Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в начальной профессиональной школе выступает личность самого педагога. На это указывал Лук А.Н., говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов. …Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей» [1].
Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность, в процессе которой, как мы выяснили при теоретическом анализе работ Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М. и Немова Р.С., развиваются творческие способности. Если учитель не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность учеников.
Немов Р.С., определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития.
Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для развития творческих способностей выделял Левин С.А. в своей работе «Воспитание творчества» [3].
Для того чтобы учащиеся не утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что в раннем юношеском возрасте учащийся стремится к решению максимально трудных для него задач. Это поможет нам реализовать второе условие, предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находиться в зоне потенциального развития учащегося.
Ещё одним важным условием для развития именно творческих способностей Левин В.А. называл развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчёркивал он, многие качества, необходимые творческой личности – художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного попадают в число избыточных, лишних. Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными особенностями развития личности юноши стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества.
Наилучшей применительно к раннему юношескому возрасту является «особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения», которая субъективно, сточки зрения юноши, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата [4].
Для этого важно, чтобы учащемуся было что сказать участникам общения, чтобы он действительно выступал информантом, для этого необходимо найти реципиента общения. В нашем случае реципиентом является коллектив группы и педагог, а на уровне начального профессионального учреждения это коллектив начальной профессиональной школы, и т.д.
Список использованных источников
Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978 - с. 126
Бравиль В.А. Международные интеллектуальные олимпиады. – М., 1986.
Немов Р.С. Психология: в 3 кн. - М., 2001, кн. 3.
Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1992