3. Опарин А. А. Религия мира и Библия [ Электронный ресурс ] // Наука и Библия : офиц. сайт. – 2000. – Режим доступа : http://nauka.bible.com.ua/religion/rel2-06.htm. – 15.03.2012.

  4. Религия в политической жизни США / Отв. ред.: Ю. А. Замошкин, Д. Е. Фурман. – М. : Наука, 1985. – 224 с.

  5. Филатов С. Б. Католицизм в США (60 – 80-е гг.) / С. Б. Филатов. – М.: Наука, 1993. – 144с.

  6. Фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США / Д. Е. Фурман. – М. : Наука, 1981. – 256 с.

  7. Яковлев Н. Н. Религия в Америке 80-х г. / Н. Н. Яковлев. – М. : Полит.лит.,1978. – 235 с.

  8. Черкин В. Е. Дискриминация национальных меньшинств в США / В. Е. Черкин. – М. :Госюриздат, 1958.– 267 с.

Просмотров работы: 2047